Анархизм в России и его роль в событиях 1917 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

В своей работе я старался опираться на источники того времени, либо в оригинале, либо переизданные в периодической печати, в какой-либо другой литературе. Очень помогли материалы Государственного музея Политической истории России. Эту работу можно использовать как на уроках истории XIX и XX веков (при изучении политических течений того времени или событий 1917 г.), так и на уроках философии (при изучении теоретиков анархизма в России: М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина).

Оглавление

Введение 2

Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917). 4

Глава II. Анархизм в России в 1917 г. 13

заключение 28

ПРимечание 24

Список использованных источников и литературы … 28

Файлы: 1 файл

МУ по философии.doc

— 242.31 Кб (Скачать)

АНАРХИЗМ В РОССИИ

И ЕГО РОЛЬ В СОБЫТИЯХ 1917 Г.

 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ. 

Оглавление 1

Введение 2

Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России    (1840-1917). 4

Глава II. Анархизм в России в 1917 г. 13

заключение 28

ПРимечание 24

Список использованных источников и литературы … 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 
 

                                                         Марш Анархистов.

Споемте-же песню под громы ударов,

Под взрывы и пули, под пламя пожаров,

Под знаменем черным гигантской борьбы,

Под звуки набата призывной трубы. 

Разрушимте, братья, дворцы и кумиры,

Сбивайте оковы, срывайте порфиры,

Довольно покорной и рабской любви

Мы горе народа затопим в крови. 

Проснулась, восстала народная воля

На стоны Коммуны, на зов Ровашоля,

На крики о мести погибших людей,

Под гнетом буржуя, в петле палачей. 

Их много, без чета нуждою разбитых,

Погибших в остроге, на плахе убитых,

Их много, о правда, служивших тебе,

И павших в геройской, неравной борьбе. 

Их стоны витают под небом России,

Их стоны, призывы, как рокот стихии

Звучат под Парижем, Сибирью глухой,

И нас призывают на доблестный бой.*1    

      С этой призывной песней шли люди с черными флагами по улицам Петрограда и Москвы в 1917 г. Она как нельзя лучше отражает настроение не только максималистов, но и всей России той эпохи. О действиях представителей некоторых политических течений в первой четверти XX века нам известно немного, к таким течениям можно отнести и анархизм. Да, писались работы и в советское время, но на них опираться можно лишь в вопросах фактуры, современных же изданий посвященных этой теме не так уж много.

       В своей работе я старался опираться на источники того времени, либо в оригинале, либо переизданные в периодической печати, в какой-либо другой литературе. Очень помогли материалы Государственного музея Политической истории России. Эту работу можно использовать как на уроках истории XIX и XX веков (при изучении политических течений того времени или событий 1917 г.), так и на уроках философии (при изучении теоретиков анархизма в России: М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина).

      Свой выбор данной темы я считаю вполне обоснованным. Меня всегда интересовали идеи анархизма, как голубая мечта о государстве без власти, государстве неограниченной свободы человека. Не могу сказать, что я во всем разделяю мировоззрение анархизма, а в особенности их методы борьбы, но, исследовать глубже историю этого политического течения мне показалось очень заманчивой идеей.

      Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков  анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть.

      В своей работе я использовал такие методы исследования как индукция, анализ и синтез. Среди использованной в работе литературы следует выделить работы Канева С. Н., изданные в советскую эпоху. В основном же в своей работе я опирался на источники из музея Государственного Политической истории России: периодическая печать (журналы, листовки, брошюры), монографии съездов, воспоминания.

      Я думаю, что эта тема достаточно актуальна и сейчас. На улицах нашего города мы можем видеть незначительные, мелкие группы молодежи - сторонников анархизма. Как и тогда они разрознены и не представляют никакой реально серьезной политической силой. Но, как и в 1917 г. все анархисты мечтают объединиться под общим черным знаменем и создать собственное государство абсолютной свободы и равенства.

       
 
 

Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России    (1840-1917).

 

      Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.

      В Европе анархизм, как политическое течение окончательно оформился в 40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.-Ж. Прудон, Макс Штирнер и М. А. Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жан Грав, Жорж Сорель и др. 
 

Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в. 

      В 40-50-е гг XIX в. в России непрерывно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни. В сложившейся ситуации по всей России стали возникать кружки революционно настроенной молодежи. Не последнее место среди западных теоретиков, имевших немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865) и Штирнер (1806-1856), теории которых начинают появляться в России в 40-е годы.

      Первой анархически настроенной работой, появившейся в России, была книга Прудона “Что такое собственность?” Прудон заявлял, что собственность влечет за собой неравенство, “ведет к эксплуатации слабого сильным”. Он требовал, чтобы “она была уничтожена для всех”. Работа Прудона произвела фурор в российской общественности.

      Начало распространение анархических идей в России связано так же с именем Макса Штирнера и его работой “Единственный и его собственность” (издана в 1844 г.). В нем проповедовалась теория, названная позже индивидуалистическим анархизмом. Исходным пунктом своего анархистского учения Штирнер берет “Я” (личность). Личность, согласно его теории, должна стать эгоистом: эгоистически зрелый человек ставит собственный интерес превыше всего. “Нет ничего выше меня”. В России работа Штирнера воспринялась неоднозначно. Но его идеи были развиты в своих работах В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским.

