Закон единства и борьбы противоположностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:27, контрольная работа

Краткое описание

Закон перехода количественных изменений в качественные, как мы видели, отражает одну из важнейших сторон развития, вскрывает "механизм" процесса качественных превращений предметов. Однако положение о переходе количественных изменений в качественные не дает ответа на вопрос о том, что является источником всякого развития, в том числе и перехода количественных изменений в качественные. На этот вопрос отвечает другой закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон о противоречиях как источнике развития. Настоящая глава посвящена рассмотрению этого закона.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 108.06 Кб (Скачать)

 

"Вечная смена форм, вечное отвержение формы, порожденной  известным содержанием или стремлением,  вследствие усиления того же  стремления, высшего развития того  же содержания, – кто понял  этот великий, вечный, повсеместный  закон, кто приучился применять  его ко всякому явлению, –  о, как спокойно призывает он  шансы, которыми смущаются другие... он не жалеет ни о чем,  отживающем свое время, и говорит: "пусть будет, что будет,  а будет в конце концов все-таки на нашей улице праздник!""115

 

Чернышевский правильно  делал революционные выводы из диалектики развития содержания и формы явлений. Общественная жизнь в своем неудержимом  движении вперед сметает все отжившие и ставшие препятствием формы, заменяя  их новыми, более прогрессивными.

 

Соответствие формы содержанию не следует понимать так, что содержание может выражаться обязательно в  одной какой-нибудь форме. Одному и  тому же содержанию может соответствовать  ряд форм. Известно, что диктатура  буржуазии существует и в форме  парламентарной республики, и в форме  конституционной монархии, и в  форме фашистской террористической диктатуры. Одно и то же содержание, преломляясь через конкретные исторические условия развития разных стран, облекается в неодинаковые формы.

 

Непонимание диалектики содержания и формы ведет, с одной стороны, к опасности абсолютизации старой формы, порождает боязнь расстаться с привычными формами, хотя они уже  тормозят развитие. Коммунистическая партия в своей практической деятельности руководствуется указанием Ленина о том, что всякий перелом в  развитии "неизбежно ведет к  несоответствию старой формы с новым  содержанием"116. Она борется против всякой косности, боязни, нежелания  изменять устаревшие формы в экономической, политической, духовной жизни общества, добивается таких форм, которые максимально  ускоряют движение вперед. С другой стороны, было бы ошибкой нигилистически относиться ко всякой старой форме лишь на том основании, что она старая. Новое содержание не всегда требует новой формы. Оно может использовать и старую форму, приспособив ее к своим потребностям. Среди старых форм есть такие, которые и в изменившихся условиях еще могут служить новому содержанию. Коммунистическая партия учитывает это в своей деятельности. Так, сломав старый государственный аппарат помещичье-буржуазной России, партия сохранила ряд старых по форме институтов старого строя – банки, почту и т.п., влив в них новое, социалистическое содержание.

 

Неправильное понимание  взаимоотношений содержания и формы  может вести к чрезмерному  раздуванию, уродливому выпячиванию  одной из этих сторон целого. Так, сущность такого Уродливого явления, как формализм, состоит в абсолютизации формы  и пренебрежении сущностью, содержанием  дела.

 

Преувеличение роли формы  в искусстве ведет к формализму, к извращению великого общественного  назначения искусства. Художественная форма – не самоцель. К тому же она может быть совершенной лишь при условии, если она подчинена  содержанию, выражает важные общественные идеи.

 

Игнорирование художественной формы в искусстве ведет к  снижению силы его воздействия, его  общественной роли. Некоторые ревизиониствующие элементы, выступавшие в отдельных странах народной демократии против социалистического реализма, заявляли, что не форма, а содержание решает, реалистично ли произведение искусства. Такое противопоставление содержания форме и пренебрежение к реалистической художественной форме отражения жизни ничего общего не имеют с марксизмом. Нормальному человеку, со здоровыми художественными вкусами, чужды абстракционизм и прочие выкрутасы в современном буржуазном искусстве именно из-за отрицания ими реалистического воспроизведения действительности. Вне реалистической художественной формы не может быть и реалистического по содержанию искусства.

 

Коммунистическая партия Советского Союза в своей деятельности придает огромное значение своевременному изменению форм организации, форм и  методов руководства, приведению их в соответствие с новыми потребностями  коммунистического строительства. Об этом свидетельствуют осуществленные партией изменения форм и методов  руководства промышленностью и  сельским хозяйством, улучшение системы  планирования развития народного хозяйства  СССР, предоставление союзным республикам  более широких возможностей для самостоятельного решения вопросов экономического и культурного строительства. Развитие форм общественной жизни и организации производства имеет важнейшее значение, потому что без этого невозможно успешное развитие самого содержания, т.е. решение задач дальнейшего строительства коммунистического общества.

 

Таким образом, в самых  различных областях практической деятельности следует учитывать диалектику содержания и формы и находить правильное соотношение между ними.

 

Рассмотрение закона единства и борьбы противоположностей позволяет  понять, почему Ленин так высоко оценивал его роль в марксистской диалектике, определяя учение о противоречиях  как "ядро", "суть" диалектики. Противоречия, их разрешение есть подлинная  двигательная сила развития, лежащая  в основе перехода количественных изменений  в качественные. скачков от старого к новому состоянию, вечного, непрестанного движения всего существующего. Взаимосвязь и взаимодействие категорий – причины и следствия, возможности и действительности, единичного и общего, содержания и формы, необходимости и случайности и др. – имеют под собой ту же основу, ибо каждая из них немыслима без своей противоположности, без перехода друг в друга. Вот почему неотъемлемым свойством подлинно научного и революционного марксистского подхода к действительности является смелый анализ противоречий, тенденций их развития, способов и путей их разрешения. http://www.psylib.ukrweb.net/books/konst01/txt05.htm


Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей