Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 15:56, курсовая работа
Целью данной работы является изучение института торговля людьми, разграничение его от схожих уголовно-правовых институтов, поиск проблемных вопросов при реализации исследуемого института. Для достижения поставленных целей необходимо:
• раскрыть сущность и значение данного института;
• указать возможные несовершенства данной системы, как на нормативном уровне, так и на уровне правоприменительном.
Внести свои предложения по совершенствования функционирования института.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Историко-правовой анализ установления уголовной ответственности за торговлю людьми……………………………………………………..…5
2. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми……………….9
3. Отграничение торговли людьми от смежных составов……………...15
4. Реабилитация жертв торговли людьми……………………………….19
Заключение………………………………………………………………..26
Список используемых источников………………………………..…….28
Академия Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь
кафедра уголовного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: Уголовное право
на тему: «Торговля людьми»
выполнил:
курсант учебной группы ФМ
рядовой милиции
Минск
2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Историко-правовой анализ установления уголовной ответственности за торговлю людьми……………………………………………………..…5
2. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми……………….9
3. Отграничение торговли людьми от смежных составов……………...15
4. Реабилитация жертв торговли людьми……………………………….19
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………..…….28
Торговля людьми, являясь глобальным явлением, имеет многовековые корни. Факты унижения, полного игнорирования прав и свобод человека как личности в настоящее время также не только имеют место, но и приобретают все более изощренные формы. Сексуальная эксплуатация, которая для нас является пока формой более понятной и рассматриваемой в правоприменительной практике, трудовая эксплуатация в различных ее проявлениях и эксплуатация жертв в целях продажи органов, использование криминальными структурами жертв для получения доходов в рамках других видов преступной деятельности представляют сегодня реальную угрозу экономическому благополучию, физическому и нравственному здоровью человечества.
Для нашей республики проблема борьбы с торговлей людьми особенно острой стала в последние несколько лет. Являясь преимущественно страной происхождения, мы теряем трудоспособных и здоровых членов общества, получая через некоторое время обратно физически и нравственно искалеченных людей. Поэтому государство предпринимает значительные усилия по предотвращению попадания своих граждан в рабство (в любой из его форм и проявлений). Кроме того, Беларусь, являясь также и страной транзита, становится своеобразным барьером на пути незаконной миграции в другие страны (как запада, так и востока, как севера, так и юга).
Понимая серьезность проблемы борьбы с транснациональной преступностью, в том числе и противодействия торговле людьми. Республика Беларусь ратифицировала все основные международные соглашения в данной области и объединяет свои усилия в этом направлении с международным сообществом. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных и судебных органов в сфере противодействия торговле людьми, являются:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией 55 25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. в г. Палермо;
- Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятый тогда же (далее - Палермский Протокол);
- другие международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь;
- Уголовный кодекс Республики Беларусь;
- Декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «0 некоторых мерах по противодействию торговле людьми»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 « О предотвращении последствий торговли людьми».
- и другие нормативные акты.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие процесс противодействия торговле людьми. Предмет исследования – уголовно-правовой институт торговля людьми.
Целью данной работы является изучение института торговля людьми, разграничение его от схожих уголовно-правовых институтов, поиск проблемных вопросов при реализации исследуемого института. Для достижения поставленных целей необходимо:
• раскрыть сущность и значение данного института;
• указать возможные несовершенства данной системы, как на нормативном уровне, так и на уровне правоприменительном. Внести свои предложения по совершенствования функционирования института.
1. Историко-правовой анализ
установления уголовной
Торговля людьми представляет собой опасное посягательство на свободу человека как одно из важнейших человеческих благ, защищаемых и гарантированных цивилизованными государства. Ее истоки находятся в далеком прошлом, когда человеческая свобода не рассматривалась в качеств значимого объекта государственно-правовой охраны.
Похищение и продажа свободного человека в рабство признавались древнейшими памятниками права особо тяжким преступлением. В качестве примера можно привести § 14 законов Хаммурапи, который устанавливал ответственность в виде смертной казни за похищение человеком «малолетнего сына человека». Аналогичное наказание за похищение родовитых людей, и особенно женщин, был предусмотрено в ст. 323 древнеиндийских законов Ману[11,с. 23].
Своеобразная охрана свободы человека закреплялась и в древнейших памятниках русского права, нормы которого действовали в X - начале XI в. и на старобелорусских землях. Так, ст. 61 Пространственной редакции Русской Правды устанавливала запрет продажи господином закупа (феодалы-зависимого крестьянина, но сохранившего элементы прав свободного человека) как холопа.
Подлинной революцией в правотворчестве на Беларуси стало издание Статутов Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. Будучи в целом демократичными по сравнению с ранее действовавшими законами, данные документы закрепили отрицательное отношение и к рабству. Таи. арт. 11 и 12 Статута 1566 г. устанавливали возможность возврата в положение свободы свободных граждан, продавших себя и свою семью в рабство в период голода. Аналогичная норма была закреплена и в Статуте 1588 г. (арт. 19). Кроме того, арт. 11 данного документа содержал указание на то, ф.-свободный человек не мог быть продан в рабство за совершенное преступление.
После третьего раздела Речи Посполитой Беларусь вошла в состав Российской империи. С этого времени в Беларуси стали применяться российские законы, в частности Соборное уложение 1649: Артикул воинский 1715 г., Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных 1845г., Уголовное: уложение 1903 г.
Все вышеназванные законы Российской империи охраняли свободу человека посредством установления запрета на похищение, незаконное лишение свободы, в том числе продажу человека. Так. и ст. 187 Артикула воинского похищение человека с целью его продажи расценивалось как квалифицированный вид кражи, виновные в которой подвергались смертной казни.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (как и в его редакциях 1866 и 1885 гг. действовавшее в Российской империи послепетровского периода, криминализировало самое тяжкое посягательство на свободу - поставление человека в положение невольника, т. е. лица, свобода и личность которого подлежали всецело усмотрению другого лица. Особого внимания заслуживает исторический аспект развития законодательства, предусматривающего ответственность за торговлю женщинами. Уложение 1903 г., в целом отвечающее образцу уголовного закона западноевропейских государств, не содержало норм, запрещающих торговлю женщинами. На практике такое деяние рассматривалось как подговор к эмиграции (если женщины продавались за границу) или как несоблюдение правил, регламентирующих проституцию (в случае продажи женщин в своей стране). Тем не менее, в Уложении была закреплена правовая основа для борьбы с антиобщественными явлениями, способствовавшими распространению торговли женщинами. Так, ст. 526 устанавливала ответственность за склонение лиц женского пола промышлять развратом путем насилия, угрозы, обмана или злоупотребления власти; склонение такими способами к выезду за границу с целью обратить на промысел разврат. Кроме того, было предусмотрено наказание за сутенерство и вербовку женщин для занятия проституцией (ст. 527).
Несмотря на то, что рабство как явление не было характерным для российского общества в 19 - начале 20 в., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уголовное уложение 1903 г. предусматривали ответственность за продажу или передачу человека в рабство и устанавливали за эти деяния достаточно строгие наказания. Однако в первом советском УК 1922 г. эти общественно опасные деяния были декриминализированы. Предполагалось, что создание социалистического государства на основе уничтожения эксплуатации человека человеком исключили такие негативные явления, как рабство и работорговлю. Торговля людьми не была выделена в самостоятельный состав, однако уголовную ответственность влекли деяния, способствовавшие распространению торговли женщинами: предусматривалась ответственность за принуждение к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия из корыстных или иных видов; уголовный закон устанавливал наказание за вербовку женщин для занятий проституцией[11,с. 24].
В УК 1928 г., как и в УК 1922 г., торговля людьми не предусматривалась самостоятельным составом, однако уголовный закон сохранил запреты на деяния, связанные с торговлей людьми (принуждение к занятию проституцией, вовлечение в занятие проституцией). Нормы, предусматривающие ответственность за торговлю людьми, отсутствовали и в УК БССР 1960 г., хотя в международном масштабе активизировалась деятельность по противодействию этому явлению. Указанный пробел в законодательстве можно объяснить тем, что в советский период проституция и неразрывно связанная с ней торговля женщинами в целях их сексуальной эксплуатации существовали, скорее, как -исключительное явление, не получая широкого распространения. Иные виды торговли людьми фактически отсутствовали. Предупредительную роль в аспекте противодействия проституции обеспечивали на то время нормы УК 1960 г., предусматривающие ответственность за содержание притонов и сводничество (ст. 221) и за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией (ст. 205).
Таким образом, на протяжении длительного времени торговля людьми не признавалась законодательством в качестве самостоятельного преступления, хотя свобода человека охранялась на разных этапах нормами, предусматривающими иные составы преступлений (сутенерство, вербовку женщин для занятия проституцией и др.).
Перемены в государственном устройстве и социально-экономической жизни Республики Беларусь, произошедшие в 90-х гг. XX в., повлекли и необходимость изменений уголовного законодательства. В связи с переосмыслением социальных ценностей на первое место были поставлены права, свободы и законные интересы человека. Согласно ст. 1 Конституции Республики Беларусь, человек, его права, свободы и гарантии их реализации были признаны высшей ценностью общества и государства. Это положение нашло отражение в ст. 2 УК, принятого в 1999 г., одной из главных задач которого стала охрана человека, его прав и свобод от преступных посягательств.
УК Республики Беларусь, отразивший правовые подходы к охране личной свободы человека, обеспечил и уголовно-правовое регулирование борьбы с торговлей людьми, при этом ввел в качестве самостоятельного преступления торговлю людьми (ст. 181), что было обусловлено прежде всего требованиями, вытекающими из международно-правовых обязательств Республики Беларусь.
2. Уголовно-правовая
Согласно ч.1 ст. 181 УК Республики Беларусь торговлей людьми признается купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека.
Из анализа вышеназванной нормы видно, что часть первая этой статьи устанавливает в настоящее время ответственность за "куплю-продажу человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенных в целях эксплуатации вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения человека".
Непосредственным объектом этого преступления является личная свобода человека, а точнее, свобода его волеизъявления.
Потерпевшим в рамках ч. 1 ст. 181 УК является любое совершеннолетнее лицо. В случае торговли несовершеннолетним ответственность наступает по п. 1 ч. 2. ст. 181 УК.
В зависимости от характера совершаемых деяний и наличия либо отсутствия цели эксплуатации новая редакция ч. 1 ст. 181 УК определяет торговлю людьми в двух возможных вариантах преступного поведения:
1. Купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его;
2. Совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека.
Понятие торговли людьми по сравнению с первоначальной редакцией ст. 181 УК в настоящее время определено значительно шире (ранее в ч. 1 ст. 181 УК шла речь о сделках, направленных на совершение купли-продажи или иных только в отношении зависимых лиц). Следует отметить, что новое определение торговли людьми как преступления в УК Беларуси значительно шире и понятия торговли людьми, которое указано в подпункте "а" ст. 3 Палермского Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (далее - Палермский Протокол).
Купля-продажа означает возмездную передачу человека (т.е. распоряжение им как вещью). Представляется, что использование гражданско-правовой терминологии в этом случае не совсем корректно.
Совершение иных сделок - это мена, дарение и совершение любых возможных сделок по передаче человека.
При первом названном варианте преступного поведения не обязательно, чтобы виновное лицо руководствовалось корыстной целью либо целью эксплуатации. Более того, лицо может руководствоваться и альтруистическими целями.
Второй вариант преступного поведения представлен в законе рядом альтернативных действий и обусловлен наличием цели - эксплуатации человека.
Вербовка человека представляет собой привлечение, наем человека для сексуальной эксплуатации.
Перевозка представляет собой перемещение человека в пространстве путем его транспортировки.
Передача человека - это распоряжение человеком как вещью посредством передачи его под контроль иному лицу. Передача фактически означает совершение какой-либо сделки. Но в контексте ст. 181 УК передача должна быть совершена в целях эксплуатации человека.