      Разумеется, проникновение в Россию произведений Прудона и Штирнера, пропагандировавших анархизм, нельзя рассматривать как начало истории российского анархизма. Эти годы представляют лишь предысторию возникновения анархических движений на русской почве. Анархизм как идейное течение в общественной мысли оформился в России позже, в следующем десятилетии.

Анархизм в России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение.

 

      Во второй половине 50-х - начале 60-х гг общественно-политическая ситуация в России обострилась. В этих условиях образовывались определенные политические направления, каждое из которых выдвигало собственную программу решения назревших социально-экономических и политических проблем. Основной движущей силой большинства движений 60-70-х гг. были разночинцы. Своим идеологом разночинцы считали А. Г. Чернышевского. С конца 50-х гг. в России складывается нигилизм, внутри которого возникают первые зародыши анархистского движения. В основе нигилистского движения “лежал безусловный индивидуализм”.

      Идейным вождем нигилистского движения в 60-е годы считался             Д. И. Писарев (1840-1868). Трибуной нигилистскому движению служил журнал “Русское слово”. Выступления Писарева в русском слове” привлекали внимание демократических читателей. В своем творчестве Писарев выражал круг идей и настроений революционного нигилизма. Он опирался  на теорию “разумного эгоизма” как на орудие борьбы против “внешнего принуждения и средство преодоления самоограничения человека”.

      Нигилизм, не имевший четкой программы и объединявший людей с радикальным отрицанием, неприятием существующей действительности, не мог быть принят сторонниками Чернышевского, но после многочисленных арестов последователей Чернышевского, нигилизм в России расширил свое влияние. Нигилистское движение не представляло собой однородной массы. Здесь имелись люди различных взглядов. Типичным представителем нигилистского движения Писарев считал героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Базарова.

      Иной тип нигилиста представлял Николай Андреевич Ишутин (1840-1878), вольнослушатель Московского университета, идеолог подпольного тайного общества “Организация”, руководствовавшейся принципом “цель оправдывает средства”. Это общество провозгласило целью подготовку крестьянской социалистической революции и приняло тактику индивидуального террора. Общество было частично раскрыто царской жандармерией в 1866 г. после покушения Каракозова на императора Александра II.

      К нигилистским или анархистским организациям того периода можно так же отнести кружок Козлова “вертепники”; екатеринославский кружок Н. П. Балина “Общество самоусовершенствования”; кружок Московского университета.

      К 60-м годам в России окончательно оформился индивидуалистический анархизм. К его представителям можно отнести Н. В. Соколова, Д. Н. Ножина, Н. К. Михайловского, публиковавшихся в русской печати, и перенесших теории Прудона и Штирнера на российскую почву.

      В 60-е годы идеологи революционно-анархических движений усиленно работали над теорией революции, но появилась она лишь в 70-х и связана с именем М. А. Бакунина. 
 

Революционные движения 70-х гг XIX в. М. А. Бакунин. 

      В предыдущие два десятилетия  анархизм лишь существовал в России, но окончательно оформился как революционное движение и начал играть определенную роль только в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х гг. XIX века под влиянием выдающегося мыслителя и революционера М. А. Бакунина (1814-1876).

      Михаил Александрович Бакунин родился в Тверской губернии, в дворянской семье. В 14 лет он поступает в Артиллерийское училище, после его окончания в чине прапорщика он служил в воинской части, но в 1835-ом г. выходит в отставку и в 1840-ом уезжает в Германию.  Там Бакунин поступает в Берлинский университет и вступает в некоторые кружки. Затем, покинув университет, он отправляется во Францию, где живет некоторое время в Париже. Большое влияние на политическое мировоззрение Бакунина оказали французские социалисты-утописты. После французской революции 1848-49  гг. Бакунин был арестован, дважды приговорен к смертной казни, но приговор был заменен пожизненным заключением. Бакунин сидел в Ольмюце, затем в Петропавловской крепости, а в 1857 г. он был отправлен на поселение в Восточную Сибирь, откуда бежал в Лондон в 61 г.  Затем Бакунин участвовал в Польском восстании 63-го г., жил в Италии, побывал и в США. Умер Бакунин 1 июля 1876 г. в Берлине, где и был похоронен.1

      Бакунин стремился осуществить в России социальную революцию, на первое место он выдвигал борьбу с государственностью, ибо государственность была для него источником всякого социального неравенства. “Мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще, и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда … он сам создаст свою жизнь”.*

      Бакунин знал только единственную форму революционной борьба - немедленное всенародное восстание рабочих масс для разрушения государственного буржуазного строя и организацию на его развалинах снизу вверх “братского союза вольных производительных ассоциаций, общих и областных федераций, обнимающих безгранично людей всех языков и народностей”. Он указывал - долг каждого честного революционера поддерживать в народе инстинктивный дух протеста, его постоянную готовность к революции.

Информация о работе Анархизм в России и его роль в событиях 1917 г