Закон единства и борьбы противоположностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:27, контрольная работа

Краткое описание

Закон перехода количественных изменений в качественные, как мы видели, отражает одну из важнейших сторон развития, вскрывает "механизм" процесса качественных превращений предметов. Однако положение о переходе количественных изменений в качественные не дает ответа на вопрос о том, что является источником всякого развития, в том числе и перехода количественных изменений в качественные. На этот вопрос отвечает другой закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон о противоречиях как источнике развития. Настоящая глава посвящена рассмотрению этого закона.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 108.06 Кб (Скачать)

 

Но дело не только в том, что закон единства и борьбы противоположностей требует воспроизвести в мышлении объективную диалектику противоречий развития вещей. Сам процесс познания, логика движения мышления от незнания к знанию, от знания менее глубокого  к знанию законов объективного мира чрезвычайно противоречив, и только понимание этой противоречивости процесса отражения действительности в человеческих понятиях позволяет правильно видеть путь познания. Процесс познания состоит  из таких противоположно направленных способов и приемов отражения  действительности, как чувственное  и рациональное, конкретное и абстрактное, анализ и синтез, индукция и дедукция, относительная и абсолютная истина и т.д. Одна сторона каждой из этих противоположностей немыслима без  другой, они взаимно связаны друг с другом, переходят друг в друга. В этом находит свое яркое выражение  действие закона единства и борьбы противоположностей в сфере познания (подробнее об этом сказано в IX главе).

2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ  ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

Сказанное о развитии путем  возникновения и преодоления  внутренних противоречий в предметах  дает возможность сделать важный вывод о характере движения, развития. Движение, развитие есть самодвижение, саморазвитие материи. Речь идет не о том, что, скажем, в общественной жизни развитие происходит само по себе, без вмешательства людей, без их активной деятельности, или что природа может быть преобразована в интересах людей без их воздействия на нее. Понятие "самодвижение" означает, что предметы и явления содержат в самих себе импульсы, источники своего развития. Понятие "саморазвитие" направлено против механистического понимания развития, которое законы одной из форм движения (механической), предполагающей внешний толчок как причину движения, переносит на всякое движение и развитие. Распространив механистическое воззрение на материю в целом, метафизики изображают материю как нечто косное, инертное, ошибочно полагая, что только какая-то сверхприродная сила (дух, бог) приводит ее в движение.

 

Диалектическое понятие  самодвижения, напротив, отражает тот  объективный факт, что материя, природа  и общественная жизнь сами в себе содержат стимулы, причины, источники  развития. Природа сама, по собственным  законам развивается от низших форм к высшим. Неживая природа в порядке "самодвижения" породила свое иное, свою противоположность – живую природу. То же происходит и в обществе. Не внешние силы, а собственные законы развития общественных формаций приводят возникновению внутри данного общества сил, ведущих к его гибели, к превращению в противоположность. Причиной, источником этого самодвижения и превращения являются внутренние противоречия, их развитие, разрешение и снятие их на основе борьбы противоположностей; "...развитие противоречий известной исторической формы производства, – говорит Маркс, – есть единственный исторический путь ее разложения и образования новой"108.

 

Итак, диалектика требует  понимать движение, развитие как самодвижение, саморазвитие, происходящее в силу борьбы и развития внутренних противоречий. Диалектика, однако, ни сколько не игнорирует важной роли внешних противоречий в  процессе развития. Каждый предмет  связан с множеством других предметов  и находится во взаимодействии с  ними. Из этого вытекает необходимость  учета и внешних противоречий и их роли в развитии. Можно ли пренебрегать взаимоотношениями растений и животных с внешними условиями  их существования? Без учета этих взаимоотношений нельзя понять развития организмов. В биологии существует так называемая автогенетическая теория, которая развитие животных и растений всецело выводит из внутренних причин, игнорируя в их формировании роль внешних условий существования, роль обмена веществ между организмом и внешней средой. Эта теория приводит к антинаучным, идеалистическим  выводам. Мичуринское учение в биологии разбило эту теорию, раскрыв все  значение обмена веществ для развития и изменения органического мира.

 

Далее. Человеческое общество развивается по собственным внутренним законам, в порядке развития и  разрешения внутренних противоречий. Но было бы нелепостью не учитывать  роли внешнего противоречия между обществом  и природой. Вне природы общество не существует и не могло бы существовать ни одного дня. Чтобы существовать, люди должны трудиться, а труд есть воздействие человека на природу с целью производства необходимых средств существования. От уровня развития производительных сил зависит характер взаимоотношений между обществом и природой, степень подчинения стихийных сил природы человеку. Общество ведет борьбу с природой, и эта борьба есть также форма "борьбы противоположностей". Процесс разрешения противоречий между обществом и природой, который есть по существу процесс бесконечный, составляет один из важных источников развития общества.

 

Однако между внутренними  и внешними противоречиями существует объективное различие, которое нельзя не учитывать. Внутреннее противоречие – это противоречие в самой  сущности предмета, так что предмет  не может существовать без обеих  противоположностей. Внешнее противоречие – это противоречие между разными  предметами, разными сущностями. Так, растение и солнце, дающее растению тепло, – это разные сущности, каждое из них имеет свои внутренние противоречия. Общество и природа – также  противоречие разных сущностей. Внешние  противоположности, как и внутренние, связаны между собой, но между  ними нет той тесной взаимообусловленности, как во внутреннем противоречии. Одна сторона этого противоречия –  природа может существовать и  без общества, солнце – без растения и т.д.

 

Различать противоречия –  внутренние и внешние – чрезвычайно  важно, так как их роль в развитии неодинакова. Конечно, это различие не абсолютное, а относительное: то, что в одной связи является внешним противоречием, в другой связи может быть внутренним противоречием. Например, противоречие между двумя  какими-нибудь видами растений выступает  как внешнее противоречие по отношению  к каждому из них. В то же время  это есть одно из внутренних противоречий мира растений в целом. Внешнее противоречие часто является выражением и формой существования внутренних противоречий. Так, противоречие между товаром  и деньгами Маркс называет "внешней  противоположностью", "в которой  товары выражают имманентную им (т.е. внутренне присущую им. – Ред.) противоположность  между потребительной стоимостью и  стоимостью"109.

 

Между внутренними и внешними противоречиями существует связь, и  при рассмотрении причин развития предметов  нужно учитывать как внутренние, так и внешние противоречия. Внутренние противоречия не существуют и не действуют  вне связи с внешними противоречиями, а влияние внешних противоречий на развитие предмета невозможно понять без учета его внутренних противоречий.

 

Не игнорируя нисколько  значение внешних противоречий, материалистическая диалектика вместе с тем утверждает, что внутренние противоречия играют главную, первенствующую роль в развитии, а внешние противоречия – не главную, второстепенную роль. Внутренние и  внешние противоречия в процессе развития находятся в единстве, в  связи, но было бы грубой ошибкой подменять  первые, ведущие вторыми.

 

Вот почему диалектика борется  против широко распространенной в буржуазной и реформистской философии теории равновесия. Сущность этой теории состоит  в отрицании внутренних противоречий развития, в признании решающего  значения внешних противоречий и  уравновешивания противоположностей. Теория равновесия возводит в ранг всеобщего закона развития простейший, механический вид движения – столкновение, взаимодействие внешних сил. Главным состоянием материи эта теория считает не движение, а равновесие, покой. Между двумя телами, например, существует состояние равновесия. Если сила одного из них превышает силу другого, то между ними начинается борьба, которая нарушает равновесие. Борьба внешних противоположностей затем приводит к новому равновесию. Один из наиболее ревностных защитников теории равновесия, А. Богданов, так формулировал сущность этой теории: "От равновесия через нарушающую его борьбу двух сил к новому равновесию"110. Как видим, теория равновесия полностью отвлекается от внутренних противоречий предметов.

 

Конечно, было бы нелепо отрицать момент равновесия. Равновесие так или иначе имеется во всяком движении, в том числе и в обществе. Но равновесие есть лишь момент движения, оно относительно, временно. А движение абсолютно. "...Отдельное движение, – указывает Энгельс, – стремится к равновесию, а совокупное движение снова уничтожает отдельное равновесие"111.

 

Применяя теорию равновесия к жизни общества, сторонники ее считают, что главный источник общественного  развития – не внутренние противоречия общества, а противоречие между обществом  и природой. Такое понимание теоретически совершенно несостоятельно, а политически  приводит к реакционным выводам. Несомненно, без процесса разрешения противоречий между обществом и  природой невозможно общественное развитие. Но все дело в том, что влияние  и роль внешних противоречий преломляются и опосредствуются внутренними  противоречиями общества. Чем прогрессивнее  строй общества, тем успешнее разрешаются  противоречия между обществом и  природой. Например, современный капитализм оказывает сковывающее влияние  на развитие производительных сил общества, а следовательно, и на подчинение природы интересам человечества. Теория равновесия бессильна объяснить это, ибо дело здесь не в "нарушении" равновесия между природой и обществом, а всецело во внутренних противоречиях буржуазного общества. Только разрешение внутренних противоречий капитализма открывает новые, небывалые возможности развития производительных сил общества, о чем свидетельствует опыт социалистического общества. Иначе говоря, разрешение внешних противоречий зависит от решения главных, внутренних противоречий общества.

 

Теория равновесия используется и для защиты идеи о примирении враждующих классов. Трудно в век  обостренной борьбы классов капиталистического общества отрицать внутренние противоречия этого общества. Используя теорию равновесия, буржуазные и реформистские  философы утверждают, что различные  классы находятся не в состоянии  борьбы, а в состоянии равновесия, что каждый класс выполняет-де свою функцию и что покушение на это равновесие опасно для жизни  общества.

 

Поскольку теория равновесия отрицает решающую роль классовых противоречий в развитии антагонистического общества, она служит интересам реакционных  сил. Она отвлекает трудящихся капиталистических  стран от революционной классовой  борьбы, мешает им бороться за новый, прогрессивный, социалистический строй.

 

Положение материалистической диалектики о главной, ведущей роли внутренних противоречий нельзя понимать догматически. Бывают условия, когда  внешние противоречия выдвигаются  на первый план и их решение приобретает  первостепенное значение. Например, в  национально-освободительной войне  какой-нибудь страны против внешнего врага  могут объединиться и, как показывает исторический опыт, нередко объединяются самые разнородные социальные силы. Противоречия между противоположными классами внутри страны, ведущей национально-освободительную  войну, не исчезают, но они на некоторое  время отодвигаются на задний план, не играют главной роли. Основное значение для дальнейшего развития страны имеет в этот период разрешение внешних  противоречий. Следовательно, было бы неправильно на основании общего положения о внутренних противоречиях  как решающих игнорировать возможность  в тех или иных конкретных условиях превращения внешних противоречий в главные.

 

Если брать весь современный  исторический процесс в целом, то противоречие между системой социализма и системой капитализма – это  внутреннее антагонистическое противоречие мирового общественно-исторического  развития. Единая мировая система  капитализма распалась, раздвоилась  на противоположности. Возник антипод  капитализма – социализм, который  ныне стал мировой системой, пришедшей  на смену отживающему строю. Но межгосударственные отношения и противоречия между  социалистическими и капиталистическими странами – это внешне антагонистические  противоречия, и они имеют также  важное значение для всего хода мировой истории. Мирное сосуществование и экономическое соревнование двух противоположных систем – социализма и капитализма – это тоже своеобразная форма разрешения противоречий.

 

Опыт истории свидетельствует, что новое, передовое всегда в конце концов побеждает старое. Этого боится буржуазия. Она' видит, что в мирном соревновании все преимущества у социализма. Чтобы продлить свой век, век капитализма, наиболее агрессивные силы империализма уповают на силу, на войну.

 

Разрешение внешнего противоречия между двумя мировыми системами  зависит прежде всего от внутреннего развития стран социализма и стран капитализма. Чем успешнее будет происходить строительство социализма внутри каждой социалистической страны, тем быстрее социализм выиграет соревнование с миром капитализма. Переход капиталистических стран к социализму будет происходить не в результате "экспорта" революции, а в результате закономерного разрешения внутренних социальных противоречий между пролетариатом и буржуазией этих стран в пользу трудящихся масс.

 

Марксистская диалектика требует не ограничиваться общим  положением о противоречиях как  движущей силе развития, а применять  его конкретно, творчески, видеть особенности  действия общего закона в каждом явлении, в разных исторических условиях. Вопрос о специфичности противоречий в различных процессах является существенной стороной закона единства и борьбы противоположностей и требует специального рассмотрения.

3. ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ  ПРОТИВОРЕЧИЙ

 

Закон единства и борьбы противоположностей, как и всякий закон, проявляется  в самых разнообразных процессах, развитие которых протекает специфично, соответственно их природе и условиям их существования. В.И.Ленин, всесторонне  развивая диалектику действия закона единства и борьбы противоположностей, уделил особое внимание анализу специфичности  форм проявления этого закона в разных условиях. Произведения Ленина служат ярким примером того, как нужно  конкретно применять общее положение  диалектики о противоречивости развития. Ленин всегда требовал не ограничиваться абстрактными рассуждениями о том, что такому-то явлению свойственны  противоречия, что оно развивается  в противоречиях. Когда общая  истина установлена, он требовал всю  силу теоретического анализа и практического  подхода при разрешении тех или  иных проблем обратить на обнаружение  того, как эта истина о противоречивости всякого развития преломляется в  данном конкретном предмете, в данной исторической обстановке, в данной исторической связи. Он учил видеть, что  общее неизбежно модифицируется, видоизменяется в разных сферах объективного мира. Одно дело – развитие и борьба противоположных тенденций в  природе, где действуют слепые, стихийные  силы, и другое дело – развитие и  борьба противоположностей в обществе, где действуют обладающие сознанием  и преследующие свои цели люди, классы, партии. В свою очередь, в каждой из этих областей объективного мира имеется  многообразие процессов, в которых  по-разному выражается действие законов  диалектики. Различна, например, природа  противоречий и по-разному протекает "борьба" противоположностей в  физических и химических процессах. Недопустимо брать за одну скобку и общественные противоречия, поскольку  разные социальные формации существенно  отличаются друг от друга. Своеобразно  протекает процесс борьбы противоположностей в мышлении, в развитии науки, искусства.

Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей