Санкт-Петербургский
государственный университет культуры
и искусств
Факультет
культурологии
Кафедра
музееведения и экскурсоведения
РЕФЕРАТ
ПО АРХЕОЛОГИИ НА ТЕМУ:
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ
ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО
ЕГИПТА
Выполнила: студентка 140А группы
Агафонова О.В
Проверил:
доц.Боковенко Н.А
Санкт-Петербург
2008
OГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава
I.Погребальные сооружения
Древнего Египта…………………………………………..5
- Мастаба…………………………………………………………………………………………………………………………5
- Пирамиды……………………………………………………………………………………………………………………7
Глава
II.Изображения богов
в скульптуре……………………………………………………………..10
Глава
III.Xрамовые сооружения………………………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..14
Список
литературы………………………………………………………………………………………………………….15
Приложение……………………………………………………………………………………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
С древних времён Египет привлекал
путешествеников, учёных, археологов,
историков, антикваров, простых людей
всех возрастов и профессий.
Греки времён египетской цивилизации
удивлялись её памятникам и
характеру жизни, восхищались уму
и воображению. Две большие пирамиды Хеопса
и Хефрена - причисленны к семи чудесам
света. Заинтересованность Египтом началась
во времена Ренесанса. Изучение памятников
Египта началось только в 19 веке, после
того когда, посетившие его участники,
наполеоновской экспедиции выпустили
собрание "Описание Египта" (1798-1801),
а Жан Франсуа Шампольён в 1822г. огласил
работу, помогшую читать иероглифы. Археологические
раскопки помогают воссоздать и понять
жизнь и искусство Древнего Египта. Большое
значение имело чтение текстов написанных
иероглифами, которые помогли понять историю,
ремесло, культуру и искусство Древнего
Египта. В этот край приезжали грабители,
они уничтожали памятники, а краденные
произведения искусства продавали в музеи
европейских стран.
«На северо-востоке Африки находится
родина древнейшей в мире цивилизации
Египет. Кочевые племена Северной
Африки в то время, когда
уже закончился ледниковый период
в Европе и количество дождей
стало уменьшаться, переселились
в многоводную и плодородную долину
Нила. Это произошло в 6-5 тыс. до н.э.
С течением времени египтяне, ведя многолетние
наблюдения, учились управлять рекой и
предугадывать силу её разлива».1
В 3-4 тысячелетии до н.э Египет
имел очень ограниченный контакт
с другими цивилизациями. Во втором
тысячелетии были прорыты новые каналы,
произошли завоевательные походы египтян.
Древнее государство в нижнем течении
реки Нил, в северо-восточной Африке сложилось
в результате объединения царств Верхнего
и Нижнего Египта. Древнеегипетское искусство,
главным образом призванное обслуживать
потребности религии, в том числе заупокойного
культа и государственного культа обожествлённого
фараона, выражало свои идеи в строго канонической
форме, но пережило эволюцию, отразившую
изменения в политической и духовной жизни
египетского общества. Были выработаны
многие классические архитектурные формы
и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды
изобразительного искусства (круглая
скульптура, рельеф, монументальная живопись
и др.). Сформировались локальные художественные
школы. Проявились яркие творческие индивидуальности.
Древнеегипетскими художниками были осмыслены
и претворены в стройную систему основные
средства пластических искусств: объём,
масса, опора и перекрытие - в архитектуре;
плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно
- в рельефе и живописи; текстура камня
и дерева - в монументальной и станковой
скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная
форма изображения человеческой фигуры
на плоскости - одновременно в фас (глаз,
плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).
Я выбрала данную тему, т.к.
всегда интересовалась культурой
Древнего Египта, которая отличается
своей обособленностью и недостаточной
изученностью. Целью моей работы
было рассказать об археологических
памятниках древнейшей в мире
цивилизации, показать их особенности
и отличия от памятников других цивилизаций.
Данная тема кажется мне очень актуальной,
т.к. и по сей день Египет остаётся загадкой
и озадачивает многих археологов и исследователей.
Глава
I.ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Древен и загадочен мир великой
цивилизации, проживавшей вдоль
плодородных берегов реки Нил.
Египтяне создали уникальную
культуру, основанную на религии.
Ни в одной другой цивилизации
протест против смерти не нашел
столь яркого, конкретного и законченного
выражения, как в Египте. Вера в бессмертие
придавала конечную значимость и самой
жизни, и всему тому, что она с собой несла.
Твердая вера египтян в жизнь
после смерти была той силой,
с помощью которой им удавалось
возводить сооружения таких монументальных
масштабов.
По представлениям обитавшего
в долине Нила первобытного
человека, загробная
жизнь являлась подобием земной,
и умерший человек так же
нуждался в жилище и еде,
как и живой; гробница мыслилась
домом
умершего, что и определило ее первоначальную
форму. Из этого же
родилось стремление сохранить тело умершего
или хотя бы голову. Так
как в начале способы бальзамирования
были несовершенными, в гробницы
ставили статуи умершего как замену тела
в случае его порчи. Итак,
гробница - дом умершего - должна была служить
таким помещением, где
была бы в полной сохранности мумия, где
помещалась бы статуя
умершего и куда его родные могли приносить
все необходимое для его
питания. Эти требования и определили
структуру гробниц Древнего
царства.
1.1. МАСТАБА
Гробницы знати, так называемые
“мастаба”, с художественной
точки зрения любопытны не
столько по своему внешнему виду, сколько
по внутреннему устройству. Мастаба представляют
снаружи как бы прямоугольный курган,
образовавшийся сам собой от вырытой из
могилы и усыпанной на гроб земли. Внутри
мастаба особенно интересен жертвенный
покой, или святилище, предназначенное
для культа усопшего; входная дверь в этот
покой находилась всегда в восточной стене,
а напротив неё, в западной стене, с внутренней
стороны помещалась так называемая дверь
появления, обозначавшая собой вход в
царство мёртвых, впоследствии превратившаяся
просто в вертикально стоящую плиту (стелу).
Слегка рельефные, иллюминированные изображения,
украшавшие собой внутренние стены и дверь
появления в этих усыпальницах, придают
им большое художественно-историческое
значение. Кроме того, благодаря им мы
имеем возможность ближе ознакомиться
с глиняно-деревянным зодчеством Древнего
царства. Двери появления, или стелы многих
гробниц этого периода, как, например,
стела жертвенного покоя царя Манофера
из 5-ой династии, находящаяся в Берлинском
музее, или подобная её дверь, обнародованная
Лепсиусом и находящаяся в музее Гизы,
знакомят нас с двумя главными мотивами
орнаментики всей последующей египетской
архитектуры храмов: с круглым столбом,
обвитым цветными полосами, служащим для
вертикального окаймления пространств,
и с желобчатым, разрисованным стилизованными
листьями тростника фризом, которым обычно
заканчиваются вверху стены и двери.
К мастабам затем стали пристраивать
кирпичную молельню с
жертвенником. Для гробниц высшей
знати уже при I династии применялся
известняк. Постепенно мастаба усложнялась;
молельни, и помещения для
статуи устраивались уже внутри надземной
части, сплошь сложенной из
камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось
и количество
помещений в мастабах, где к концу Древнего
царства появляются
коридоры, залы и кладовые.1
1.2. ПИРАМИДЫ
Пирамиды – наиболее грандиозные
и типичные памятники искусства
рассматриваемого тысячелетия. Это
усыпальницы египетских царей. Погребальные
склепы в пирамидах, проникать в которые
надо было по длинным коридорам или шахтам,
помещались иногда в сплошной, сложенной
из камня или кирпича толще самого
здания или под ним, в каменистой почве.
