Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:27, контрольная работа
Закон перехода количественных изменений в качественные, как мы видели, отражает одну из важнейших сторон развития, вскрывает "механизм" процесса качественных превращений предметов. Однако положение о переходе количественных изменений в качественные не дает ответа на вопрос о том, что является источником всякого развития, в том числе и перехода количественных изменений в качественные. На этот вопрос отвечает другой закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон о противоречиях как источнике развития. Настоящая глава посвящена рассмотрению этого закона.
"Вечная смена форм,
вечное отвержение формы,
Чернышевский правильно делал революционные выводы из диалектики развития содержания и формы явлений. Общественная жизнь в своем неудержимом движении вперед сметает все отжившие и ставшие препятствием формы, заменяя их новыми, более прогрессивными.
Соответствие формы содержанию не следует понимать так, что содержание может выражаться обязательно в одной какой-нибудь форме. Одному и тому же содержанию может соответствовать ряд форм. Известно, что диктатура буржуазии существует и в форме парламентарной республики, и в форме конституционной монархии, и в форме фашистской террористической диктатуры. Одно и то же содержание, преломляясь через конкретные исторические условия развития разных стран, облекается в неодинаковые формы.
Непонимание диалектики содержания
и формы ведет, с одной стороны,
к опасности абсолютизации
Неправильное понимание взаимоотношений содержания и формы может вести к чрезмерному раздуванию, уродливому выпячиванию одной из этих сторон целого. Так, сущность такого Уродливого явления, как формализм, состоит в абсолютизации формы и пренебрежении сущностью, содержанием дела.
Преувеличение роли формы
в искусстве ведет к
Игнорирование художественной формы в искусстве ведет к снижению силы его воздействия, его общественной роли. Некоторые ревизиониствующие элементы, выступавшие в отдельных странах народной демократии против социалистического реализма, заявляли, что не форма, а содержание решает, реалистично ли произведение искусства. Такое противопоставление содержания форме и пренебрежение к реалистической художественной форме отражения жизни ничего общего не имеют с марксизмом. Нормальному человеку, со здоровыми художественными вкусами, чужды абстракционизм и прочие выкрутасы в современном буржуазном искусстве именно из-за отрицания ими реалистического воспроизведения действительности. Вне реалистической художественной формы не может быть и реалистического по содержанию искусства.
Коммунистическая партия
Советского Союза в своей деятельности
придает огромное значение своевременному
изменению форм организации, форм и
методов руководства, приведению их
в соответствие с новыми потребностями
коммунистического
Таким образом, в самых различных областях практической деятельности следует учитывать диалектику содержания и формы и находить правильное соотношение между ними.
Рассмотрение закона единства
и борьбы противоположностей позволяет
понять, почему Ленин так высоко
оценивал его роль в марксистской
диалектике, определяя учение о противоречиях
как "ядро", "суть" диалектики.
Противоречия, их разрешение есть подлинная
двигательная сила развития, лежащая
в основе перехода количественных изменений
в качественные. скачков от старого
к новому состоянию, вечного, непрестанного
движения всего существующего. Взаимосвязь
и взаимодействие категорий – причины
и следствия, возможности и действительности,
единичного и общего, содержания и формы,
необходимости и случайности и др. – имеют
под собой ту же основу, ибо каждая из них
немыслима без своей противоположности,
без перехода друг в друга. Вот почему
неотъемлемым свойством подлинно научного
и революционного марксистского подхода
к действительности является смелый анализ
противоречий, тенденций их развития,
способов и путей их разрешения. http://www.psylib.ukrweb.net/
Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей