Торговля людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель – дать уголовно-правовую характеристику торговле людьми.
Задачи:
1. Дать характеристику объекта, признаков и состава преступления;
2. Провести анализ динамики роста торговли людьми как вида преступности в Казахстане;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ 6
1.1 Характеристика объекта, признаков и состава преступления 6
1.2 Похищение человека 9
1.3 Незаконное лишение свободы 14
1.4 Торговля людьми 16
2 ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И БОРЬБА С НЕЙ В КАЗАХСТАНЕ 19
2.1 Анализ динамики роста торговли людьми как вида преступности в Казахстане 19
2.2 Казахстан как узловое звено транснациональных каналов торговли людьми 22
2.3 Рекомендации по профилактике торговли людьми 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

курсов Торговля людьми и борьба с ней.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Объектом преступления  является  личная  свобода человека, право выбора рода деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, направленных на вербовку людей для сексуальной или иной эксплуатации путем обмана. Под вербовкой следует понимать поиск, приглашение,   привлечение, найм людей для определенной деятельности.  При этом потерпевший вводится в заблуждение относительно характера работы, условий труда,    заработной платы и т.п., то есть действия по вербовке совершаются путем обмана.

Под эксплуатацией понимают извлечение прибыли путем присвоения труда непосредственных производителей либо путем занижения оплаты.

Сексуальная эксплуатация  предполагает получение доходов путем продажи  тела потерпевшего, использование потерпевшего для выполнения определенных услуг  за вознаграждение. В последние году получили  распространение случаи вывоза молодых девушек за рубеж под благовидным предлогом трудоустройства, а фактически с целью передачи для сексуальной эксплуатации. Нередки    случаи продажи девуи..;к р,восточные страны для выполнения сексуальных услуг, завербованных путем обмана, т.е. виновный предлагает высокооплачиваемую работу в различных клубах, ресторанах, казино или фотомоделью и т.п. На самом деле девушки испопьзовались в качестве проституток.

Под иной эксплуатацией следует  понимать использование интеллектуального или физического труда завербованного с целью получения какой-либо наживы.

Для квалификации деяний виновного  по статье 128 УК необходимо установить факт обмана потерпевшего при вербовке. Состав преступления формальный, т.е. оно  считается оконченным с момента вербовки (подписан договор о найме, трудовое соглашение, переданы документы потерпевшего в «фирму по трудоустройству»). Необязательно, чтобы виновный достиг своей цели, т.е. получил наживу от зксплуатации.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что производит вербовку людей для эксплуатации путем обмана, и желает этого.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированные составы преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 128 УК, устанавливают уголовную ответственность за вербовку людей для эксплуатации, совершенную:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в отношении заведомо несовершеннолетнего.

Указанные квалифицирующие  признаки рассматривались ранее в данной главе.

Частью 3 статьи 128 УК предусмотрен особо квалифицирующий признак. К нему относится вербовка людей для эксплуатации, совершенная организованной группой с целью вывоза завербованных лиц за пределы Республики Казахстан. Понятие организованной группы дано в статье 31 УК. Целью деятельности организованной группы является вывоз завербованных лиц за пределы Казахстана. Состав данного преступления также формальный, т.е. не обязательно вывезти и эксплуатировать завербованного, достаточно провести вербовку путем обмана. Устных переговоров сторон об условиях договора, как правило, недостаточно для квалификации действий виновного по рассматриваемой статье.

 

2 Особенности торговли людьми  и борьба с ней в Казахстане

2.1 Анализ динамики роста торговли  людьми как вида преступности  в Казахстане

 

Генеральной прокуратурой Республики Казахстан совместно  с Комитетом национальной безопасности и Министерством внутренних дел  проведен анализ результатов расследования уголовных дел по преступлениям, связанным с торговлей людьми за 2010 год.

Анализ показывает, что  за последние годы этот вид преступности стремительно растет. По оценкам экспертов  Организации Объединенных Наций  и Международной организации по миграции, число жертв торговли людьми по всему миру исчисляется сотнями тысяч и даже миллионами (по данным американских экспертов, оно составляет не менее 700 тысяч ежегодно, по другим экспертным оценкам - достигает 2 млн. человек). Молодые женщины вывозятся в Европу, Америку, Канаду, страны Африки, Азии и Ближнего Востока. Получатели прибыли - транснациональные организации торговцев и сутенеров. В криминальный бизнес торговли людьми втянуты не только женщины, немалую часть этого сектора криминальной экономики составляет торговля детьми.

По данным управления Верховного комиссара ООН по правам человека, из стран СНГ продано  более 500 тыс. женщин. Торговля людьми, особенно женщинами и детьми, стала  настолько серьезным явлением для  Казахстана и ряда других стран, что угрожает как безопасности, так и национальному генофонду. Торговле людьми способствуют организованные сети преступников, независимо от их национальности и гражданства.

