Белорусская государственность: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:58, реферат

Краткое описание

Глава 1 Проблемы белоруской государственности в историко-правовой науке.
Глава 2 Становление и развитие белорусской государственности
Глава 3 Белорусская государственность на современном этапе

Файлы: 1 файл

бел.гос.docx

— 30.09 Кб (Скачать)

 

 

Курсовая работа «Белорусская государственность: история и современность»

Глава 1 Проблемы белоруской государственности в историко-правовой науке.

Глава 2 Становление и развитие белорусской государственности

Глава 3 Белорусская государственность  на современном этапе

1. Провозглашение  и становление суверенной Республики  Беларусь

 

С падения  самодержавия в феврале 1917 года, а  затем в период Октябрьской революции  и гражданской войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического  создания белорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостоянию бывших союзников по политической борьбе. Разногласие произошло  по вопросу о форме национального  самоопределения белорусов, о характере  будущего белорусского национального  государства, о его месте и  роли в складывавшейся новой системе  международных отношений. Вопрос стал буквально так: либо пойти по пути становления суверенного, независимого от других республик государства  и гражданской войны были сделаны  попытки реализовать тот и  другой подходы. Белорусская социалистическая грамада (БСГ), которая по существу являлась революционно-демократической партией  социалистической ориентации, в условиях гражданской войны попытались реализовать  идею полной национальной независимости  белорусского государства на основе парламентской демократии. Однако провозглашенная  умеренными белорусскими социалистами 25 марта 1918 года Белорусская Народная Республика (БНР) в условиях немецкой оккупации Беларуси, не была государственным  образованием даже «в марионеточной  форме».

БНР так  и не смогла осуществить свои представительные и полномочные функции. Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она не осуществляла. Несмотря на то, что в лице Рады БНР  и Народного секретариата была создана  определенная политическая структура, выступавшая как законодательная  и исполнительная власть, она не была признана германской оккупационной  администрацией. Тем более ее не признавала правительства ведущих  стран мира—США, Англии, Франции, Германии и др. Акт самоопределения БНР  не поддержало в основной своей массе  и население Беларуси. Не было армии, отсутствовала финансовая система, не сформировалась органы власти на местах. Функции правительства БНР ограничивались урезанными полномочиями его представителей при германской оккупации администрации  и решениями задач в культурно-образовательной  сфере, а также в области развития местной промышленности, торговли.

На 2-ой Всебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине, было признано, что  БНР не смогла стать независимым, суверенным белорусским государством. В ее работе участвовали представители  различных течений белорусской  политической эмиграции. Участники  конференции признали Минск—столицу  БССР «единым центром политического  и культурного возрождения Беларуси»  и объявило о роспуске Рады и правительства  БНР.

Создание  белорусской национальной государственности  проходило в обстановке острейших  социальных столкновений и потрясений, вызванных российской революцией. Поэтому  события, связанные с рождением  белорусской государственности, сегодня  никак не вписываются в однобокие  надуманные схемы. Они развивались  так, а не иначе в силу многих объективных  и субъективных обстоятельств, среди  которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, специфика  национального движения в Беларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило поражение  тех политических сил, которые пытались реализовать идею Белорусской народной республики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность  на советской основе .

1 января 1919 года, как известно, была провозглашена  Белорусская Советская Социалистическая  Республика (БССР). Ее провозглашением  был заложен прецедент создания  политико-территориальной единицы  с атрибутами белорусской государственности  в рамках советского строя.

По мере развития и усложнения как внутренней, так и внешней ситуации для  лидеров большевиков все более  насущной становилась проблема изменения  стратегии и тактики в национальном вопросе. Акцент делался на следующее: любым путем сохранить РСФСР, которая рассматривалась как  прообраз будущей мировой Республики Советов. Советская Социалистическая Республика Беларусь создавалась кА плацдарм для наступления советских  войск для поддержки мировой  пролетарской революции. Правда, уже  в ходе развертывания национального  государственного строительства в  Беларуси лидеры большевистской партии пришли к выводу, что роль одного из плацдармов при наступлении революции  и буфера при ее возможном отступлении  лучше будет выполнять не отдельно БССР, а объединенная Литовско-Белорусская  ССР, и поэтому были внесены коррективы в геополитическую конструкцию. Было принято решение выделить из БССР и вернуть в состав РСФСР  три губернии: Витебскую, Могилевскую, Смоленскую, а оставшуюся территорию объединить с Литовской ССР в  одном государственном образовании—Литовско-Белорусской  ССР, которое реально просуществовала  до августа 1919 года.

