Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:59, курсовая работа
Значение любого сельскохозяйственного опыта состоит в том, что он позволяет выявить эффективность одного или нескольких приемов возделывания сельскохозяйственных культур в конкретных почвенно-климатических условиях. Результаты полевого опыта способствуют продвижению сельскохозяйственной науки вперед, обусловливая прогресс сельскохозяйственного производства в целом. В агрохимических полевых опытах изучается влияние видов, форм, доз, сроков, способов внесения удобрений и химических мелиорантов, как в отдельности, так и с другими агрохимическими приемами, на рост, развитие, урожайность сельскохозяйственных культур и их качество /9/.
Введение ………………………………………………………………………..3
Аналитический обзор …………………………………………………...4
Особенности питания изучаемой культуры…………………...4
Эффективность агрохимикатов (доз, сочетаний, видов, форм удобрений или мелиорантов, способов внесения и т. д.) под сельскохозяйственную культуру в изучаемой почвенно–климатичес-кой зоне………………………………………………..6
Тема опыта, её новизна, актуальность, цель и задачи исследования…8
Методические требования к качеству полевого опыта……………….10
Условия поведения опыта………………………………………………15
Характеристика агрохимических условий почвы опытного участка…………………………………………………………………...15
Климат и метеоусловия проведения опыта……………………………18
Схема опыта, её обоснование. Рабочая гипотеза………………………22
Выбор и подготовка опытного участка…………………………………23
Размер и форма делянок, повторность опыта…………………………..30
План полевого опыта…………………………………………..…………33
Техника закладки полевого опыта ………………………………………35
Разбивка участка под полевой опыт. Внесение и заделка удобрений………………………………………………………………. .35
Расчёт доз удобрений ……………………………………………………39
Учёт урожая……………………………………………………………….42
Программа исследований и наблюдений в полевом опыте…………...44
Сопутствующие исследования почвы…………………………….44
Агрохимические исследования почвы…………………………....47
Агрохимические исследования растений………………………...50
Заключение …………………………………………………………………..54
Библиографический список…………………………………………………55
Под выключкой понимают часть учетной делянки, исключенную из учета вследствие случайных повреждений или ошибок, допущенных во время работы /5/.
Выключки необходимо делать для того, чтобы учитывался только совершенно типичный для данного варианта урожай, который объективно отражал бы действие изучаемого фактора /2/.
Целые делянки выключают
и выбраковывают лишь в
Уменьшение учетной делянки из-за выключек допускается не более чем на 50 %. При уменьшении больше указанного размера делянку выбраковывают полностью /5/.
Место, подлежащее выключке, измеряют и записывают в полевой дневник номер делянки и размер выключки. Выключки для удобства измерения и уборки делают на площадках правильной формы: прямоугольник, квадрат. Лучше исключать определенную часть делянки (1/10, 1/3, 1/4) для последующей простоты расчетов.
В площадь, подлежащую выключке, входит, кроме участка с самым нетипичным урожаем, и часть растений, примыкающих к нему, так как они испытывают краевое влияние /15/.
Перед уборкой урожая проводят отбор учетного снопа для расчета соотношения зерно: солома. Для этого с каждой делянки отбирают два пробных снопа для зерновых культур массой 4-5 кг, которые высушивают, обмолачивают, и определяют общую массу и массу зерна /2/.
За 1—2 дня до уборки опытного участка убирают выключки и защитные полосы (каждую защитную полосу отдельно). Для этого по границам делянок натягивают шнур. На делянках с культурами сплошного посева защитные полосы выжинают или выкашивают.
В опыте урожай учитываем сплошным, или прямым, методом, при котором взвешивают всю массу урожая с делянки. Этот метод дает наибольшую точность /15/. Убирать озимую рожь можно прямым комбайнированием, используя комбайн Енисей -1200.
11 Программа наблюдений и исследований в полевом опыте
11.1 Сопутствующие наблюдения
В течение вегетационного периода в опыте проводят различные наблюдения (фенологические, метеорологические и другие), некоторые количественные учеты (высота растений, энергия кущения и т. д.), а также анализы растительных и почвенных проб /15/.
Все сопутствующие наблюдения и исследования можно разделить на две группы: 1) наблюдения и исследование растений и 2) наблюдения и исследования условий внешней среды. Они должны планироваться при составлении программы опыта, вытекать из задач и темы, служить достижению конкретной цели. Полевой опыт должен сопровождаться теми наблюдениями, без которых нельзя понять изучаемое явление, уяснить внутренний ход процесса, взаимосвязи между исследуемыми объектами, объяснить получение тех или иных прибавок урожая или изменение его качества.
Сопутствующие наблюдения и исследования должны быть целеустремленными, типичными и точными /15/.
Большинство сопутствующих наблюдений и учетов проводят в течение вегетационного периода не однократно, а периодически, приурочивая их к определенным фазам развития растений. Тем самым создается возможность выявить влияние удобрений на динамику изменения тех или иных изучаемых факторов жизни растений или физиологических показателей растений. Для сопутствующих исследований, анализов и наблюдений чаще всего применяют выборочный метод учета – метод проб.
Фенологические наблюдения – наблюдения, проводимые над опытными растениями от посева до созревания. Цель их – установить время наступления фаз развития растений /15/.
В процессе роста и развития растения озимой ржи последовательно проходят фазы : прорастание семян, всходы. кущение, выход в трубку, колошение, цветение, созревание, различающиеся между собой внешним и морфологическим признакам и формирующие различные элементы продуктивности.
Фенологические наблюдения в сопоставлении с другими наблюдениями, в частности метеорологическими, с учетом засоренности, повреждения растений вредителями и поражения болезнями могут дать ценные сведения для объяснения причин того или иного характера действия изучаемых в опыте удобрений, мелиорантов /15/.
Фенологические наблюдения дают возможность более детально установить, за счет каких показателей получается суммарный эффект, оцениваемый величиной конечного урожая.
Фитопатологические и энтомологические наблюдения. В полевых опытах такие наблюдения очень важны, так как болезни и вредители сильно влияют на рост, развитие и урожай сельскохозяйственных культур /15/.
В период вегетации, если
посевы засорены сорняками обработку
проводят с фазы кущения до фазы выхода в трубку.
Борьбу проводят гербицидами: Диален –
3л/га, Амминная соль 2,4Д – 1,5-2л/га, Симазин-80%
с.п. – 0,25-0,3кг/га. При слабой эффективности
Симазина, что случается в сухую осень,
проводят дополнительную обработку в
фазе кущения гербицидами группы 2,4Д. Борьба
с болезнями. Против снежной плесени, корневых
гнилей, мучнистой росы и других болезней,
посевы озимой ржи обрабатывают фунгицидами:
Байлетон – 25% СП – 0,5-1кг/га (смачивающийся
порошок) – 0,5-1кг/га, Тилт – 25% КЭ (концентрат
эмульсии) – 0,2-0,5кг/га, Фундазол – 0,6кг/га
и т.д.
Для предотвращения полегания посевов
озимой ржи проводят обработку ретардантами.
Борьба с вредителями. Обработку посевов
проводят при наличии:
1-5 личинок хлебной жужелицы/1м² во время
всходов и 1,5-2 в фазе кущения;
хлебного жука-кузьки – 3-5 в период цветения
и формирования зерна и 6-8/1м² в фазе молочной
спелости; злаковых мух – 30-50 на 100 взмахов
сачком в период всходов; хлебной пьявицы
– 40-50/1м² в период кущения – выхода в трубку.
Учет пораженных болезнями растений сложная работа. Степень поражения растений болезнями зависит от многих причин: не обработан пестицидами посевной материал, от сроков посева, густоты посева, погодных условий. Распространенность растений можно учитывать по двум показателя: проценту поражения растений, колосьев, метелок, початков; проценту площади, занятой пораженными растениями. Процент пораженных растений и их частей устанавливают: при удалении с делянки пораженных растений; определении процента поврежденных растений в сноповом образце; определении больных растений на корню в пробах, взятых с определенной площади. Процент площади, занятой пораженными растениями, часто определяют глазомерно, а степень поврежденных посевов оценивают по пятибалльной шкале .
Для оценки засоренности используют показатели обилия (численность, масса, объем, проективное покрытие), а также встречаемость и ярусность сорняков в посевах. В зависимости от целей используют количественные и глазомерные методы учета. Учетные рамки изготавливают из деревянных брусков. Чем больше в посевах многолетних сорняков, тем больше учитываемые площади. Рамки располагают на делянке рендомизированным способом из расчета одна площадка на 10 м2 посевной площади делянки.
Метеорологические наблюдения. Учет метеорологических факторов при проведении полевых опытов с удобрениями (мелиорантами) имеет важное значение, так как он позволяет дать характеристику климата, оказывающего большое влияние на эффективность удобрений /15/.
Метеорологические показатели учитывают не по средним данным за месяц или декаду, а по межфазным периодам опытного растения. Такой анализ позволяет более точно установить типичность метеорологических условий года, когда проводят опыт, для роста и развития опытной культуры в сравнении со средними многолетними данными и выяснить влияние метеорологических условий на величину урожая и изменения других хозяйственных свойств растения /15/.
В полевых опытах учитывают
следующие метеорологические
Большая роль в этом отношении принадлежит также учету некоторых количественных показателей роста и развития растений: густоты стояния и энергии кущения /15/.
Густота стояния растений – число растений на 1 м2. Для зерновых культур ее определяют дважды за вегетационный период на постоянных площадках, которые выделяют после появления полных всходов и закрепляют небольшими колышками. На каждой делянке должно быть не менее четырех площадок общей площадью 1 м2. Они должны обязательно иметь четное число рядков и размещаться на опытной делянке по диагонали.
Энергия кущения – число стеблей на одном растении. Энергию кущения для озимой ржи устанавливают после окончания кущения или в начале фазы выхода в трубку.
11.2 Агрохимические исследования почвы
Лабораторные методы агрохимического анализа почвы имеют большое значение для установления содержания в ней питательных веществ, а также некоторых форм соединений, оказывающих вредное влияние на рост и развитие растений. При рациональном применении удобрений (мелиорантов) необходимо учитывать агрохимические свойства почв и, прежде всего количество в них азота, фосфора и калия в доступной для растений форме /15/.
Определение подвижных форм питательных веществ в зависимости от типа почвы требует применения разнообразных методов, дающих высокую корреляцию с оценкой почвенного плодородия, полученной полевым методом.
Анализ почвы является важным разделом работы в системе агрохимического обслуживания сельского хозяйства. Результаты анализов служат основой для разработки научно обоснованных рекомендаций по применению удобрений и средств химической мелиорации почв /15/.
Разные типы почв содержат неодинаковое количество азота, фосфора и калия, причем общее или валовое содержание последних в большинстве случаев еще не дает возможности судить об обеспеченности почвы ими. Только при очень низком валовом содержании какого-либо элемента можно сделать заключение о необходимости внесения его в почву в виде удобрения. Необходимость внесения удобрений определяется эффективным плодородием почвы. К методам прогноза действия удобрений относятся многочисленные лабораторные методы химического анализа почвы по определению запаса усвояемых форм питательных веществ, извлекаемых слабокислотными, солевыми или слабощелочными вытяжками /15/.
Использование таких лабораторных методов в сочетании с полевыми опытами по изучению эффективности удобрений позволяло переносить результаты полевых опытов на другие поля и участки с однотипными почвами. Применение быстрых и простых лабораторных методов определения запаса усвояемых форм питательных веществ для прогноза действия удобрений возможно на основе корреляции данных лабораторного анализа с результатами эффективности удобрений, полученными в полевых опытах /15/.
Для общей характеристики потенциального плодородия опытного участка следует произвести отбор почвенных образцов из разреза по горизонтам и наметить перечень необходимых анализов (таблица 4).
Таблица 4 - Определение потенциального плодородия (назначение на анализ)
Горизонт |
Глубина, см |
Виды анализов и методы их выполнения | |||||||
Размол |
рН |
Гранул. состав |
Влажность |
Гумус |
Нг |
Сод-е обм. Al |
S | ||
Апах |
0-25 |
+ |
5.0 |
++ |
++ |
++ |
++ |
++ |
+ + |
А2 |
25-35 |
+ |
++ |
++ |
++ |
++ |
++ |
+ + | |
А2В |
35-72 |
+ |
++ |
++ |
++ |
++ |
++ |
+ + | |
В1 |
72-108 |
+ |
++ |
++ |
++ |
||||
В2 |
108-144 |
+ |
++ |
++ |
++ |
||||
Ск |
144-170 |
+ |
++ |
++ |
++ |
Гумус определяют по методу Тюрина, метод основан на окислении органического вещества почвы хромовой кислотой до образования CO2 /13/. Кислотность (рН) солевой вытяжки определяют потенциометрическим методом, гранулометрический состав – по методу Качинского, а влажность – весовым методом, который основан на испарении поглощенной почвой воды при температуре 105 ºС. Также, так как дерново-подзолистая почва является кислой и требует мелиорации, проводят определение гидролитической кислотности почвы (Нг) и содержание подвижного алюминия по Соколову. Суммы поглощенных оснований определяют по Каппену – Гильковицу.
До внесения известковых мелиорантов нужно отобрать образцы почвы для установления уровня эффективного плодородия на опытном участке. Отбор образцов проводится из двух слоёв 0-20 и 20-40см по диагонали каждого повторения. Определение N-NO3 проводится в слое 0-40 см; фосфор, калий и рН – в слое 0-20 см. Набор необходимых анализов представлен в виде таблицы (таблица 5).
Таблица 5 - Назначение анализов для оценки эффективного плодородия
По- вто- ре- ние |
Слой Поч- вы, см |
Вид анализа | ||||||||
Раз- мол |
рНс |
Нr |
S |
Гу- мус
% |
Влаж- ность
% |
Подвижные формы мг/100г | ||||
мг- экв/ 100г |
мг- экв/ 100г |
N-NO3 |
P2O5 |
K2O | ||||||
1-e |
0-20
20-40 |
+
+ |
++ |
++ |
++ |
++ |
++
++ |
++ |
++ |
++ |
2-e |
0-20
20-40 |
+
+ |
++ |
++ |
++ |
++ |
++
++ |
++ |
++ |
++ |
3-e |
0-20
20-40 |
+
+ |
++ |
++ |
++ |
++ |
++
** |
++ |
++ |
++ |
4-e |
0-20
20-40 |
+
+ |
++ |
++ |
++ |
++ |
++
++ |
++ |
++ |
++ |
Всего обра- зцов |
8 |
4 |
4 |
4 |
4 |
8 |
4 |
4 |
4 | |
Всего ана- лизов |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
16 |
8 |
8 |
8 |