Белорусская государственность: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:58, реферат

Краткое описание

Глава 1 Проблемы белоруской государственности в историко-правовой науке.
Глава 2 Становление и развитие белорусской государственности
Глава 3 Белорусская государственность на современном этапе

Файлы: 1 файл

бел.гос.docx

— 30.09 Кб (Скачать)

Конституция Республика Беларусь содержит основные положения важнейших международных  документах, которые составляют Международный  билль о правах человека ( Всеобщая декларация прав человека, Международный  пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту  о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о  защите прав человека и основных свобод), что обеспечивает надлежащее развитие текущего законодательства.

Одной из основных характеристик социального  государства является гарантированность  каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республика Беларусь прямо предусмотрено право  каждого на достойный уровень  жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение  для этого условий.

Достойное развитие личности, безусловно, возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим  правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. на государстве лежит обязанность  устранять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан.

Для социального  государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные  средства—правовые, экономические, организационные  и др. Например, провозглашение равенства  всех перед законом и право  без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов( ст22 Конституции); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействия между государством, предпринимателями  и профсоюзами( ст.13, 14, 41); предусматривается  оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей ( ст.32,47) и др.

Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит система социального обеспечения, в том числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, но суть социального государства  не может сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве  должна быть сбалансированная система  льгот и преимуществ.

Экономические основы конституционного строя РБ закрепляются в ст.1,13,44 Конституции. В них, идет речь о социально ориентированной  рыночной экономике. Производство и  распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования  и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства. Действующая Конституция  определяет формы собственности  и политику государства в области  отношений по поводу собственности.

Собственность может быть государственной и  частной. Государство предоставляет  всем равные права для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и  гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности  свободного использования способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности.

Базовым правовым актом, определяющим основания  возникновения и порядок осуществления  права собственности, является Гражданский  кодекс Республики Беларусь. В нем  предусмотрено, что субъектами права  государственной собственности  являются Республика Беларусь и административно-территориальные  единицы. Субъектами права частной  собственности являются физические и негосударственные юридические  лица. При этом в Гражданском кодексе  прямо зафиксировано, что права  всех собственников защищаются равным образом.

Республика  Беларусь является суверенным государством, обладает всей полнотой власти на своей  территории и самостоятельно проводит свою внешнюю и внутреннюю политику. При этом государство может вступать в различные союзы или соглашаться  с мнением других государств, однако это не говорит о несамостоятельности  политики. Несамостоятельность может  быть выражена в подчинении рекомендациям  других стран в ущерб своим  государственным интересам, ведении  политики, выгодной в первую очередь  не самому государству, а его союзникам  или партнерам. Одним из признаков  суверенитета является наличие института  гражданства, возможность иметь  собственные вооруженные силы, спецслужбы, органы охраны правопорядка, финансовую систему, а кроме того контролировать свою территорию и иметь государственные  символа.

 

3. Объединенный  процесс Беларуси и России: основные  цели и принципы

 

В результате экономических кризисов и революционных  потрясений, многочисленных разрушительных войн и межнациональных конфликтов, распада старых и образования  новых государств человеческое общество оказалось перед ответственным  выбором: либо продолжать бессмысленное  наращивание средств решения  международных проблем с позиции  силы, либо вести настойчивый поиск  разумных решений и норм сосуществования  государств во имя благополучия нынешнего  и будущих поколений.

Обретя  в результате развала СССР государственный  суверенитет, Республика Беларусь оказалась  наедине с многочисленными сложнейшими  проблемами. Тогда Республика Беларусь во главе с А.Г.Лукашенко сразу  же взяли курс на самое тесное сближение  и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.

Тогда Россия переживала крайне трудный период. Едва ли не со всех сторон раздавались  в ту пору советы белорусскому Президенту делать ставку на развитие отношений  со стабильными и экономически благополучными западными странами. Но на референдуме  в мае 1995 года наш народ напрочь  отверг, эти советы, продемонстрировал  свое стремление жить в братском союзе  с народами России и тем самым  поддержали своего Президента, подтвердив правильность избранного им пути.

Новейшая  история белорусско-российских отношений, которая ведет свой отсчет от распада  СССР, отмечена многими важными вехами. Основные этапы интеграции, пройденные Республикой Беларусь и Российской Федерацией:

26 июня 1992 года были установлены дипломатические  отношения между Республикой  Беларусь и Российской Федерацией.

6 января 1995 года Беларусь и Россия заключили  Соглашение о Таможенном союзе.

21 февраля  1995 года президенты двух стран  подписали в Минске Договор  о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве  сроком на 10 лет.

26 мая  1995 года у белоруской деревни  Речка Президентом РБ А.Г.Лукашенко  и Председателем Правительства  Российской Федерации В.С. Черномырдиным  был убран пограничный столб.  Это означало ликвидацию границы  между Беларусью и Россией.

27-28 февраля  1996 года состоялся первый официальный  визит белорусского Президента  в Российскую Федерацию. Именно  тогда А.Г.Лукашенко приехал в  Москву с предложениями, направленными  на тесное сближение двух стран.  Через месяц они обрели форму  межгосударственного договора. Так  был запущен механизм объединительного  процесса.

2 апреля 1996 года Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукашенко  подписал Договор от образовании  Сообщества Беларуси и России. Это решение было объективным  и закономерным, поскольку отвечало  жизненным интересам двух братских  народов. В то же время оба  президента хорошо понимали, что  ни о потере суверенитета, ни  о выходе наших стран из  мировой системы координат речь  не идет. Участвуя в Сообществе, каждая из сторон сохраняла  государственный суверенитет, независимость  и территориальную целостность,  свою Конституцию, Государственный  флаг, Герб, Гимн и другие атрибуты  государственной власти. Согласно  Договору оба государства оставались  субъектами международного права,  сохраняли свое членство в  ООН и других международных  организациях, что не противоречило  и нашим обязательствам в рамках  Содружества Независимых Государств. В обоих государствах был установлен  праздник—День единения народов,  который отмечают 2 апреля.

2 апреля 1997 года Республика Беларусь и  Российская Федерация подписала  Договор о Союзе Беларуси и  России. Основной целью Союза,  как зафиксировано в Договоре, является укрепление отношений  братства, дружбы и всестороннего  сотрудничества между Беларусью  и Россией в политической, экономической,  социальной и других областях, устойчивое социально-экономическое  развитие государств-участников  на основе объединения их материальных  и интеллектуальных потенциалов,  использования рыночных механизмов  функционирования экономики, повышение  уровня жизни народов.

8 декабря  1999 годя подписан Договор о  создании Союзного государства  и Программа действий Республики  Беларусь и Российской федерации  по реализации положений Договора  о создании Союзного государства.  Эти документы открыли путь  для выхода на качественно  новый уровень единения двух  наших братских стран и народов.

Таким образом, Республика Беларусь и Российская Федерация  добились впечатляющей динамики развития интеграционного процесса, ежегодно выходя на подписание новых важных документов, закрепляющих все более  высокие этапы единения.

За прошедшие 13 лет сделано немало по сохранению и развитию отношений дружбы, сотрудничества и добрососедства Республики Беларусь и Российской Федерации, белорусов  и россиян.

В организационно-правовой сфере.

В соответствии с Договором с 200 года сформированы и функционируют Высший Государственный  Совет, Совет Министерства и Постоянный Комитет Союзного государства. Образованы и работают также Пограничный  и Таможенный комитет, Комитет по гидрометеорологии и мониторингу  загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию  при Совете Министров Союзного государства. Эти органы состоят из представителей соответствующих республиканских и федеральных органов Беларуси и России и периодически собираются на свои заседания, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующих сферах. Создана Телерадиовещательная организация Союзного государства, которая действует на постоянной основе.

По другим направлениям работы ведется через  совместные коллегии министерств и  ведомств Беларуси и России с вынесением вопросов, требующих решений на уровне правительств и Глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и  Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Функции Парламента Союзного государства сегодня  выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Исполнение бюджета Союзного государства осуществляется через финансовые органы двух государств и Постоянный Комитет.

Большая работа проведена по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. В настоящее время многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Правовые нормы Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности.

В экономической  сфере.

Приоритетным  направлением интеграции на данном этапе  является формирование единого экономического пространства.

А) Реализуется  система мер по сближению социальных и макроэкономических показателей  экономического развития двух государств. Проводится мониторинг этих показателей  в обоих государствах и введена  соответствующая статистика.

Б) целенаправленно  ведется работа по формированию Таможенного  Союза Беларуси и России.

В) Пройдена значительная часть пути по формированию правовых основ финансовой системы Союзного государства, созданию условий для введения единой денежной единицы Союзного государства. Эта работа проводится в рамках Плана совместных действий по введению единой денежной единицы. Данный вопрос регулярно рассматривается на заседаниях Союзного Правительства и Высшего Государственного Совета.

Г) Созданы объекты союзной собственности. С подписанием 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге Президентами наших государств А.Г.Лукашенко и В.В.Путиным Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о регулировании вопросов собственности Союзного государства она получает юридическое закрепление. Появилась правовая основа для формирования реестра союзной собственности, созданной в рамках реализации совместных программ, и решения вопросов ее использования для осуществления целей и задач Союзного государства.

Д) С 1998 года совместно формируется и реализуется  союзный бюджет, который является эффективным инструментом решения  совместных социально-экономических  задач Беларуси и России.

Е) Активно реализуются совместные программы, которые являются одним из важнейших направлений практического решения социально-экономических задач, стоящих перед двумя государствами.

Ж) Высокими темпами развиваются торгово-экономические  отношения. Товарооборот Беларуси с  Россией в 2008 году составил $34,189 млрд. и возрос по сравнению с 2007 годом  на 31,1%. В том числе экспорт  достиг $10,585 млрд. (рост на 19,2%), импорт - $23,604 млрд. (на 37,2%). Товарооборот Беларуси и России за первый месяц 2009 года составил 55,4% к уровню аналогичного периода  прошлого года - это $1430,3 млн. Экспорт  в Россию составил $387,9 млн. (темп роста 49,9%), импорт из России - $1042,4 млн. (57,7%).

Информация о работе Белорусская государственность: история и современность