Уголовно - правовая характеристика торговли людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение уголовно-правовых аспектов торговли людьми, анализ нормативной базы по данной проблеме и выявление недостатков, с последующим их усовершенствованием.

В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:-

1) историко-правовой анализ установления уголовной ответственности за торговлю людьми;

2) детально рассмотреть понятие и общие характеристики «торговли людьми»;

3) выявить объективные и субъективные признаки торговли людьми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УСТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ ……… 5

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ ………………………………………………………………………. 8

2.1. Понятие и общие характеристики «торговли людьми» ……………….. 8

2.2. Объективные признаки «торговли людьми» ……………………………. 10

2.3. Субъективные признаки «торговли людьми» ………………………… 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 22

Файлы: 1 файл

Курсовая по Уголовному праву (особ. часть).doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УСТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ ……… 5

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ ………………………………………………………………………. 8

2.1. Понятие и общие характеристики «торговли людьми» ……………….. 8

2.2. Объективные признаки «торговли людьми» ……………………………. 10

2.3. Субъективные признаки «торговли людьми» ………………………… 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………. 20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 22

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Торговля  людьми явление не новое, а наоборот, имеющее вековую историю, казавшимся далеким забытым прошлым, возвратилось в социально-экономическую сферу общественной жизни, снискав преступный характер. Согласно Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г., торговля людьми признается одним из основных направлений международной организованной преступности, мировые доходы от которой оцениваются миллиардами долларов США, что сравнимо лишь только с торговлей оружием и наркобизнесом. К примеру, доходы современных рабовладельцев только от продажи невольников составляют 7 млрд. долларов в год.

     По  данным ОБСЕ, ежегодно жертвами подобных противоправных деяний становятся 800-900 тысяч человек. Более 30% из них - дети и молодежь не старше 18 лет. Естественно, приводимые данные не отражают общего масштаба проблемы, что связано с латентностью данного преступления, но и на их основании можно сделать вывод о необходимости кардинальных, и прежде всего уголовно-правовых мер борьбы с торговлей людьми.

     Из  вышеперечисленного видно, что торговля людьми сегодня, к глубочайшему сожалению, занимает одно из лидирующих мест в  рейтинге латентной преступности в  России и за рубежом.

     Актуальность  исследования на обозначенную тем заключается  в том, что торговля людьми на сегодняшний день, невидимо для простого обывателя, все больше и больше наращивает обороты, вырывая из общества по крупице, грозит поглотить его целиком, и без должного внимания к этой проблеме российское общество рискует быть порабощенным в буквальном смысле этого слова.

     Целью работы является изучение уголовно-правовых аспектов торговли людьми, анализ нормативной  базы по данной проблеме и выявление  недостатков, с последующим их усовершенствованием.

     В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:-

     1) историко-правовой анализ установления уголовной ответственности за торговлю людьми;

     2) детально рассмотреть понятие и общие характеристики «торговли людьми»;

     3) выявить объективные и субъективные признаки торговли людьми.

     Работа  состоит из двух глав. В работе были использованы такие информационные источники как учебная литература, статьи периодических изданий и ресурсы удалённого доступа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УСТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТОРГОВЛЮ ЛЮДЬМИ 

     Торговля  людьми представляет собой опасное  посягательство на свободу человека как одно из важнейших человеческих благ, защищаемых и гарантированных  цивилизованными государства. Её истоки находятся в далеком прошлом, когда человеческая свобода не рассматривалась в качеств значимого объекта государственно-правовой охраны.

     Похищение и продажа свободного человека в  рабство признавались древнейшими  памятниками права особо тяжким преступлением. В качестве примера  можно привести § 14 законов Хаммурапи, который устанавливал ответственность в виде смертной казни за похищение человеком «малолетнего сына человека». Аналогичное наказание за похищение родовитых людей, и особенно женщин, был предусмотрено в ст. 323 древнеиндийских законов Ману.

     Своеобразная  охрана свободы человека закреплялась и в древнейших памятниках русского права, нормы которого действовали  в X - начале XI в. и на старобелорусских землях.

     Будучи  в целом демократичными по сравнению  с ранее действовавшими законами, данные документы закрепили отрицательное отношение и к рабству. Так Артикул 11 и 12 Статута 1566 г. устанавливали возможность возврата в положение свободы свободных граждан, продавших себя и свою семью в рабство в период голода. Аналогичная норма была закреплена и в Статуте 1588 г. (арт. 19). Кроме того, арт. 11 данного документа содержал указание на то, феодально-свободный человек не мог быть продан в рабство за совершенное преступление.

     Все вышеназванные законы Российской империи  охраняли свободу человека посредством установления запрета на похищение, незаконное лишение свободы, в том числе продажу человека. Так и ст. 187 Артикула воинского похищение человека с целью его продажи расценивалось как квалифицированный вид кражи, виновные в которой подвергались смертной казни.

     Уложение  о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (как и в его редакциях 1866 и 1885 гг. действовавшее в Российской империи послепетровского периода, криминализировало самое тяжкое посягательство на свободу - поставление человека в положение невольника, т. е. лица, свобода и личность которого подлежали всецело усмотрению другого лица. Особого внимания заслуживает исторический аспект развития законодательства, предусматривающего ответственность за торговлю женщинами. Уложение 1903 г., в целом отвечающее образцу уголовного закона западноевропейских государств, не содержало норм, запрещающих торговлю женщинами. На практике такое деяние рассматривалось как подговор к эмиграции (если женщины продавались за границу) или как несоблюдение правил, регламентирующих проституцию (в случае продажи женщин в своей стране). Тем не менее, в Уложении была закреплена правовая основа для борьбы с антиобщественными явлениями, способствовавшими распространению торговли женщинами. Так, ст. 526 устанавливала ответственность за склонение лиц женского пола промышлять развратом путем насилия, угрозы, обмана или злоупотребления власти; склонение такими способами к выезду за границу с целью обратить на промысел разврат. Кроме того, было предусмотрено наказание за сутенерство и вербовку женщин для занятия проституцией (ст. 527).

     Несмотря  на то, что рабство как явление  не было характерным для российского  общества в 19 - начале 20 в., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и Уголовное уложение 1903 г. предусматривали ответственность за продажу или передачу человека в рабство и устанавливали за эти деяния достаточно строгие наказания. Однако в первом советском УК 1922 г. эти общественно опасные деяния были декриминализированы. Предполагалось, что создание социалистического государства на основе уничтожения эксплуатации человека человеком исключили такие негативные явления, как рабство и работорговлю. Торговля людьми не была выделена в самостоятельный состав, однако уголовную ответственность влекли деяния, способствовавшие распространению торговли женщинами: предусматривалась ответственность за принуждение к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия из корыстных или иных видов; уголовный закон устанавливал наказание за вербовку женщин для занятий проституцией.

     В УК 1928 г., как и в УК 1922 г., торговля людьми не предусматривалась самостоятельным  составом, однако уголовный закон  сохранил запреты на деяния, связанные  с торговлей людьми (принуждение  к занятию проституцией, вовлечение в занятие проституцией). Нормы, предусматривающие ответственность за торговлю людьми, отсутствовали и в УК СССР 1960 г., хотя в международном масштабе активизировалась деятельность по противодействию этому явлению. Указанный пробел в законодательстве можно объяснить тем, что в советский период проституция и неразрывно связанная с ней торговля женщинами в целях их сексуальной эксплуатации существовали, скорее, как исключительное явление, не получая широкого распространения. Иные виды торговли людьми фактически отсутствовали. Предупредительную роль в аспекте противодействия проституции обеспечивали на то время нормы УК 1960 г., предусматривающие ответственность за содержание притонов и сводничество (ст. 221) и за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией (ст. 205).

      Таким образом, на протяжении длительного  времени торговля людьми не признавалась законодательством в качестве самостоятельного преступления, хотя свобода человека охранялась на разных этапах нормами, предусматривающими иные составы преступлений (сутенерство, вербовку женщин для занятия проституцией и др.). 

       

     ГЛАВА 2. УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ 

      2.1. Понятие и общие характеристики «торговли людьми»  

     До  недавнего времени отсутствовало  единое  понятие «торговли людьми», как в российском, так и международном праве. Так, например, Конвенция «Об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством» (Женева, 7 сентября 1956 года), а так же Конвенция «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (2 декабря 1949 года) практически не обладали юридической силой, связывалось это с их содержательной частью. Они отражали более чем сомнительные формулировки самого явления: то есть, даже указанные конвенции, имея статус юридически обязывающих правовых источников, вряд ли могли противостоять торговле людьми. Так, в Конвенции 1949 года усматривается необоснованное отождествление торговли людьми с международной проституцией, ставшее впоследствии практически аксиомой. Как ни странно, но сами эксперты ООН - представители Центра по правам человека в Женеве признают это.

     В декабре 2000 года на 55-ой сессии Генеральной  Ассамблеи ООН была принята Конвенция  против транснациональной преступности и дополняющий её Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми. Этот международный акт дал понятие «торговля людьми», указал на некоторые условия привлечения к ответственности, установил рекомендации к назначению наказания, таким образом, обусловил обязанности государств по противодействию торговле людьми.

     В соответствии со ст. 3 Протокола от 15.11.2000 к Конвенции ООН против транснациональной  организованной преступности "О  предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" понятие "торговля людьми" означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.

     Эксплуатация  включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. К ноябрю 2001 года Конвенцию подписали 100 государств, в том числе и Российская Федерация.

     В российском уголовном законодательстве торговля людьми определяется как купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации (ст.1271  УК РФ).

     Как видим, трактовка термина "торговля людьми" в УК РФ по содержанию близка к международному определению, однако не охватывает всего многообразия сделок, которые могут быть совершены в отношении человека. Законодатель не учёл, что в отношении человека помимо купли-продажи могут быть совершены и иные сделки, а именно: дарение, обмен, использование жертвы в качестве залога, обеспечивающего возвращение долга, предоставление человека во временное пользования. Данный факт следует признать пробелом в законе, и для его преодоления в диспозицию ч. 1 ст. 1271 УК РФ необходимо, наряду с куплей-продажей включить и совершение иных сделок в отношении человека в качестве уголовно наказуемого деяния.

     Понятие торговля людьми не имеет однозначного толкования, что может привести к серьезным ошибкам при квалификации подобных действий.

Информация о работе Уголовно - правовая характеристика торговли людьми