Необходимо отметить, что имеется много признаков, которые указывают на то, что проблема имеет вполне объяснимые, объективные причины. Во-первых, это открытость границ Республики Казахстан со странами СНГ; во-вторых, усиление миграционных потоков как между государствами, так и внутри Казахстана; в-третьих, благополучное положение в экономике и высокие заработки относительно других постсоветских стран; в-четвертых, глобализация организованной преступности, расширение ее возможностей в организации устойчивых каналов поставки «живого товара», которая рассматривает нашу страну не только как поставщика, но и как покупателя и как транзитный коридор.

В условиях возрастающего  роста торговли людьми в нашей  стране в действующее уголовное  законодательство введены специальные  правовые нормы, предусматривающие  уголовную ответственность за указанный вид противоправной деятельности.

Так, в Уголовный Кодекс РК 2 марта 2006 года внесены изменения  и дополнения во все статьи, предусматривающие  уголовную ответственность за преступления, связанные с трафиком людей (ст.ст. 113, 125, 128, 133 УК РК). Принятым Законом значительно расширены квалифицирующие признаки составов преступлений данной категории, ужесточены санкции за их совершение.

Более того в Уголовном  кодексе РК впервые предусмотрена  ответственность за незаконное изъятие  органов и тканей трупа человека (статья 275-1).

Важную роль в борьбе с криминальным бизнесом, основанном на торговле людьми, безусловно осуществляет Закон «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» от 5 мая 2000 года, где предусмотрен комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц, которыми в соответствии с положениями статьи 1 Закона могут быть заявители, очевидцы и жертвы преступления.

Законом создана нормативная  и правовая база для защиты жертв  торговли людьми и членов их семей путем их переселения на новое место жительства; замены документов; изменения внешности; личной охраны, охраны жилища и имущества; выдачи специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице; изменения места работы или учебы; временного помещение в безопасное место (статья 7 Закона). При этом, предусмотрена защита как потерпевших, так и их семей.

В целях методического  обеспечения предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконной миграции, торговли людьми и использования рабского труда, в МВД РК создано специализированное подразделение.

Разработаны методические рекомендации по расследованию торговли людьми. В методике указаны уголовно-правовая квалификация, методы и способы раскрытия и расследования торговли людьми, вопросы взаимодействия, тактические особенности производства отдельных первоначальных следственных действий, последующий и заключительный этап расследования.

Статистические данные о преступлениях в сфере торговли людьми выглядят следующим образом: в 2006 году на территории РК было зарегистрировано 16 преступлений, что на 77,8 % больше, чем было зарегистрировано в 2005 году. В суд было направлено 4 дела, 8 уголовных дел прекращены производством и 8 дел приостановлены по различным основаниям.

Судами республики рассмотрено 3 дела данной категории, из которых  лишь по одному делу осужден 1 человек  по ст. 128 УК РК. Действия других лиц  переквалифицированы со ст. 128 УК РК на иные статьи Уголовного кодекса РК.

Как показывает анализ, данные преступления подразделяются на два  вида: совершаемые с целью сексуальной  и трудовой эксплуатации. По первой группе преступлений наибольшее количество потерпевших составляют женщины  от 16 до 25 лет.

По второй - мужчины  в возрасте от 20 до 35 лет, в большинстве  случаев граждане среднеазиатских  стран СНГ.

По результатам обобщения  за первое полугодие 2006 года Генеральной  прокуратурой РК в Министерство внутренних дел РК внесено представление  об устранении нарушений законности, а прокурорам областей направлено информационное письмо с указанием активизации деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений, связанных с незаконной торговлей людьми.

Кроме того, координация  борьбы с торговлей людьми основана на ориентировании правоохранительных и других органов страны на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Генеральной прокуратурой РК, учитывая трансграничный характер торговли людьми, проводится работа по расширению международно-договорной базы с иностранными государствами.

На рассмотрении у  контрагентов находятся проекты  международных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам  и выдаче лиц с Египтом, Израилем, Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Латвийской Республикой. Генеральной прокуратурой РК также разработаны соглашения и договоры с Государством Катар, Королевством Таиланд, Республикой Польша, Чешской и Венгерской республиками о правовой помощи по уголовным делам и выдаче лиц, которые согласованы с заинтересованными государственными органами и успешно прошли юридическую экспертизу в Министерстве юстиции.

В настоящее время  на стадии согласования с заинтересованными  государственными органами находятся  проекты аналогичных договоров с Францией, Германией, Бельгией, Грецией и Румынией.

2.2 Казахстан как узловое звено транснациональных каналов торговли людьми

 

Следует отметить, что  на практике встречаются многочисленные факты нарушения миграционного  законодательства республики иностранными гражданами, гражданами Казахстана и лицами без гражданства, а также должностными лицами.

Проблема незаконной миграции приобретает все более  четкие и резкие контуры на фоне процессов, происходящих в мире, представляя  угрозу стабильности и безопасности для всего мирового сообщества.

При этом Казахстан является одним из узловых промежуточных  звеньев транснациональных каналов  незаконной миграции, что обусловлено, в первую очередь, специфическим  географическим положением республики непосредственно на пути в страны Европы; открытием в последние годы новых международных авиационных, железнодорожных рейсов; всемерным развитием межгосударственного экономического, гуманитарного, культурного и религиозного обмена; коррумпированностью некоторых представителей государственных органов страны; несовершенством системы иммиграционного контроля, а также значительной протяженностью и «прозрачностью» границ, сохранением режима свободного передвижения со странами СНГ. Кроме того, немаловажное значение имеет нестабильность социально-политической обстановки в странах-экспортерах незаконных мигрантов, последствия войн, вооруженных конфликтов, внутриполитической борьбы в некоторых странах Азии, Ближнего и Среднего Востока; рост активности террористических, религиозно-экстремистских организаций.

Следует отметить, что  на Государственной границе Республики Казахстан продолжают иметь место  нелегальные миграционные процессы. Граждане третьих стран, пакистанцы, бангладешцы, ланкийцы, афганцы и  др. следуют в Россию через Казахстан, незаконно пересекая казахстанско-российскую границу в обход пунктов пропуска.

В настоящее время  сохраняется угроза увеличения потока незаконных мигрантов со стороны  южных границ, особенно из Кыргызстана  и Таджикистана. По имеющимся данным на территории указанных государств скопилось значительное количество граждан Афганистана, Пакистана, Бангладеша, намеревающихся иммигрировать через территорию Казахстана в Россию и страны Западной Европы. Одним из условий, способствующих их незаконной миграции, является относительная доступность получения паспортов ряда Центральноазиатских государств и виз для последующего въезда на территорию Казахстана, «прозрачность» внутренних границ стран СНГ, а также отсутствие в указанных государствах правовой базы, предусматривающей уголовную ответственность за организацию каналов незаконной миграции.

Принимаемые оперативно-розыскные  меры, направленные на выявление и  пресечение каналов незаконной миграции, свидетельствуют о непрекращающихся попытках организаторов незаконной миграции изыскивать все новые способы и маршруты следования через территорию Казахстана. Зафиксированы неоднократные случаи причастности к этому коррумпированных руководителей туристических фирм, сотрудников миграционной, дорожной полиции и линейных отделов органов внутренних дел на транспорте.

По имеющимся данным, именно коррумпированность отдельных  государственных служащих, контролирующих каналы въезда иностранцев в Казахстан, является стимулирующим фактором для  представителей преступных группировок, занимающихся организацией каналов незаконной миграции, устанавливать и развивать связи с указанной категорией лиц и пользоваться их покровительством для беспрепятственного въезда, передвижения и пребывания незаконных мигрантов на территории Казахстана. В процессе выявления и пресечения подобной противоправной деятельности среди сотрудников правоохранительных и таможенных органов возбуждены ряд уголовных дел.

Наблюдается тенденция  роста нелегальной трудовой миграции в Казахстан так называемых «сезонных рабочих». Это, в первую очередь, относится к гражданам среднеазиатских стран СНГ - Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, где отмечаются слабые темпы развития экономики, низкий уровень жизни, напряженность социально-политической ситуации. С учетом данных факторов, малообеспеченная часть населения стремится покинуть страну в поисках работы и лучших условий жизни, в том числе и в Казахстан. По ряду объективных и субъективных причин они зачастую вынуждены выезжать и трудоустраиваться за рубежом нелегально, создавая на местном рынке труда дефицит рабочих мест и предпосылки для развития такого явления, как безработица. При этом, казахстанские работодатели, будучи заинтересованными в дешевой рабочей силе, охотно принимают незаконных мигрантов на работу, чем усугубляют ситуацию на рынке труда и недоплачивают значительные суммы налогов в бюджет страны. Нередко граждане Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, приехав в Казахстан в поисках работы, становятся жертвами обмана, мошенничества и эксплуатации со стороны работодателей. Эти граждане, соглашаясь на выполнение каких-либо работ без заключения контракта или договора с лицами, не имеющими соответствующей лицензии, при этом пребывая в Казахстане нелегально, становятся потенциальными жертвами и подвергают себя подобным преступным посягательствам.

Информация о работе Торговля людьми