Анархизм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 09:54, доклад

Краткое описание

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), несомненно, является
ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения,
крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике.
Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как
цельного мировоззрения (а не только как программы действий или
социологического учения).

Файлы: 1 файл

Анархизм в России БАКУНИН.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

Анархизм  в России 
 
 

      Михаил Бакунин 
 

      Михаил  Александрович  Бакунин   (1814-1876),   несомненно,   является

ключевой  фигурой в истории  анархической  мысли  и  анархического  движения,

крупнейшим  выразителем анархического миросозерцания в теории и на  практике.

Именно  Бакунин, будучи одаренным философом,  заложил  основы  анархизма  как

цельного  мировоззрения  (а   не   только   как   программы   действий   или

социологического  учения).   Бакунин   и   инициировал   появление   мощного

революционного движения под анархическими лозунгами почти  по  всей  Европе.

Наконец, Бакунин, как никто до и после  него, сумел выразить  основной  мотив

анархизма - пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности  и

общества.

      Александр Блок писал: "Мы читаем Бакунина и слушаем свист  огня...  Мы

уже,  наверное,  можем  забыть  мелкие  факты   этой   жизни   во   имя   ее

искупительного  огня... Займем огня у Бакунина".  Главное  душевное  качество

Мишеля (так  Бакунина называли и подростком - в кругу семьи - и стариком -  в

кругу швейцарских  рабочих) -  это,  по  собственному  признанию  выдающегося

анархиста,  "любовь  к  свободе  и   неотвратимая   ненависть   ко   всякому

притеснению, еще более, когда оно падало на других, чем на меня самого...  Я

считаю  священным долгом восставать против  всякого  притеснения,  откуда  бы

оно ни приходило, и  на  кого  бы  ни  падало.  Во  мне  было  всегда  много

донкихотства: не только политического, но и в частной  жизни".

      Жизнь  Бакунина  похожа  на  легенду.  В   числе   его   друзей   были

Н.В.Станкевич,   И.С.Тургенев,   А.И.Герцен,   В.Г.Белинский,   П.Я.Чаадаев,

Г.Гервег, Р.Вагнер,  Ж.Санд,  А.Мицкевич,  П.Ж.Прудон,  А.Руге,  В.Вейтлинг.

Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание  образа  неистового  Зигфрида,

Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева  и Ставрогина у Достоевского.

      В юности - увлечение философией, дискуссии в московских  салонах   и  в

родном  доме в селе Прямухине. Затем - переход  к  практической  революционной

деятельности: участие в революции 1848 г. в Париже (в феврале),  призывы к

общеславянскому восстанию, баррикады в Праге  и  Дрездене,  арест,  смертные

приговоры в  Саксонии  и  Австрии,  двенадцать  лет  крепостей  и  ссылки  в

Саксонии, Австрии и  России  (в  том  числе,  в  казематах  Петропавловки  и

Шлиссельбурга,  где  в  результате  "человеколюбивого  обращения",   Бакунин

лишился зубов и заболел цингой), фантастический побег из  Сибири,  работа  в

"Колоколе" Герцена, борьба в Интернационале  против авторитаризма Маркса...

      Революционная деятельность Бакунина  не знала границ  и  была  поистине

грандиозна  по своим масштабам. Он помогал полякам  во время  восстания  1863-

1864 гг.,  выступал  в  Швеции,  направил  эмиссара-анархиста  Дж.Фанелли   в

Испанию  организовать  секцию   Интернационала,   поднимал   соратников   на

восстание в Лионе, вел успешную полемику против Мадзини в Италии  (где  стал

создателем  анархического  движения  и  инициатором  восстания  в  Болонье),

организовывал Юрскую (анархическую) федерацию  Интернационала  в  Швейцарии,

сражался  в Париже, Праге, Дрездене, вел революционную  агитацию среди  болгар

и сербов, финнов и  чехов,  сотрудничал  с  "Землей  и  Волей"  1860-х  гг.,

участвовал  (к  несчастью   для   себя)   в   нечаевской   пропаганде,   был

вдохновителем бакунинских кружков на Юге России. Перечисление  созданных  им

организаций, написанных программ и уставов заняло бы  несколько  страниц.  В

конце  жизни,  исполненной  тяжелейших  материальных  лишений,  клеветы   со

стороны  врагов,  после  травли,  организованной  против  него   Генеральным

Советом Интернационала, после поражения  ряда  восстаний,  гибели  Парижской

Коммуны  и  победы  Бисмарка  во  франко-прусской  войне  (эта  победа,  как

пророчески  предвидел  Бакунин,  наряду  с  оппортунизацией  части  рабочего

движения,  предвещала   длительное   и   повсеместное   торжество   реакции,

бюрократии  и милитаризма в Европе) - М.А. Бакунин  не был  морально  сломлен,

хотя пессимистические настроения в его мировоззрении  усилились.

      Конечно, Бакунин не был "рыцарем  без страха и упрека", непогрешимым  во

всех своих  поступках.  В  своей  поистине  фантастической  деятельности  он

допускал  немало  ошибок,  которые  могут  быть  поставлены  ему   в   вину.

Большинство  из  них, впрочем,  связаны с   его   способностью   чрезмерно

увлекаться   и   увлекать   других   открывающимися   перспективами,   порой

идеализируя эти перспективы и, по выражению  Герцена,  "путая  второй  месяц

беременности   с   девятым".   Бакунин   нередко   принимал   желаемое    за

действительное, преувеличивал степень готовности масс к революции,  допускал

неразборчивые поступки - блефы и мистификации, явно увлекался конспиративно-

заговорщической стороной революционной работы.  Бакунин,  безусловно,  несет

моральную ответственность за отдельные  националистические  (антинемецкие  и

антиеврейские) выпады,  встречающиеся  в  его  работах,  и  за  деятельность

С.Г.Нечаева.

      Но - не ошибается только тот,  кто ничего не делает, а Бакунин  в  своей

жизни  сумел  сделать  бесконечно  много.   П.А.Кропоткин,   общавшийся   со

швейцарскими  рабочими-анархистами,  знавшими  Бакунина,   особо   отмечает:

"Поразило  меня  больше  всего  то,  что   нравственное   влияние   Бакунина

чувствовалось   даже   сильнее,   чем   влияние    его    как    умственного

авторитета"/16/.      Будучи крупнейшим знатоком философии  Гегеля,  Бакунин

предпочел жизнь и борьбу философским абстракциям, сумел  воплотить  в  жизнь

то, что  проповедовал на словах. Личность Бакунина представляла  собой  сплав

огромной  энергии, воли к жизни и  борьбе,  пророческого,  проповеднического,

ораторского и философского дара, способности  зажигать людей и  вести  их  за

собой,  личного  обаяния,   организаторских   талантов,   самоотверженности,

искренности и бескорыстия.

      Говоря о Бакунине-теоретике,  назовем его главные  работы:  "Реакция  в

Германии",   "Философские   рассуждения   о   божественном    призраке,    о

действительном  мире и человеке", "Федерализм,  социализм  и  антитеологизм",

"Государственность   и  анархия",  "Бог  и   государство",   "Кнуто-германская

империя и Социальная Революция". Следуя своему  знаменитому  принципу:  "Дух

разрушающий есть  дух  созидающий,  страсть  к  разрушению  есть  творческая

страсть!", М.А.Бакунин в своих работах  не  стремился  к  систематичности  и

законченности, всегда был  весьма  полемичен  и,  отталкиваясь  от  суждений

своих оппонентов, формулировал собственную позицию. Вообще, Бакунин  отдавал

жизни примат перед наукой, полагая, что мысль,  наука  никогда  не  способна

охватить  и постичь жизнь во всей ее  полноте,  все  предвидеть  и  управлять

человеческими действиями. Отсюда,  кстати,  вытекали  и  горячие  возражения

великого  бунтаря  против  идеи  позитивистов  и  марксистов  об  управлении

обществом учеными, которые, по мнению Бакунина,  неизбежно  будут  распинать

живых людей  на прокрустовом  ложе  своих  доктрин  и  теорий.       Не  имея

возможности детально излагать здесь бакунинские  идеи, отметим лишь,  что  их

краткой  формулой  можно  считать  название  одной  из   программных   речей

анархиста: "Федерализм,  социализм  и  антитеологизм".  Богу  и  религии  он

противопоставлял "антитеологизм", новую  "религию  Человека"  и  просвещение

народа,  принудительной  государственной  централизации   -   федерализм   и

самоуправление, а капиталистической эксплуатации - социализм и  коллективную

собственность трудящихся  ("Коллективизм"  -  таково  одно  из  самоназваний

бакунизма).

      Бакунин    был     воинствующим     богоборцем,     считавшим     Бога

персонифицированным тираном, а религию - обоснованием земного  деспотизма  и

вечного человеческого несовершенства и  конформизма.

      Много ярких и страстных страниц  посвятил Бакунин всесторонней  критике

государства и его разрушительного влияния на людей - как управляемых, так  и

управляющих. "Государство - это  самое  вопиющее,  самое  циничное  и  самое

полное  отрицание человечности, - писал  русский  анархист.  -  Оно  разрывает

всеобщую  солидарность людей на земле и  объединяет только часть  их  с  целью

уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных"/17/.  Бакунин  считал,

что произвол, чинимый  над  человеком  и  обществом,  государство  напыщенно

именует "законом".

      Государство, по Бакунину, является  не чем  иным,  как  "официальной  и

правильно установленной опекой  меньшинства  компетентных  людей  ...  чтобы

надзирать за поведением и управлять поведением этого большого  неисправимого

и ужасного ребенка - народа"/18/. Поскольку  всякая  власть  стремится  себя

увековечить, "ребенок" никогда не достигнет совершеннолетия,  пока  над ним

господствует  упомянутая  опека.  "Итак,  там,  где  начинается  государство,

кончается  индивидуальная   свобода,   и   наоборот.   Мне   возразят,   что

Информация о работе Анархизм в России