Покои, служившие для принесения жертв
или посвящённые культу усопшего, устраивались
обычно в виде особого здания, с восточной
стороны пирамиды. В художественном отношении
заслуживает внимания в пирамидах преимущественно
их вид. Представляя собой окаменелый,
получивший правильную стереометрическую
форму гигантский могильный курган, они
поражают зрителя массой нагромождённых
в них друг на друга камней и своей стройной
четырёхгранностью. Впоследствии древний
греко-римский мир назвал пирамиды одним
из чудес света.
Строительство царских гробниц
имело большое значение для истории архитектуры.
Их сооружению посвящались огромные средства,
технические изобретения, новые идеи зодчих.
Строительству пирамид придавалось большое
значение и потому, что они явились местом
культа умершего фараона. «Этот культ
играл видную роль в египетской религии,
сменив культ предводителя племени доклассового
периода. При этом на культ фараона были
перенесены пережитки представлений о
том, что предводитель племени является
магическим средоточием благосостояния
племени, а дух умершего предводителя
при соблюдении надлежащих обрядов
будет и впредь охранять свое племя».1
Характерно, например, что пирамида
Сенусерта I называлась «Сенусерт,
смотрящий на Египет», а на
верхушках некоторых пирамид были
изображены глаза.
«В нарастающей грандиозности
царских усыпальниц наглядно
сказалось желание утвердить
деспотическую монархию, и в то
же время
проявилась неограниченная возможность
эксплуатации этой монархией
труда народных масс.»1
Для постройки таких сооружений
требовались громадные усилия, так
как камень приходилось привозить
издалека и втаскивать с помощью
насыпей на большую высоту. Лишь
путем крайнего напряжения сил рабов
и свободных людей можно было построить
столь гигантские сооружения.
Мысль зодчих и совершенствование
технических приемов шли по
линии наращивания надземной
массы здания, однако, горизонтальное
увеличение последнего, в конце концов,
не могло уже производить
требуемое впечатление подавляющей монументальности.
Важнейшим этапом
в развитии царских гробниц явилась поэтому
идея увеличения здания по
вертикали. По-видимому, эта идея впервые
возникла при постройке
знаменитой усыпальница фараона III династии
Джосера (ок. 3000 лет до
н.э.), так называемой «ступенчатой пирамиды».
Имя ее строителя,
зодчего Имхотепа, сохранилось до конца
истории Египта, как имя
одного из самых прославленных мудрецов,
первого строителя каменных
зданий, ученого, астронома и врача. Впоследствии
Имхотеп был даже
обожествлен как сын бога Птаха, а греки
сопоставили его со своим
богом врачевания Асклепием.
Фараону Джосеру наследовал фараон
Снофру, усыпальница котрого –
пирамида в Медуме – имеет
уже не ступенчатую, а гладкую
форму. Переход от одного типа
пирамид к другому мы находим
в Дашуре, там пирамида как
бы поставлена на другую, усечённую
и имеющую более круглые грани. Во всяком
случае, пирамиды с гладкими гранями являются
наиболее чистыми и полными выразителями
идеи подобных сооружений. Величайшие
и известнейшие из таких пирамид находятся
близ Гизы. Это гробницы трёх царей 4-й
династий: Хуфу (Хеопса), Хафре (Хефрена)
и Менкере (Микерина). Самая большая и самая
древняя из них – пирамида Хеопса, имеющая
в основании 233 метра как в длину, так и
в ширину, и достигающая в высоту 145 метров.
«Немногие ещё сохранившиеся части её
каменной облицовки состоят из белого
известняка, который, будучи выкрашен
в различные цвета, должен был некогда
производить впечатление сочетания нескольких
драгоценных горных пород».1
Глава
II.ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГОВ
В СКУЛЬПТУРЕ
Перед храмами и внутри
их ставились статуи царей, строителей
и основателей этих зданий; нередко подобные
статуи также представляли одно и то же
лицу в нескольких видах.