Второе  провозглашение БССР произошло в  июле 1920 года. О возрождении белорусской  советской государственности было заявлено в «Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии», которая была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании председателей государственных  и партийных органов, общественно-политических организаций и профсоюзов. Появление  этого документа связано с  июльским (1920г.) наступлением на Западном фронте Красной Армии, которая практически  освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В условиях продолжавшейся советско-польской войны, безусловно, было очень трудно определить административно-территориальную  границу возрождавшейся республики. Поэтому первоначально она складывалась в рамках Минской губернии( 6 уездов с населением 1,6 млн. человек). И хотя на путях становления национальной государственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации с позиций «полного суверенитета ставился вопрос о государственных  связях между советскими республиками». Заявлялось, что отношение между  ССРБ и РСФСР будут оформляться  на равноправной основе. Позже принцип  равноправия республик был положен  в основу Союзного рабоче-крестьянского  договора между РСФСР и ССРБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь  признавались независимость и суверенитет  «каждой из договаривающих сторон». В декларации затрагивались и  языковые проблемы, от решения которых  зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось «полное  равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского) в  сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях  народного просвещения и социалистической культуры». Коренная нация в отношении  языка не получила никаких преимуществ.

С окончанием гражданской войны логика государственного строительства подводила к необходимости  установить более четкие союзные  отношения между советскими республиками. В этих условиях начался переход  к новому этапу государственного строительства—объединению республик  в единое союзное государство  с общими для всех республик органами управления. Поиск новых форм государственного устройства сопровождался острой политической борьбой. Несмотря на это, движение от унитаризма к федерализму увенчалось в конце1922г. созданием Союза Советских  Социалистических Республик. Однако, провозглашая СССР, советские республики вынуждены  были принять сталинскую формулу  о том, что всякое государственное  объединение ограничивает суверенитет  его членов в пользу центральных  органов управления. На этой основе был утвержден безусловный приоритет  общегосударственных интересов  над интересами республик.

Договор 1992 года о создании СССР основывался  на компромиссе между национальной автономией и сохранением централизованного  государства, которое должно было стать  средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в  момент создания союзного государства  в теоретическом плане нация  рассматривалась как некоторый  пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось  «безнациональным». И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие «национальный интерес» было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой отечественной  войны.

Принцип ограничения суверенитета союзных  республик вошел в Союзный  договор, а затем в Конституцию  СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции  СССР 1977 года теория ограниченного  суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение  о том, что «союзная республика—суверенное  государство». В годы перестройки  оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 годя Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно- правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости БССР было началом нового этапа самоопределения белорусского народа.

Провозглашение 1 января 1919 года БССР представляет собой  целую эпоху в истории становления  новой белорусской государственности. Безусловно, она стала первым реальным национальным белорусским государством. При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт белорусской  государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего ХХ столетия. За 70 лет своего существования в составе  Советского Союзного Белорусская ССР  постепенно собрала основную часть  этнической территории белорусов и  выполнила государственно0политическую и культурную роль объединения белорусской  нации. Впервые в истории был  создан реально действующий аппарат  государственной власти, национальная система просвещения и науки, государственная институционированная система профессионального искусства  и культуры, массовая национальная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально  развитой республикой и прославилась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистким оккупантам в  годы Великой Отечественной войны.

На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления  суверенитета республики важное значение имело принятия. Первым Президентом  Республики Беларусь стал А.Г.Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов  в июне-июле 1994 года.

 

2. Конституция  Республики Беларусь об основных  принципах государственного строительства

 

Конституция—это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения  с обществом и гражданами. Конституцию  можно рассматривать как политическую программу государства. С ее помощью  формируется система ориентиров и ценностей.

В Конституции  Республика Беларусь записано, что  она—унитарное, демократическое, социально-правовое государство. Далее указано, что  Беларусь суверенна, обладает верховенством  и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю  и внутреннюю политику.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь—демократическое государство. Демократическим считается  такое государство, в котором  обеспечивается народовластие, политический плюрализм ( многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип  разделения властей, существует местное  самоуправление. В таком государстве  развиваются все формы собственности, создаются равные условия для  их развития. Народовластие является основным принципом демократии, в  ст.3 Конституции записано, что народ—единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в Палату представителей Национального  Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто по их мнению наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в 5 лет осуществляются выборы президента.

Партии  и другие общественные объединения  являются важнейшим элементом политической системы.

Правовое  государство имеет принципом  верховенство права, что и отражено в ст. 7 Конституции Республика Беларусь. В правовом государстве все политические институты и др. действуют в  рамках конституции и принятых в  соответствии с ней нормативных  актов. Также в Конституции прописан принцип разделения властей. Обычно власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение не позволяет ветвям власти дублировать  функции, блокирует возможность  соединения всей полноты власти в  одних руках, позволяет действовать  в пределах своей компетенции  и уравновешивать друг друга.

Одним из существенных проявлений правового  государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и  гражданина. В правовом государстве  права и свободы человека рассматриваются  высшей ценностью. На их обеспечение  направлено действия ряда статей Конституции  Республика Беларусь ( ст.2, ст.59 и др.), в том числе и тех, которые  посвящены конкретным правам и свободам.

Информация о работе Белорусская государственность: история и современность