Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:01, курсовая работа
Вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Однако и после принятия Гражданского процессуального кодекса РФ данный вопрос во многом остается открытым, поскольку законодатель закрепил компромиссный вариант участия прокурора в гражданском процессе, основанный на противоположных точках зрения. Вступивший в силу с 1 февраля 2003 года Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации во многом по-новому урегулировал участие прокурора в гражданском процессе, следовательно, необходимо теоретическое осмысление введенных новелл.
Введение …………………………………………….….……………………...…… 3
1. Основания и цель участия прокурора в гражданском судопроизводстве ….... 5
2. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве …...…………... 8
3. Особенности процессуального положения прокурора
в гражданском судопроизводстве.…………………………………..…………… 19
4. Отличия процессуального положения прокурора от процессуального положения органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей, экспертов ……………………………..………………………... 22
4.1 По основанию и цели участия ……………………………………………….. 22
4.2 Обращение в суд с иском (заявлением) в защиту нарушенных прав и законных интересов другого лица ………………………………………………. 24
4.3 Участие в судебном процессе для дачи заключения ……………….………. 26
Заключение ……………………………………………………..…………………. 31
Список литературы …………………
Для выделения понятий «истец» и «ответчик» процессуальная наука использует материально-правовой критерий, т.е. их участие в предполагаемом материально-правовом отношении, которое будет предметом судебного рассмотрения. Коль скоро прокурор не является их участником, он не будет истцом и ответчиком по делу, даже, если его процессуальные права и обязанности аналогичны стороне по делу.
Прокурор является совершенно особым участником гражданского процесса, для характеристики которого уместнее всего употребить выработанный русской процессуальной наукой термин «правозаступник». Правозаступник в отличие от представителя, поверенного, слуги частного интереса стороны – его клиента защищает индивидуальные права частного лица ввиду и во имя общественного блага.
Прокурор не связан в своей правовой позиции и процессуальной деятельности интересами лица, на стороне которого он выступает. Его задача защитить общественное благо, интересы общества, выраженные в законе, правопорядок. Он защищает права и интересы конкретного лица постольку, поскольку в этом выражается общественный интерес в той мере, в какой дело имеет общественное значение
Особое внимание обращается на исполнение судебных решений, вынесенных по заявлениям и искам прокуроров. Однако в задачу прокурора не входит проведение сплошных проверок исполнения всех решений по гражданским делам, вынесенных судом. Прокурор обычно проверяет исполнение судебных решений в связи с жалобами граждан и других заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 441 ГПК РФ прокурор вправе принести жалобу в суд на действия судебного пристава.
В соответствии с п. 7 Приказа Генерального прокурора РФ от 05.01.1997 г. № 1 «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве» на прокурора возложена обязанность:
«7. Обеспечить надзор за законностью исполнения судебных постановлений, опротестовывая в необходимых случаях действия судебных исполнителей и судебные определения по вопросам исполнения…».
Обеспечивая надзор за законностью исполнения судебных постановлений необходимо руководствоваться Федеральным Законом «Об исполнительном производстве», вступившем в силу 06.22.97 г. и разделом VII ГПК РФ. Меры прокурорского реагирования на нарушения закона судебными приставами-исполнителями в настоящее время чаще имеют форму представлений. Это объясняется тем, что нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» принесение протеста на действия судебного пристава-исполнителя не предусмотрено. В то же время опротестование действий пристава в суд не исключается в соответствии со ст. 441 ГПК РФ.
Выбор формы прокурорского реагирования принадлежит прокурору, но здесь следует иметь в виду, что протест на действия судебного пристава-исполнителя подается в суд, а не руководителю подразделения судебных приставов округа. В адрес должностного лица может быть внесено представление об устранении нарушений закона, которое оформляется в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ».
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 всем нижестоящим прокурорам поставлена задача обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения.
С учетом специфики работы судебных приставов организация надзора распределена между структурными подразделениями прокуратуры, осуществляющими надзор за:
исполнением законов и законностью правовых актов – в части соблюдения закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; исполнения законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства. Надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых Главным судебным приставом РФ, управлением по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ;
законностью постановлений судов по гражданским делам – в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства.
Участие прокурора в гражданском процессе — один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность — неотъемлемый, если не основной, его атрибут.
ОТЛИЧИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРОКУРОРА ОТ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ЭКСПЕРТОВ
4.1 ПО ОСНОВАНИЮ И ЦЕЛИ УЧАСТИЯ
Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц по их просьбе либо нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, преследует общественные и государственные цели[29].
Данная правозащитная функция возложена на государственные органы и на органы местного самоуправления как средства непосредственного и оперативного руководства обществом. Поэтому одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе.
Участие в гражданском процессе органов по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт. Поэтому юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.
Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления являются заинтересованными в силу компетенции лицами, участвующими в деле. Однако их заинтересованность носит исключительно государственно-правовой или общественный характер.
Государственные органы и органы местного самоуправления, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными в ст. 35 ГПК[30].
В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в том числе об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 46 ГПК)[31].
Вместе с тем, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса, то есть спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).
Следовательно, цель участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц.
Поэтому основаниями участия данных органов будет являться государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу функциональных полномочий. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.
Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц:
1) обращение в суд с иском или заявлением;
2) дача заключения по делу[32].
4.2 ОБРАЩЕНИЕ В СУД С ИСКОМ (ЗАЯВЛЕНИЕМ) В ЗАЩИТУ НАРУШЕННЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДРУГОГО ЛИЦА
Согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 46 ГПК государственные органы и органы местного самоуправления могут обращаться в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц, а заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть предъявлено независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Однако в ст. 46 ГПК также предусмотрено, что такое обращение возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. По этому в решении этого вопроса следует исходить из того, что право на обращение с суд в целях защиты интересов других лиц обусловлено функциональными полномочиями, компетенцией того или иного органа, которая определяется законом, уставом, положением.
Указанные заявления, подаваемые органами в порядке ст. 46 ГПК в защиту прав и интересов других лиц, государственной пошлиной не оплачиваются.
В гражданском процессуальном законодательстве не существует специального термина для обозначения органов, которых закон уполномочивает на обращение в суд с иском в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц, что нередко вызывает затруднения при определении их процессуального положения.
В науке гражданского процессуального права и на практике этих органов нередко относят к сторонам и называют истцами в процессуальном смысле, процессуальными истцами или истцами особого рода. Однако использование данного термина в не свойственном ему смысле для обозначения органа, участвующего в гражданском процессе в порядке ст. 46 ГПК, может послужить поводом для судебных ошибок.
Вместе с тем, несмотря на то, что довольно широкий круг общих процессуальных прав государственных органов, органов местного самоуправления, обращающихся в суд с целью защиты "чужих" интересов, такой же, как у остальных лиц, участвующих в деле, в целом объем этих прав не всегда не совпадает. Поэтому различная по характеру заинтересованность обусловливает и различие содержания и объема, процессуальных прав и обязанностей лиц, обращающихся в суд за защитой субъективных прав и охраняемых законом интересов, и лиц, по заявлению которых возбуждаются гражданские дела в защиту, законно порученных им прав других лиц или в целях охраны государственных и общественных интересов.
В связи с тем, что государственный орган, орган местного самоуправления, участвующие в процессе в целях защиты "чужих" прав и охраняемых законом интересов, не являются стороной (истцом) по делу, личность представителя, уполномоченного ими на выступление в процессе, для суда не имеет значения.
Поэтому правило ст. 167 ГПК, предусматривающее обязанность стороны по требованию суда лично явиться в суд для дачи объяснений по делу, если разбирательство было отложено из-за ее неявки, к таким представителям неприменимо.
Также на органы, обращающихся в суд в порядке ст. 46 ГПК, не может быть возложена обязанность выплаты денежных сумм свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ч. 1 ст. 96 ГПК).
Поэтому использование терминов "сторона", "истец" по отношению к органам и лицам, предъявляющим иск в защиту прав и интересов других лиц, хотя бы с той или иной оговоркой, нельзя признать удачным и соответствующим закону[33].
Кроме того, в ч. 2 ст. 38 ГПК определено, что лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца[34]. Поэтому можно согласиться с мнением ряда ученых о том, что тех, кто обратился в суд за защитой прав других лиц, для практического удобства можно было бы называть в гражданском процессе, например, "госорганами-заявителями"[35].
4.3 УЧАСТИЕ В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Согласно ст. 47 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных федеральным законом случаях могут до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Так, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечительства (ч. 1 ст. 284 ГПК).
При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле также должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства (ст. 125 СК) должны рассматриваться дела об установлении усыновления (удочерения)[36]. Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обязательно дают заключение органы местного самоуправления.
Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия государственных органов и органов местного самоуправления является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции.
Поэтому, участвуя в рассмотрении и разрешении гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобразной по сравнению со своей обычной деятельностью форме, таким образом, осуществляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отраслью народного хозяйства или культуры либо определенной областью общественных отношений.
Целью участия в гражданском процессе государственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, является осуществление возложенных на них обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч. 1 ст. 47 ГПК).
В гражданском процессе государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в деле для дачи заключения, наделены такими же процессуальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц, за исключением права на заключение мирового соглашения.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе