Археологические памятники Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 02:05, реферат

Краткое описание

С древних времён Египет привлекал путешествеников, учёных, археологов, историков, антикваров, простых людей всех возрастов и профессий. Греки времён египетской цивилизации удивлялись её памятникам и характеру жизни, восхищались уму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена - причисленны к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренесанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание "Описание Египта" (1798-1801), а Жан Франсуа Шампольён в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы. Археологические раскопки помогают воссоздать и понять жизнь и искусство Древнего Египта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I.Погребальные сооружения Древнего Египта…………………………………………..5
Мастаба…………………………………………………………………………………………………………………………5
Пирамиды……………………………………………………………………………………………………………………7
Глава II.Изображения богов в скульптуре……………………………………………………………..10
Глава III.Xрамовые сооружения………………………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Реферат.Археология.Египет..doc

— 114.50 Кб (Скачать)

        Изображения богов в египетской  скульптуре играют второстепенную  роль. Скрываясь в мрачных святилищах, куда допускались только фараон и жрецы, фигуры богов, если они имели человеческий облик, изображались в нильской ладье. В других частях храма изваяния божеств являлись не предметами поклонения, а обетными приношениями. Хотя божества, покровители отдельных областей и городов Египта, имевшие чисто земной характер (остаток древнего фетишизма), впоследствии нередко сливались со светлыми богами-небожителями жреческой религии. Однако эти божества, несмотря на небесный свет, их озарявший, не могли сбросить с себя земной оболочки.

       Египетский народ почти всегда  представлял себе богов в образах  священных животных. Скульпторы  же в большинстве случаев ограничивались  приделыванием к божеским статуям  голов священных животных. При  этом, само собой разумеется, изображениям богов не только не придавалось облагороженных человеческих черт, но и создавались новые существа. Гораздо реже производили египтяне такие статуи полулюдей-полузверей, в которых к туловищу животного приставлена человеческая голова.

       Главные образчики подобных изваяний  – сфинксы с туловищем льва  и головой человека, олицетворявшие  собой божественное происхождение  царской власти.

      Египетские скульпторы достаточно  хорошо знали строение человеческого  тела. Жаркий климат Египта, заставляющий носить лишь самую лёгкую одежду, способствовал изучению обнажённой фигуры. Лучшие из древнеегипетских изображений человека в стоячем или сидячем положении почти не оставляют желать ничего большего, если вообще требовать от скульптуры передачи нагого тела, застывшего в неподвижности. Такое условное воспроизведение человеческих фигур может быть объяснено первоначальной ступенью развития искусства, выше которой не поднимался ни один народ до греков, лишь в начале V в. до н.э. ушедших далеко по пути художественного творчества.

         Особым видом скульптуры были  ушебти – статуэтки-«ответчики»  10-15 сантиметров высотой, отлитые  из бронзы или фаянса в форме.  Они работали за хозяина в  раю, их должно было быть  столько, сколько дней в году.

         При 18-ой династии существовали  статуи «в плаще». Они изображали  человека, сидящего на земле и  обхватившего руками колени, поверх  которых был надет плащ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

Глава III.ХРАМОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ 

      В эпоху Нового царства повсеместно стали строиться храмы. Любой храм начинается с пристани на Ниле, от которой к храму идёт аллея сфинксов. Дальше у храма идут стены, обозначающие всю храмовую территорию. Перед  входом стоят обелиски, облицованные позолоченной медью. Затем стоит пилон – две башни, усечённые высокие пирамиды. На пилонах располагаются флаги. За пилоном следует перистильный двор, затем ещё пилон, и за ним гипостильный зал. В стенах центрального нефа прорублены окна, и он хорошо освещён. Затем ещё один пилон и неосвещённая молельня за ним.

       Один из самых известных храмов  – храм царицы Хатшепсут (архитектор  Сенмут), похожий на храм Ментухотепа  I. Это храм из нескольких ярусов с пирамидой на вершине.

        При Эхнатоне храмы превращаются  в систему открытых дворов, нет закрытых помещений. В центре города Ахетатона находился главный храм и главный дворец, соединённые крытым переходом. В этом храме сам Эхнатон приносил жертвоприношения. По поверьям, именно туда и приходили души умерших.

        При первых фараонах 19-ой династии организуется поход против стиля Эхнатона, уничтожается всё, что ещё осталось. Одновременно в Карнаке начинается строительство огромного гипостильного зала. Все стены и колонны покрыты рельефами и росписями. В Луксоре, соединённом с Карнаком аллеей сфинксов, также строят храмы с гипостильными залами. Однако, колонны изображены как бы в связке, что характерно только для храмов Луксора. При этой же династии появляется новый элемент заупокойных храмов – дворец при храме, где жил фараон,  когда приезжал на строительство. Кроме того, появились колонны,  отделяющие дворец от двора.

Сохранились  два скальных храма в Абу-Симбели: Рамзеса II и Нефертари. Эти храмы целиком высечены в скале. При 20-ой династии храмы строятся по такому же плану (храм Рамзеса III  в Мединей-Абу). Из-за того, что Египет много воюет, храмы носят и характер крепости: стены и ворота укреплены. В Позднее царство людей хоронят около храма, закапывая в песок, или в старых грабницах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Основные принципы древне-египетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тыс. до н. э., Каир). В период Древнего царства (ок. 2800-ок. 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона - пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.).

      Конечно, объём моей работы  не дал полной информации обо  всех памятниках этой древнейшей  цивилизации, но я надеюсь,  что хотя бы кратко смогла  рассказать об её основных  особенностях. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Борзова Е.П. История мировой культуры. 5-е изд., стер. – СПб.:Лань, 2007. – 672 с.: ил. – (Мир культуры, истории и философии).
  2. Вёрман Карл. История искусства все времён и народов./ Вёрман К., -М.:АСТ, СПб.:Полигон, пер. с нем. А.И. Сомова, 2003, -942с.
  3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура./ Лисичкина О.Б., -СПб.:Нева, 1997. – 594с.
  4. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. /Рак И.В., СПб.:НЕВА, 1993, -701с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 

     

                      Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина  в Гизе 

                         

            Бюст Нефертити                          Богиня Исида ведёт царицу Нефертари в гробницу

Информация о работе Археологические памятники Древнего Египта