Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:59, курсовая работа
Значение любого сельскохозяйственного опыта состоит в том, что он позволяет выявить эффективность одного или нескольких приемов возделывания сельскохозяйственных культур в конкретных почвенно-климатических условиях. Результаты полевого опыта способствуют продвижению сельскохозяйственной науки вперед, обусловливая прогресс сельскохозяйственного производства в целом. В агрохимических полевых опытах изучается влияние видов, форм, доз, сроков, способов внесения удобрений и химических мелиорантов, как в отдельности, так и с другими агрохимическими приемами, на рост, развитие, урожайность сельскохозяйственных культур и их качество /9/.
Введение ………………………………………………………………………..3
Аналитический обзор …………………………………………………...4
Особенности питания изучаемой культуры…………………...4
Эффективность агрохимикатов (доз, сочетаний, видов, форм удобрений или мелиорантов, способов внесения и т. д.) под сельскохозяйственную культуру в изучаемой почвенно–климатичес-кой зоне………………………………………………..6
Тема опыта, её новизна, актуальность, цель и задачи исследования…8
Методические требования к качеству полевого опыта……………….10
Условия поведения опыта………………………………………………15
Характеристика агрохимических условий почвы опытного участка…………………………………………………………………...15
Климат и метеоусловия проведения опыта……………………………18
Схема опыта, её обоснование. Рабочая гипотеза………………………22
Выбор и подготовка опытного участка…………………………………23
Размер и форма делянок, повторность опыта…………………………..30
План полевого опыта…………………………………………..…………33
Техника закладки полевого опыта ………………………………………35
Разбивка участка под полевой опыт. Внесение и заделка удобрений………………………………………………………………. .35
Расчёт доз удобрений ……………………………………………………39
Учёт урожая……………………………………………………………….42
Программа исследований и наблюдений в полевом опыте…………...44
Сопутствующие исследования почвы…………………………….44
Агрохимические исследования почвы…………………………....47
Агрохимические исследования растений………………………...50
Заключение …………………………………………………………………..54
Библиографический список…………………………………………………55
Так, при десяти вариантах и двухярусном расположении повторений, делянки во втором ярусе необходимо сдвинуть на 6 номеров (рисунок 2).
6 м
1 0
|
2 2т/га CaCO3 |
3 4т/га CaCO3 |
4 6т/га CaCO3
|
5 8т/га CaCO3
|
6 N60 P60 K60 |
7 Фон+2т/га CaCO3 |
8 Фон+4т/га CaCO3 |
9 Фон+6т/га CaCO3 |
10 Фон+8т/га CaCO3
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Разворотная полоса
3 повторение 60 м
| ||||||||||||||||||||
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5
|
4
|
3 |
2 |
|
Рисунок2- План полевого опыта
9 Техника закладки полевого опыта
9.1 Расчет доз удобрений
При закладке полевого опыта важно правильно рассчитать дозы удобрений и внести их на делянки. От правильности и аккуратности проведения данной работы зависит надежность исследования/2/.
Минеральные удобрения, применяемые в полевом опыте: азотное – аммиачная селитра, фосфорное – двойной суперфосфат, калийное – хлористый калий. В качестве известковых мелиорантов выбраны: известь, мел, мергель, доломитовая мука.
В соответствии со схемой опыта рассчитываем количество удобрений на общую площадь делянки по формуле (1):
Д кг/дел. =
где Д – физическая доза внесения удобрения (мелиоранта), кг/га;
a – доза внесения действующего вещества, кг/га;
S – общая площадь опытной делянки, м2;
B – содержание питательных вещества в удобрении, %.
Расчет доз внесения аммиачной селитры, двойного суперфосфата и хлористого калия:
Д Naa = = 1,8 кг/дел.
Д Pсд = = 2,04 кг/дел.
Д Кх = = 0,51 кг/дел.
Исходя из расчетов для удовлетворения потребности почвы в азоте, фосфоре и калии необходимо внести на каждую делянку 1,8 кг аммиачной селитры, 2,04 кг суперфосфата и 0,51 кг хлористого калия.
Для расчета дозы внесения известкового мелиоранта на делянку также воспользуемся формулой (1):
ДCaCO3 = = 20,4кг/дел.
ДCaCO3 = = 40,8 кг/дел.
ДCaCO3 = = 61,2 кг/дел.
ДCaCO3 = = 81,6 кг/дел.
Все данные, полученные в результате вышеприведенных расчетов, оформляем в таблицу 3.
Таблица 3 – Количество удобрений на делянку полевого опыта
(S = 100,8 м2, n = 4)
№ п/п |
Вариант |
№ делянок по плану |
Количество удобрений на делянку (форма), кг |
Время внесения |
Способ внесения | |||
Naa |
Pд |
KCl |
CaCO3 (известь) |
|||||
1 |
N60P90K30(Ф) |
1,9,19,27 |
1,8 |
2,04 |
0,51 |
- |
Naa-весна,Pсд, Кх -осень |
основное, под культивацию, вразброс.
|
2 |
Ф + 2 т/га CaCO3 |
2,10,20,28 |
1,8 |
2,04 |
0,51 |
20,4 |
CaCO3 –осень,
Naa,веснаPсд, Кх -осень |
основное, под вспашку, вразброс.
основное, под культивацию, вразброс. |
3 |
Ф + 4 т/га CaCO3 |
3,11,21,29 |
1,8 |
2,04 |
0,51 |
40,8 |
CaCO3 –осень,
Naa,веснаPсд, Кх -осень |
основное, под вспашку, вразброс.
основное, под культивацию, вразброс |
4 |
Ф + 6 т/га CaCO3 |
4,12,22,30 |
1,8 |
2,04 |
0,51 |
61,2 |
CaCO3 –осень,
Naa,веснаPсд, Кх -осень |
основное, под вспашку, вразброс.
основное, под культивацию, вразброс |
5 |
Ф + 8 т/га CaCO3 |
5,13,23,31 |
1,8 |
2,04 |
0,51 |
81,6 |
CaCO3 –осень,
Naa,веснаPсд, Кх -осень |
основное, под вспашку, вразброс.
основное, под культивацию, вразброс |
9.2 Разбивка участка под полевой опыт
После изучения и подготовки земельного участка необходимо нанести намеченное расположение опыта на схематический план, где указать точные размеры всего опыта, повторений, делянок, номера делянок и номера вариантов по делянкам и т.п. По схематическому плану затем размещают опыт в натуре, то есть выделяют и фиксируют границы опыта, отдельных повторений и делянок. При этом очень важно, чтобы площадь повторений и делянок точно соответствовали принятым размерам, все делянки во всех повторениях обязательно должны быть одинаковой длины и ширины и иметь строго прямоугольную форму /5/.
Перед выходом на поле необходимо заранее подготовить теодолит или экер для построения прямых углов, стальную ленту или 20-метровую рулетку, крепкий длинный шнур, 5-10 вешек длиной 1,5-2 м, 4 угловых столбика (репера) для фиксирования границ опыта и небольшие рабочие колышки диаметром 3-4 см и длиной 25-30 см для фиксирования границ делянок. Рабочих колышков требуется примерно на 10-12 штук больше удвоенного числа всех делянок, то есть для данного опыта берем 76 колышек.
Разбивку участка начинают с выделения общего контура опыта и контуров отдельных повторений. Опыт должен располагаться так, чтобы его или каждое повторение со всех сторон окаймляли защитные полосы шириной не менее 5 м. Общий контур и контур повторений выделяют с возможно большей точностью /5/.
После выделения общего контура опыта его разбивают на повторения и делянки по шнуру и мерной ленте или рулетке. Колышки на границах делянок нужно вбивать точно возле отметок, все время с одной стороны мерной ленты; по границам повторений ставят по два колышка или выделяют их особо. На колышках указывают номера делянок, повторений и делают другие обозначения. Надписи располагают по той стороне колышка, которая обращена внутрь соответствующей делянки, чтобы было ясно, к какой из них они относятся /5/.
При планировании и закладке опыта в натуре должны быть обязательно предусмотрены защитные полосы шириной не менее 5 м, окаймляющие весь опытный участок, а также между повторениями и по краям каждой делянки, чтобы устранить влияние соседних вариантов.
Границы защиток вокруг делянок закрепляют чаще всего после появления всходов /15/.
По окончанию разбивки опыта необходимо надежно зафиксировать его основные границы, от которых в любое время можно было бы установить границы повторений и делянок. Расстояние от реперов до границы опыта тщательно измеряют и записывают, чтобы при утере угловых кольев, что часто происходит при обработках, их можно было быстро восстановить /15/.
Минеральные удобрения
в опыте «Влияние известкования
на продуктивность озимой ржи» вносят
в качестве общего агротехнического
фона. Основное требование к применению
удобрений в опыте –
Из азотных удобрений на данной почве можно порекомендовать внесение аммиачной селитры, из фосфорных удобрений - суперфосфат, а из калийных – хлористый калий.
Удобрения вносятся на делянки
вручную. При ручном рассеве навески
удобрений заготавливают в лабо
На каждой делянке удобрения рассевают в два приема или с таким расчетом, чтобы немного удобрений осталось. Остаток всегда можно разбросать равномерно по всей делянке, а при нехватке удобрений на какую-то ее часть делянка считается испорченной. К пылящим сухим удобрениям обязательно подмешивают почву с той же делянки. Минеральные удобрения желательно вносить в безветренную погоду /15/.
В качестве известковых мелиорантов вносим мел, мергель или доломитовую муку. Используем для этого машину РУМ-5 – машину для внесения минеральных удобрений и извести. Вносить осенью вразброс.
Обработка опытных делянок. В полевых опытах обычно применяют сплошную обработку всего участка. Па делянках она должна быть качественной с обязательным соблюдением полной однородности и одновременности для создания одинаковых условий обработки на всем опытном участке. Обработку проводят исправными, точно отрегулированными, проверенными орудиями.
Вспашку начинают за 1 м до границы опытного участка, так как плуг не сразу входит на нужную глубину. Первую борозду лучше делать по шнуру. Способ, время и глубина обработки участка должны удовлетворять требованиям агротехнической производственной типичности /15/.
Чтобы все случайные факторы одинаково влияли на варианты опыта, вспашку и все другие приемы обработки проводят перпендикулярно к длинным сторонам делянок таким образом, чтобы каждая борозда проходила через все делянки одного повторения или серии опыта.
Вытянутые делянки обрабатывают, как правило, поперек делянок и вдоль длины участка. Нужно лишь, чтобы пласт отваливался при одной обработке в одну, а при следующей — в другую сторону /15/.
Посев или посадка на опытном участке. В полевых опытах с удобрениями посев в большинстве случаев проводят одновременно на всем опытном участке одним способом, принятым в хозяйстве. В этом случае он требует большой тщательности, однородности и одновременности на всех делянках опыта. Посев, как и пахоту, проводят через все делянки опыта пли его целые повторения, пуская сеялку перпендикулярно длинным сторонам делянок. Первый проход делают по туго натянутому шнуру или по специально сделанной борозде вдоль длинной стороны опытного участка. Посев пшеницы проводится зерновой сеялкой для отвальных фонов СЗ-3,6 /15/.
Наблюдение и уход за опытом. Наблюдения за посевами на опытном участке проводят не реже двух раз в месяц; все данные наблюдений заносят в полевой дневник. Каждый раз отмечают: общее состояние растении, фазу развития, наличие или отсутствие выпадов (заезды, вымочка, потравы, полегание, градобитие и т. п.). Желательно также отмечать погодные условия, влажность почвы, поражение растений болезнями и повреждение вредителями, засоренность (виды сорняков н их примерное число на 1 м2), сохранность угловых столбов.
Отдельно записывают наблюдения, касающиеся различий между делянками (высота растений, густота стояния, разница в наступлении и прохождении фаз и пр.) /15/.
Во время вегетации в намеченные сроки берут растительные пробы для определения прироста, анализов на поступление питательных веществ. С опытных делянок в процессе вегетации можно брать пробы почвы для анализов на динамику влажности, нитратов, определения кислотности, подвижных форм питательных веществ т. д /15/.
Соблюдение технологии и времени обработок является основным условием получения высокого и качественного урожая.
Система обработки почвы под рожь должна соответствовать требованиям культуры с учётом погодных условий. В ней следует предусмотреть меры по сохранению и накоплению влаги, защите почв от эрозии, подавлению вредителей, болезней и сорных растении.
К специальным работам по уходу относятся: выделение и прочистка дорожек, поддержание в чистоте запольных участков, обрезка по шнуру концов полей после появления всходов, а также отбивка защитных полос, своевременная расстановка колышков, этикеток и т. д.
После выделения дорожек и появления всходов устанавливают этикетки. В начале опытного участка ставят колышек с большой этикеткой (выструганной и окрашенной в белый цвет дощечкой), на которой масляной краской или лаком пишут название опыта. Против каждой делянки ставят колышки с этикетками меньшего размера, на них пишут номер делянки, а также кратко и понятно указывают вариант опыта /15/.
10 Учет урожая
Уборка и учет урожая в полевом опыте — ответственные моменты и требуют при их проведении большого внимания, тщательности. Работа должна быть организована так, чтобы исключить возможность даже незначительных потерь урожая. Кроме того, нельзя забывать, что всякие ошибки в учете урожая обесценивают конечные результаты опыта /15/.
Незадолго до уборки все делянки осматривают, восстанавливают колышки на их границах, проверяют состояние растений.
Все случайные причины, влияющие на величину конечного урожая, своевременно отмечают, при последнем осмотре, если имеются для этого объективные данные, делают выключки или же выбраковку отдельных делянок. К выделению выключек надо подходить очень осторожно, обязательно выявив причину ненормального развития растений /15/.