Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:27, контрольная работа
Закон перехода количественных изменений в качественные, как мы видели, отражает одну из важнейших сторон развития, вскрывает "механизм" процесса качественных превращений предметов. Однако положение о переходе количественных изменений в качественные не дает ответа на вопрос о том, что является источником всякого развития, в том числе и перехода количественных изменений в качественные. На этот вопрос отвечает другой закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон о противоречиях как источнике развития. Настоящая глава посвящена рассмотрению этого закона.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Закон перехода количественных изменений в качественные, как мы видели, отражает одну из важнейших сторон развития, вскрывает "механизм" процесса качественных превращений предметов. Однако положение о переходе количественных изменений в качественные не дает ответа на вопрос о том, что является источником всякого развития, в том числе и перехода количественных изменений в качественные. На этот вопрос отвечает другой закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон о противоречиях как источнике развития. Настоящая глава посвящена рассмотрению этого закона.
Ленин называет учение о противоречиях "ядром" марксистской диалектики, дающим ключ к пониманию всех сторон и моментов развития. Знание закона единства и борьбы противоположностей помогает проникнуть в самую глубокую сущность вещей и процессов и познать противоречивые связи и отношения, существующие как между различными сторонами отдельных предметов, так и между разными предметами. Рассмотренный нами закон перехода количественных изменений в качественные есть также одно из выражений развития через противоречия. Мы видели, что нарастание количественных изменений вызывает противоречие между количественной и качественной определенностью предмета. Разрешение этого противоречия требует выхода за пределы старого качества, образования нового качества, без чего невозможно дальнейшее развитие. Скачок и есть разрешение этого противоречия. Как будет показано в следующей главе, без закона единства и борьбы противоположностей невозможно понять и сущность закона "отрицания отрицания". Он лежит в основе взаимоотношения содержания и формы предметов, сущности и явления, случайности и необходимости и т.д.
Вот почему закон единства
и борьбы противоположностей занимает
такое важное, центральное, место
в марксистской диалектике. Его роль
и значение определяются тем, что
он вскрывает внутренние источники
и импульсы развития. Поэтому отношение
к данному закону является оселком,
на котором проверяется научность
и жизненность той или другой
теории развития. Не случайно как старые,
так и современные враги
Рассмотрим основные положения марксистской диалектики о законе единства и борьбы противоположностей.
1. ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ КАК ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.
БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ
Характерная и главная
черта метафизического
Древнегреческий философ Аристотель обосновал формальнологический закон противоречия, согласно которому невозможно о предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время, высказывать противоречивые суждения. Это положение, несомненно, правильно. Человека, который утверждает, что данная река существует и не существует, мы с полным правом называем путаником.
Но тот же Аристотель, который
правильно выразил этот принцип
последовательного, непротиворечивого
мышления, сделал ошибочный вывод, будто
в объективно существующих вещах
невозможны внутренние противоречия.
Если, заявлял он, "нельзя говорить
верно, вместе утверждая и отрицая
что-нибудь, то невозможно также, чтобы
противоположные определения
С этим, конечно, нельзя согласиться.
Из того, что одновременное признание
существования данного предмета
и отрицание его существования
было бы непоследовательностью мысли,
вовсе не следует, что реально
существующему предмету не присущи
внутренне противоречивые свойства.
Отражение в нашем суждении этого
внутреннего противоречия было бы неверно
считать непоследовательностью
мысли. Напротив, чем глубже отражает
человеческое мышление внутренние противоречия
явлений и процессов, тем лучше
и полнее оно их познает. Не удивительно
поэтому, что уже с первых шагов
развития философской мысли
В XVII-XVIII вв., в период господства
механического и
Особое место среди буржуазных философов периода зарождения капитализма занимает Гегель. В гегелевской диалектике отведено большое место противоречию, борьбе противоположностей как источнику развития. Хотя это учение также было развито в идеалистической форме и непоследовательно, оно все же нанесло удар по метафизическому мировоззрению, отрицавшему реальность противоречия, борьбы противоположностей.
Современные буржуазные философы изо всех сил стараются опровергнуть учение диалектики о противоречиях. Характерной чертой их нападок на диалектику является отрицание противоречий в самих вещах и перенесение их в область сознания, мысли. Такова, например, теория неогегельянства – одного из реакционных течений буржуазной философии эпохи империализма. Неогегельянцы подвергают критике Гегеля за признание им противоречивости бытия и называют противоречия вещей "иллюзорными". С их точки зрения, противоречия могут существовать лишь в мышлении. Один из современных представителей прагматизма, реакционный американский философ Сидней Хук, в статье, направленной против марксистского диалектического метода, пишет: "Это весьма странное употребление термина "противоречие", потому что еще со времени Аристотеля теория логики считала, что противоречивыми могут быть суждения, утверждения, доказательства, а отнюдь не вещи и явления"99. Буржуазный философ страшится признать внутренние противоречия в самих явлениях и вещах, ибо именно диалектика развития внутренних противоречий капиталистического общества порождает борьбу классов и социальные революции.
Некоторые буржуазные философы
и в наше время вынуждены признать
реальность противоречий, но они стараются
доказать, что противоположности
и антагонизмы, имеющие место, например,
в общественной жизни капиталистического
общества, вечны и неразрешимы, что
в непреодолимости социальных противоречий
будто бы и заключается сущность
взаимоотношений между
Другие, видя противоречия и даже подчеркивая их значение, переносят их разрешение в область религии.
"Противоречия, – заявляет
один из сторонников подобного
взгляда, – не могут быть
разрешены в живой
Наиболее типично для буржуазных философов стремление затушевать противоположности и борьбу между ними, отстаивание идеи о примирении противоречий. Это же характерно и для реформистов, оппортунистов, выступающих в рабочем движении. Они также замазывают классовые противоречия буржуазного общества, проповедуют теорию примирения классов.
Метафизическому взгляду на мир, отрицающему противоречия как источник развития в объективном мире, марксистская диалектика противопоставляет свое учение о единстве и борьбе противоположностей. Исходя из объективных данных науки и исторического опыта человечества, она утверждает, что всем предметам и явлениям свойственны внутренние противоречия, что каждый предмет есть единство противоположностей, единство противоположных сторон, свойств, тенденций.
Все предметы, явления окружающего нас мира имеют свою положительную и отрицательную сторону, свое прошлое и свое будущее, то, что отживает и отмирает, и то, что растет и развивается. Борьба этих противоположных тенденций, заключающаяся в самих предметах, явлениях объективного мира, составляет источник, движущую силу их развития.
Если предмет, явление воспринимается нами как абсолютное тождество, то задача науки состоит в том, чтобы преодолеть эту ошибку сознания и вскрыть внутренние противоречия предмета. И, как показывает история науки, рано или поздно эти противоречия обнаруживаются. Только через раскрытие внутренних противоречий можно познать предметы, их сущность, законы их развития.
Успехи науки в последние десятилетия дают поразительные примеры, подтверждающие правоту диалектики. Чем глубже наука проникает в сущность явлений природы, тем явственнее выступает их внутренне противоречивый характер. Особенно показательны в этом отношении достижения атомной и ядерной физики. В главе III мы уже говорили об атоме как единстве противоположно заряженных частиц. Между частицами атома, а также внутри атомного ядра действуют силы притяжения и отталкивания. Взаимодействие этих противоположных сил объясняет процессы, протекающие внутри атомов и их ядер. Это доказывает правильность утверждения Энгельса о том, что "притяжение и отталкивание столь же неотделимы друг от друга, как положительное и отрицательное..."101 Современная физика твердо установила, что по своей структуре поле и вещество (например, электроны) представляют собой внутреннее единство таких противоположностей, как корпускулярные и волновые свойства. Это подлинный триумф диалектики.
Следует различать внутренние и внешние противоречия.
Под внутренним противоречием нужно понимать такое взаимоотношение между противоположными сторонами предмета, когда они одновременно взаимно предполагают, обусловливают и вместе с тем отрицают, исключают друг друга; в рамках целого одна сторона противоречия не может существовать без другой, и в то же время в силу их противоположного характера они отрицают друг друга. Вот эта взаимная зависимость и взаимное отрицание есть главная черта внутреннего противоречия. Это можно видеть на любом примере противоположных явлений и понятий: положительное и отрицательное, северный полюс и южный полюс, свет и тень, притяжение и отталкивание, плюс и минус, добро и зло и т.п. – между всеми этими понятиями существует отношение взаимной связи и взаимного исключения. Каждое из них есть иное другого, отрицание его, и в то же время его собственное существование обусловлено этим другим.
Внутреннее противоречие можно видеть на примере простейшего вида движения – перемещения тела в пространстве. Движение есть явное противоречие. О движущемся теле невозможно сказать, что оно находится в какой-нибудь момент времени только в данной точке.
Конечно, не будет никакой ошибки утверждать, что, например, движущийся поезд находится в данное время в таком-то пункте, в другое время – в другом пункте. Этого утверждения достаточно, чтобы понять такую простую вещь, как местонахождение поезда, но его недостаточно, чтобы выразить сущность движения. Это утверждение описывает результат движения, а не сущность самого движения. Когда же мы пытаемся понять движение, то мы наталкиваемся на противоречие: движущееся тело в один и тот же момент времени находится в данной точке пространства и уже не находится в ней, т.е. находится и в данном и в другом месте.
Критики диалектики неоднократно пытались опровергнуть этот противоречивый характер движения. Они указывали, что на самом деле движущееся тело в один момент времени находится в данном месте, в другой момент времени – в другом месте. Иначе говоря, они брали лишь одну сторону движения (прерывность) и абсолютизировали ее: пространство, проходимое телом, они делили на ряд изолированных друг от друга отрезков, пунктов и доказывали, что движущееся тело находится то в одном пункте пространства, то в другом.
Но в действительности движение не только прерывно, но и непрерывно, иначе невозможен был бы переход движущегося тела из одной точки в другую. Отдельные точки пространства не только отделены друг от друга (прерывность), но и связаны между собой, и эта связь есть не что иное, как непрерывность пространства. Каждая из двух противоположностей – прерывность и непрерывность – предполагает другую и существует лишь в единстве с ней.
"Движение, – писал Ленин, – есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий"102.
Положение о том, что движущееся тело в каждый момент времени находится лишь в данной точке пространства, омертвляет движение. Последнее превращается в сумму состояний покоя. В действительности же движение есть единство покоя и изменения: движущееся тело, несомненно, находится в данном месте, и в то же время оно в нем не находится. Эти две противоположности (покой и движение) и связаны между собой и отрицают друг друга. Вне этого единства противоположностей невозможно было бы даже простейшее – механическое движение, перемещение тел в пространстве.
Сказанное относится к любому предмету, явлению и процессу объективного мира – каждому из них присущи свои внутренние противоречия, каждый из них есть "единство противоположностей".
Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей