Закон единства и борьбы противоположностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:27, контрольная работа

Краткое описание

Закон перехода количественных изменений в качественные, как мы видели, отражает одну из важнейших сторон развития, вскрывает "механизм" процесса качественных превращений предметов. Однако положение о переходе количественных изменений в качественные не дает ответа на вопрос о том, что является источником всякого развития, в том числе и перехода количественных изменений в качественные. На этот вопрос отвечает другой закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон о противоречиях как источнике развития. Настоящая глава посвящена рассмотрению этого закона.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 108.06 Кб (Скачать)

 

В наброске "К вопросу  о диалектике" Ленин отметил  некоторые специфические противоречия, исследуемые различными науками:

 

"В математике + и –. Дифференциал и интеграл.

> механике действие и  противодействие. 

> физике положительное  и отрицательное электричество. 

> химии соединение и  диссоциация атомов.

> общественной науке  классовая борьба".

 

К этим специфическим противоречиям  можно добавить ряд других, например: ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость в биологии, возбуждение  и торможение в физиологии, анализ и синтез, индукция и дедукция, чувственное и рациональное в теории познания и логике и т.д.

 

Неорганической природе  более свойственны такие формы  противоречий, как единство положительного и отрицательного, действия и противодействия, притяжения и отталкивания. Здесь почти неприменимы такие характеристики противоречий, как старое и новое, отмирающее и нарождающееся, тем более такие, как революционное и консервативное, реакционное и прогрессивное.

 

Более высоким формам движения материи (органическая природа, общественная жизнь) свойственны противоречия в  форме борьбы между старым и новым, отмирающим и нарождающимся, консервативным и революционным и т.п. Конечно, и в высших формах движения имеют  место противоречия низших форм. Органическая жизнь невозможна без физико-химических процессов с их специфическими противоречиями. Но не эти противоречия являются главными, определяющими развитие органической жизни, они здесь – побочные противоречия, подчиненные главным, характерным  для жизни (обмен веществ, ассимиляция  и диссимиляция, наследственность и  изменчивость и т.д.). Общественную жизнь  совершенно невозможно понять, подходя  к ней с такими специфическими для неорганической природы противоречиями, как, скажем, притяжение и отталкивание.

 

Характер, природа противоречий обусловливает особые пути и способы  их разрешения, особые законы развития предметов. Возьмем для примера  притяжение и отталкивание, без взаимодействия которых невозможны физические явления. В силу того, что это противоположно направленные процессы, между ними происходит "борьба". Термин "борьба" здесь имеет иной смысл, чем в общественных процессах, и тем не менее сущность взаимодействия между притяжением и отталкиванием заключается в столкновении противоположных, взаимоисключающих тенденций, объективно направленном на преодоление, разрешение противоречия между ними. В твердом теле берут верх силы притяжения, и связь молекул прочна. Но теплота усиливает колебательные движения молекул твердого тела, связь их ослабляется, и тело из твердого состояния переходит в жидкое. Дальнейшее нагревание ускоряет движение молекул, сила отталкивания возрастает, и из жидкого состояния тело переходит в газообразное. "Борьба" противоположностей завершается в данном случае тем, что изменяется соотношение между ними в пользу отталкивания.

 

Взаимодействие этих противоположностей лежит и в основе ядерных превращений. Чтобы освободить огромную энергию, заключенную в ядрах атомов, нужно  на них воздействовать с помощью  ядерных "снарядов", например альфа-частиц. Если при бомбардировке атома  у альфа-частицы достаточно энергии, чтобы преодолеть так называемый "потенциальный барьер", в данном случае силу отталкивания, то она проникнет  в ядро атома и вызовет расщепление  ядра. Для того чтобы альфа-частица  могла вырваться из ядра, ей нужно  изнутри преодолеть тот же барьер, но уже силу притяжения, действующую  на малых расстояниях вблизи ядра.

 

Совсем другой характер имеет  взаимодействие противоположностей в  органическом мире. Растения и животные приспособляются к изменяющимся условиям их существования, у них  возникают новые свойства, которые  вступают в противоречие со старой наследственностью, происходит "борьба" между изменчивостью и наследственностью, завершающаяся изменением старой наследственности, возникновением нового органического  вида.

 

Особенно важно учитывать  своеобразие борьбы противоположностей в развитии общества. Здесь противоречия порождаются развитием основы общества – материального производства. Противоречия способа производства в классовом  обществе выражаются в борьбе классов. Борьба противоположностей в этом обществе имеет форму экономической, политической и идеологической борьбы. Идеологическая борьба выражается в форме борьбы философских, экономических, политических, правовых, религиозных, этических теорий и взглядов и т.д. Ни в какой  области природы противоречия не выступают в такой многообразной  форме.

 

Но дело не только в том, что общественные противоречия отличаются от противоречий природы. Каждой общественной формации наряду с общими законами и противоречиями свойственны свои противоречия, а значит, и свои особые законы развития. В общественном развитии, особенно в связи с теми всемирно-историческими  преобразованиями, которые происходят в современную эпоху, важно различать  два вида противоречий – антагонистические  и неантагонистические.

 

Вопрос об антагонистических  и неантагонистических противоречиях  – это специфически общественный вопрос, хотя нечто подобное этим противоречиям  можно наблюдать и в органической природе. Например, существует антагонизм между некоторыми видами микроорганизмов: одни микробы угнетают или убивают  другие (антибиотики). Этот антагонизм используется в медицине для лечения  болезней. Существует антагонизм между  различными видами животных, а также  растений, выражающийся в уничтожении  или подавлении одними животными  и растениями других в борьбе за существование. Признавая некоторое  сходство между подобными противоречиями в природе и обществе, было бы, однако, ошибочно отождествлять их, не видеть существенного различия между  ними.

 

Антагонистический или неантагонистический  характер социальных противоречий определяется структурой общества.

 

Антагонистические противоречия – это такие противоречия враждебных общественных сил, интересов, целей, тенденций, которые вытекают из противоположных  жизненных условий классов, из противоположности  их коренных интересов и преодоление  которых осуществляется, как правило, в ожесточенной классовой борьбе. Примером антагонистических противоречий являются отношения между помещиками и крестьянами, между буржуазией и пролетариатом, между буржуазией и трудящимся крестьянством, между колониями и империалистическими странами. Антагонистичны также противоречия между империалистическими государствами в их борьбе за передел мира, за сферы влияния и рынки сбыта. Как видно из этого, антагонистические противоречия многообразны, в силу чего и степень остроты их различна. Сильнее всего и глубже антагонизм между эксплуататорами и эксплуатируемыми, особенно между буржуазией и пролетариатом.

 

История дает немало примеров того, что враждующие между собой  эксплуататорские классы или империалистические государства объединяются для борьбы против угнетенных трудящихся классов. В таких случаях даже острые противоречия между ними отходят на задний план и с особой силой наружу выступает основное противоречие – между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Бывает, однако, и такое положение, когда эксплуатирующие, но не стоящие у власти классы и трудящиеся классы объединяются для борьбы против их общего и главного на определенном историческом этапе, всех их угнетающего врага. Например, в буржуазной революции 1789 г. буржуазия и трудящиеся классы выступали как единое третье сословие против феодалов – светских и духовных. В современных национально-освободительных движениях народов колоний против империализма национальная буржуазия или отдельные ее группы выступают часто вместе со всем народом. Нужно всегда принимать во внимание конкретную историческую обстановку и учитывать, каковы главные противоречия на каждом этапе общественного развития.

 

Общей закономерностью развития антагонистических противоречий является их рост и обострение, доходящие  до резкого конфликта между противоположными сторонами и тенденциями. Антагонистические  противоречия, как правило, имеют  тенденцию в процессе развития не сглаживаться, не смягчаться, а, напротив, углубляться, принимая все более  острые формы. Отсюда и специфические  формы разрешения антагонистических  противоречий: поскольку существуют классы, всеми средствами отстаивающие старое, отжившее и сопротивляющиеся установлению новых общественных порядков, антагонистические противоречия преодолеваются путем острой классовой борьбы, путем  социальных революций.

 

Неантагонистические противоречия в отличие от антагонистических  выражают противоречия не враждебных противоположностей, а таких социальных сил и тенденций, которые наряду с противоречиями имеют общее  в главном, коренном. Таковы, например, противоречия между рабочим классом  и крестьянством, между передовыми и отсталыми элементами социалистического  общества. Неантагонистический характер противоречий развития есть одна из важнейших  особенностей социалистического общества в отличие от всех предыдущих классовых  формаций.

 

Эта особенность обусловливает  специфические формы проявления и действия общего диалектического  закона развития путем возникновения  и преодоления противоречий.

 

Самой важной чертой действия этого закона в условиях социализма нужно считать то, что противоречия здесь выступают на базе социального, морально-политического единства всего  общества. Это единство экономических, политических и идеологических интересов  и целей общества составляет первостепенный фактор, позволяющий с успехом  решать любые трудности и противоречия, возникающие в ходе развития социалистического  общества, без тех жертв и разрушительных последствий, которые свойственны  буржуазному обществу. Далее, благодаря  единству социалистического общества возникающие противоречия имеют  тенденцию не к обострению, не к  превращению их в полярные враждебные противоположности, а к постепенному смягчению и преодолению. Так, например, разрешаются противоречия между  рабочим классом и крестьянством, между передовыми и отсталыми  элементами и другие противоречия социалистического  общества. Единство общества помогает разрешать противоречия, а разрешение противоречий еще больше укрепляет  единство всего общества.

 

Общая закономерность разрешения неантагонистических противоречий, разумеется, не означает, что эти  противоречия в силу конкретных причин, например в случае неправильной политики или ошибок при ее осуществлении, не могут временно обостряться. Ленин, как известно, предупреждал, что неправильная политика марксистской партии по отношению к крестьянству могла бы привести даже к расколу между рабочим классом и крестьянством. Поэтому КПСС всегда уделяла и уделяет особое внимание политике укрепления союза рабочего класса и крестьянства и давала решительный отпор троцкистам.

 

В неантагонистических противоречиях  не заложены объективные причины  для их углубления и обострения; это позволяет благодаря правильной политике постепенно преодолевать подобные противоречия. Поэтому в условиях социализма огромное значение приобретает  деятельность ведущей силы социалистического  общества – коммунистической партии по своевременному раскрытию и преодолению  возникающих противоречий развития.

 

Коммунистическая партия, руководствуясь методом материалистической диалектики, обнаруживает возникающие  в ходе развития социалистического  общества противоречия, организует народ  и направляет его усилия на их разрешение. Партия не допускает, чтобы противоречия в процессе своего развития, нарастания, созревания, разрослись до враждебной противоположности, и выбирает момент, когда созрели условия для  их разрешения. Следует при этом учесть, что влияние сознательной силы на процесс развития и разрешения противоречий нельзя понимать в духе субъективизма. И при социализме, прежде чем возникает объективная  возможность разрешения противоречий, требуются время, известные предпосылки  и средства для успешного преодоления  противоречий. Своеобразие положения  здесь заключается в том, что  это уже не стихийный, не слепо  действующий процесс, а такой  диалектический процесс, который находится  в основном под контролем коммунистической партии и народа.

 

Как ни отличаются неантагонистические  противоречия от антагонистических, они также разрешаются в борьбе и путем борьбы нового против старого, борьбы передового, прогрессивного против отжившего, консервативного, косного, бюрократического, отсталого. Было бы грубой ошибкой принимать особенности разрешения неантагонистических противоречий за примирение их. И здесь необходима постоянная борьба за преодоление противоречий, всего отживающего, отсталого, косного, мешающего развитию нового, передового.

 

Ошибочное понимание сущности неантагонистических противоречий проявилось в антимарксистской "теории бесконфликтности" в области литературы и искусства. Эта теория изображала дело так, будто в социалистическом обществе развитие совершается гладко, плавно, без борьбы и конфликтов между старым и новым. Сторонники этой теории упустили из виду, что если бы новое, передовое в социалистическом обществе не боролось против отжившего, то не было бы движения вперед, а был  бы застой или движение вспять.

 

Всякие противоречия разрешаются  лишь путем борьбы. В зависимости  от природы противоречий меняются лишь формы борьбы. Одной из новых форм борьбы, рожденных на почве специфических  противоречий строительства социалистического  общества, является критика и самокритика. "Работа настоящего строительства, – указывал Ленин, – это есть применение критики и ее содержание"112, т.е. положительный, деловой, практический характер критики, ее направленность на преодоление противоречий, на устранение недостатков и ошибок. Коммунистическая партия придает важнейшее значение критике и самокритике как  инструменту борьбы нового против старого, как средству выявления и разрешения противоречий, возникающих в ходе развития социалистического общества. Критика и самокритика есть одна из форм сознательного активного  участия народных масс в строительстве коммунизма, в управлении своим социалистическим государством.

Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей