Курсовая работа «Белорусская
государственность: история и современность»
Глава 1 Проблемы белоруской
государственности в историко-правовой
науке.
Глава 2 Становление и развитие
белорусской государственности
Глава 3 Белорусская государственность
на современном этапе
1. Провозглашение
и становление суверенной Республики
Беларусь
С падения
самодержавия в феврале 1917 года, а
затем в период Октябрьской революции
и гражданской войны на первое
место в общественно-политической
жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического
создания белорусской национальной
государственности. Он привел к идейному
противостоянию бывших союзников по
политической борьбе. Разногласие произошло
по вопросу о форме национального
самоопределения белорусов, о характере
будущего белорусского национального
государства, о его месте и
роли в складывавшейся новой системе
международных отношений. Вопрос стал
буквально так: либо пойти по пути
становления суверенного, независимого
от других республик государства
и гражданской войны были сделаны
попытки реализовать тот и
другой подходы. Белорусская социалистическая
грамада (БСГ), которая по существу являлась
революционно-демократической партией
социалистической ориентации, в условиях
гражданской войны попытались реализовать
идею полной национальной независимости
белорусского государства на основе
парламентской демократии. Однако провозглашенная
умеренными белорусскими социалистами
25 марта 1918 года Белорусская Народная
Республика (БНР) в условиях немецкой
оккупации Беларуси, не была государственным
образованием даже «в марионеточной
форме».
БНР так
и не смогла осуществить свои представительные
и полномочные функции. Хотя республика
и провозглашалась в этнических
границах проживания белорусов, свою юрисдикцию
на этой территории она не осуществляла.
Несмотря на то, что в лице Рады БНР
и Народного секретариата была создана
определенная политическая структура,
выступавшая как законодательная
и исполнительная власть, она не
была признана германской оккупационной
администрацией. Тем более ее не
признавала правительства ведущих
стран мира—США, Англии, Франции, Германии
и др. Акт самоопределения БНР
не поддержало в основной своей массе
и население Беларуси. Не было армии,
отсутствовала финансовая система,
не сформировалась органы власти на местах.
Функции правительства БНР ограничивались
урезанными полномочиями его представителей
при германской оккупации администрации
и решениями задач в культурно-образовательной
сфере, а также в области развития
местной промышленности, торговли.
На 2-ой Всебелорусской
конференции, проходившей в октябре
1925 года в Берлине, было признано, что
БНР не смогла стать независимым,
суверенным белорусским государством.
В ее работе участвовали представители
различных течений белорусской
политической эмиграции. Участники
конференции признали Минск—столицу
БССР «единым центром политического
и культурного возрождения Беларуси»
и объявило о роспуске Рады и правительства
БНР.
Создание
белорусской национальной государственности
проходило в обстановке острейших
социальных столкновений и потрясений,
вызванных российской революцией. Поэтому
события, связанные с рождением
белорусской государственности, сегодня
никак не вписываются в однобокие
надуманные схемы. Они развивались
так, а не иначе в силу многих объективных
и субъективных обстоятельств, среди
которых особую роль играли внутренние
и внешние факторы, специфика
национального движения в Беларуси,
действия классовых и социальных
сил, логика политической борьбы. Именно
это и предопределило поражение
тех политических сил, которые пытались
реализовать идею Белорусской народной
республики. В этом противостоянии
и рождалась белорусская государственность
на советской основе .
1 января
1919 года, как известно, была провозглашена
Белорусская Советская Социалистическая
Республика (БССР). Ее провозглашением
был заложен прецедент создания
политико-территориальной единицы
с атрибутами белорусской государственности
в рамках советского строя.
По мере
развития и усложнения как внутренней,
так и внешней ситуации для
лидеров большевиков все более
насущной становилась проблема изменения
стратегии и тактики в национальном
вопросе. Акцент делался на следующее:
любым путем сохранить РСФСР,
которая рассматривалась как
прообраз будущей мировой Республики
Советов. Советская Социалистическая
Республика Беларусь создавалась кА
плацдарм для наступления советских
войск для поддержки мировой
пролетарской революции. Правда, уже
в ходе развертывания национального
государственного строительства в
Беларуси лидеры большевистской партии
пришли к выводу, что роль одного
из плацдармов при наступлении революции
и буфера при ее возможном отступлении
лучше будет выполнять не отдельно
БССР, а объединенная Литовско-Белорусская
ССР, и поэтому были внесены коррективы
в геополитическую конструкцию.
Было принято решение выделить из
БССР и вернуть в состав РСФСР
три губернии: Витебскую, Могилевскую,
Смоленскую, а оставшуюся территорию
объединить с Литовской ССР в
одном государственном образовании—Литовско-Белорусской
ССР, которое реально просуществовала
до августа 1919 года.
Второе
провозглашение БССР произошло в
июле 1920 года. О возрождении белорусской
советской государственности было
заявлено в «Декларации о провозглашении
независимости Советской Социалистической
Республики Белоруссии», которая была
принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном
заседании председателей государственных
и партийных органов, общественно-политических
организаций и профсоюзов. Появление
этого документа связано с
июльским (1920г.) наступлением на Западном
фронте Красной Армии, которая практически
освободила всю территорию Беларуси.
Этот документ объявил о восстановлении
БССР, провозглашенной 1 января 1919 года.
В условиях продолжавшейся советско-польской
войны, безусловно, было очень трудно
определить административно-территориальную
границу возрождавшейся республики.
Поэтому первоначально она складывалась
в рамках Минской губернии( 6 уездов
с населением 1,6 млн. человек). И хотя
на путях становления национальной
государственности белорусского народа
было много трудностей, в Декларации
с позиций «полного суверенитета
ставился вопрос о государственных
связях между советскими республиками».
Заявлялось, что отношение между
ССРБ и РСФСР будут оформляться
на равноправной основе. Позже принцип
равноправия республик был положен
в основу Союзного рабоче-крестьянского
договора между РСФСР и ССРБ, заключенного
21 января 1921 года, в котором вновь
признавались независимость и суверенитет
«каждой из договаривающих сторон».
В декларации затрагивались и
языковые проблемы, от решения которых
зависело духовное возрождение белорусского
народа. Устанавливалось «полное
равноправие языков (белорусского,
русского, польского, еврейского) в
сношениях с государственными учреждениями
и в организациях и учреждениях
народного просвещения и социалистической
культуры». Коренная нация в отношении
языка не получила никаких преимуществ.
С окончанием
гражданской войны логика государственного
строительства подводила к необходимости
установить более четкие союзные
отношения между советскими республиками.
В этих условиях начался переход
к новому этапу государственного
строительства—объединению республик
в единое союзное государство
с общими для всех республик органами
управления. Поиск новых форм государственного
устройства сопровождался острой политической
борьбой. Несмотря на это, движение от
унитаризма к федерализму увенчалось
в конце1922г. созданием Союза Советских
Социалистических Республик. Однако, провозглашая
СССР, советские республики вынуждены
были принять сталинскую формулу
о том, что всякое государственное
объединение ограничивает суверенитет
его членов в пользу центральных
органов управления. На этой основе
был утвержден безусловный приоритет
общегосударственных интересов
над интересами республик.
Договор
1992 года о создании СССР основывался
на компромиссе между национальной
автономией и сохранением централизованного
государства, которое должно было стать
средством осуществления революционного
идеала. Этот идеал включал в себя
возможность устранения как классов,
так и наций. Следовательно, в
момент создания союзного государства
в теоретическом плане нация
рассматривалась как некоторый
пережиток. Государство, основывающееся
на принципе пролетарского интернационализма,
по крайней мере, в теории становилось
«безнациональным». И действительно,
в 30-е годы в политической практике
понятие «национальный интерес»
было устранено. Оно было возрождено
только в годы Великой отечественной
войны.
Принцип
ограничения суверенитета союзных
республик вошел в Союзный
договор, а затем в Конституцию
СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции
СССР 1977 года теория ограниченного
суверенитета не получила юридического
закрепления, было зафиксировано положение
о том, что «союзная республика—суверенное
государство». В годы перестройки
оно стало правовой основой движения
за обновление Союза, стимулировало стремление
к реализации идеи полного суверенитета
республик. 27 июля 1990 годя Верховный Совет
БССР принял Декларацию о государственном
суверенитете нашей республики. Декларация
стала государственно- правовым актом
о суверенитете БССР. И хотя Декларация
заявила о том, что Беларусь выбрала собственный
путь развития, в ней не предусматривался
выход республики из Союза. Объявление
независимости БССР было началом нового
этапа самоопределения белорусского народа.
Провозглашение
1 января 1919 года БССР представляет собой
целую эпоху в истории становления
новой белорусской государственности.
Безусловно, она стала первым реальным
национальным белорусским государством.
При всей ограниченности суверенитета
в советский период БССР отнюдь не
была фикцией. Первый опыт белорусской
государственности имел огромное значение
для развития белорусского народа на
протяжении всего ХХ столетия. За 70
лет своего существования в составе
Советского Союзного Белорусская ССР
постепенно собрала основную часть
этнической территории белорусов и
выполнила государственно0политическую
и культурную роль объединения белорусской
нации. Впервые в истории был
создан реально действующий аппарат
государственной власти, национальная
система просвещения и науки,
государственная институционированная
система профессионального искусства
и культуры, массовая национальная
пресса и т.д. Беларусь стала индустриально
развитой республикой и прославилась
на весь мир героическим сопротивлением
немецко-фашистким оккупантам в
годы Великой Отечественной войны.
На основе
БССР в 1991 году была провозглашена суверенная
Республика Беларусь. На пути закрепления
суверенитета республики важное значение
имело принятия. Первым Президентом
Республики Беларусь стал А.Г.Лукашенко,
который был избран в результате
двух туров всенародных выборов
в июне-июле 1994 года.
2. Конституция
Республики Беларусь об основных
принципах государственного строительства
Конституция—это
основной закон государства, закрепляющий
организацию государственной власти
и определяющий ее взаимоотношения
с обществом и гражданами. Конституцию
можно рассматривать как политическую
программу государства. С ее помощью
формируется система ориентиров
и ценностей.
В Конституции
Республика Беларусь записано, что
она—унитарное, демократическое, социально-правовое
государство. Далее указано, что
Беларусь суверенна, обладает верховенством
и полнотой власти на всей территории,
самостоятельно осуществляет внешнюю
и внутреннюю политику.
В соответствии
с Конституцией Республика Беларусь—демократическое
государство. Демократическим считается
такое государство, в котором
обеспечивается народовластие, политический
плюрализм ( многообразие взглядов, мнений,
политических партий), внедрен принцип
разделения властей, существует местное
самоуправление. В таком государстве
развиваются все формы собственности,
создаются равные условия для
их развития. Народовластие является
основным принципом демократии, в
ст.3 Конституции записано, что народ—единственный
источник власти. Раз в 4 года происходят
выборы в Палату представителей Национального
Собрания и местные Советы депутатов.
Граждане выбирают из нескольких кандидатов
тех, кто по их мнению наиболее оптимально
представит интересы народа во власти.
Раз в 5 лет осуществляются выборы
президента.
Партии
и другие общественные объединения
являются важнейшим элементом политической
системы.
Правовое
государство имеет принципом
верховенство права, что и отражено
в ст. 7 Конституции Республика Беларусь.
В правовом государстве все политические
институты и др. действуют в
рамках конституции и принятых в
соответствии с ней нормативных
актов. Также в Конституции прописан
принцип разделения властей. Обычно
власть разделена на три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную. Разделение
не позволяет ветвям власти дублировать
функции, блокирует возможность
соединения всей полноты власти в
одних руках, позволяет действовать
в пределах своей компетенции
и уравновешивать друг друга.
Одним из
существенных проявлений правового
государства является уровень обеспеченности
основных прав и свобод человека и
гражданина. В правовом государстве
права и свободы человека рассматриваются
высшей ценностью. На их обеспечение
направлено действия ряда статей Конституции
Республика Беларусь ( ст.2, ст.59 и др.),
в том числе и тех, которые
посвящены конкретным правам и свободам.