Социальное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Здесь рассматриваются понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и предмет права социального обеспечения
1.1. Понятие социального обеспечения
1.2. Функции социального обеспечения
1.3. Субъекты права социального обеспечения
1.4. Объекты права социального обеспечения
Глава 2. Метод и система права социального обеспечения
2.1 Метод права социального обеспечения
2.2 Система права социального обеспечения
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая по соц.обеспчению.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Своеобразие метода правового  регулирования права специального обеспечения может быть раскрыто при анализе основных его черт. В данном параграфе раскроем его  главные особенности на примере  правового положения субъектов социально-обеспечительных правоотношений. Исходные правовые позиции участников социально-обеспечительных отношений обусловлены прежде всего характером норм права социального обеспечения. Подавляющее большинство норм этой отрасли носят управомочивающий характер. Все они создают реальные предпосылки для реализации жизненно необходимых потребностей граждан в старости при нетрудоспособности (временной или постоянной), потере кормильца, безработице, бедности и т. д. посредством предоставления социального обеспечения или совершения действий, направленных па его осуществление. При этом законодателем используется разрешительное (на фоне диспозитивного приема) регулирование: сторонам правоотношений дозволяется только то, что прямо разрешено нормативными предписаниями в сфере социального обеспечения. Что касается запретов, то они не сформулированы в виде самостоятельных предписаний. Так, например, запрет нецелевого и нерационального использования средств на социальное обеспечение, запрет применения договора в качестве основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений по общему правилу не обособлены, а «растворены», логически вытекают из содержания норм этой отрасли права.

В зависимости от того, какой интерес гражданина удовлетворяется  в социально-обеспечительных правоотношениях, право — требование о назначении вида обеспечения, установление юридических фактов, рассмотрение споров и т. п. или право на получение пенсии, пособия, иного содержания, эти правоотношения подразделяются на две группы: процедурные и материальные. Каждая из них включает видовые правоотношения (пенсионные, по обеспечению пособиями, по назначению пенсий и т. д.).

Все материальные правоотношения права социального обеспечения, являющиеся прежде всего имущественными, могут быть отнесены к особому виду обязательственных правоотношений — социально-обязательственным правоотношениям недоговорного характера.

Следовательно, в праве  социального обеспечения отсутствует  автоматическое исполнение социальных обязательств, как это может происходить с обязательствами в других отраслях права. Социальные обязательства, основанные на законе, возникают, как правило, из сложных юридических фактических составов с трехзвенной структурой: правовые основания получения социального обеспечения, указанные в законе; волеизъявление лица, ими обладающего, решение соответствующего органа о назначении конкретного вида социального обеспечения.

Социально-обеспечительные  правоотношения отличает четкая правовая формализовашюсть поведения сторон, поскольку все права и обязанности субъектов правоотношений установлены законом и не могут быть распределены соглашением сторон. Даже в правоотношения, в которых присутствует усмотрение органа материального обеспечения (например, в правоотношениях по оплате проезда в санаторий и обратно к месту жительства), рамки дозволенной меры усмотрения очерчены законом или вытекают из смысла закона. В указанных правоотношениях субъекты равны в реализации предоставленных им прав и обязанностей, поскольку между ними не устанавливаются отношения власти и подчинения. Физические лица в анализируемых правоотношениях всегда выступают право-притязающей стороной; органы материального обеспечения обязаны «отвечать» положительными действиями на притязание лица, обладающего правовыми основаниями получения конкретного вида социального обеспечения.

Отмечая это положение, некоторые ученые связывают с  дозволением внутреннюю сущность метода права социального обеспечения  как метода предоставителыюго, сформировавшегося  на фоне дозволительного регулирования. Однако это не так. Метод права социального обеспечения не может быть сведен только к какому-либо одному юридическому приему. Дозволение — важный, но не единственный прием правового регулирования общественных отношений в социальном обеспечении. Таким образом, поведение обязанной стороны в социально-обеспечительных правоотношениях предопределено характером и содержанием притязания управомочешюго лица. Объем и пределы притязания последнего установлены законом. Необходимо также отметить, что, поскольку органы материального обеспечения осуществляют по поручению государства функцию персонифицированного распределения средств социального обеспечения, их правомерные действия урегулированы правом с использованием абсолютного обязывания. Для регулирования поведения физических лиц право использует такой прием, как дозволение. Следовательно, именно гражданину закон предоставляет свободу выбора вида социального обеспечения, на который он может притязать. У органов материального обеспечения такое право отсутствует.

Юридическое равенство сторон социально-обеспечительных правоотношений не предполагает совпадения содержания прав и обязанностей. Во всех видах правоотношений стороны имеют различные права и обязанности, поскольку по отношению прежде всего к основным правам и обязанностям одна из сторон (орган материального обеспечения) выступает в качестве обязанной, а другая (как правило, гражданин) — управомочеиной. Подобная расстановка субъектов правоотношений характерна и подавляющему большинству гражданско-правовых отношений. Однако юридическое равенство сторон в гражданско-правовых отношениях основано на дозволительном регулировании, при котором стороны «в одинаковой мере наделены правовой инициативой и диспозитивпостыо и располагают в принципе равной возможностью усмотрения относительно вступления или невступления в правовую связь, поднорма-тивного регулирования отношений, распоряжения принадлежащими им субъективными правами». Кроме того, юридическое равенство субъектов гражданского права предопределено экономическим равенством отношений собственности, «которое состоит в наличии у обеих или всех сторон имущественно-распорядительной самостоятельности и в эквивалентно возмездном содержании этих отношений».

Юридическое равенство  субъектов правоотношений в социальном обеспечении обусловлено разрешительным регулированием, при котором притязания гражданина и предоставления органа материального обеспечения детально регламентированы законом, что исключает усмотренческую позицию сторон как при назначении, так и выплате пенсий, пособий, предоставлении подавляющего большинства иных видов обеспечения.

В этом первое отличие  юридического равенства сторон социально-обеспечительных  правоотношений от равенства участников гражданско-правовых отношений. Второе существенное отличие коренится  в разной экономической природе регулируемых общественных отношений этих отраслей права. Гражданское право регулирует прежде всего отношения собственности, которые в правоотношениях трансформируются в отношения имущественные и эквивалентно-возмездные. Нормы права социального обеспечения регулируют распределительные и перераспределительные отношения в связи с осуществлением социальной заботы (заботы всего общества) по обеспечению жизненно важных интересов: лиц, находящихся в послерабочем возрастном периоде, временно или постоянно нетрудоспособных; матери и ребенка; всех граждан страны.

 

 

2. 2. Система права социального обеспечения

Право социального обеспечения  представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное  правовое образование, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным методом правового регулирования.

Совокупность норм, институтов и пединститутов, входящих в такое  правовое образование, составляет систему  отрасли права социальною обеспечения. В структуре нормативных актов, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению, различаются:

правовые нормы, определяющие содержание указанных отношений  в составе всех их элементов (Общая  часть);

регламентирующие отдельные  виды (элементы) этих отношений (Особенная часть).

Внутренней структурной  дифференциацией каждой правовой отрасли  российского права является деление  этой отрасли на ряд правовых институтов.

В науке «правовой  институт» определяется как законодательно обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности общественных отношений или ее сторон. И если отрасль права регулирует при помощи особого метода всю совокупность качественно однородных общественных отношений путем специфических приемов и способов их юридического опосредования, то правовой институт призван детально урегулировать при помощи тех же приемов и способов лишь конкретное общественное отношение, входящее во всю совокупность указанных качественно однородных общественных отношений права социального обеспечения. Именно потому правовой институт однороден по своему фактическому содержанию. Для него характерно, что нормы нрава, образующие его, выступают как единый комплекс, цельная система, точнее — относительно обособленный «блок», в совокупности с другими институтами, составляющими нормативный механизм отрасли.

В соответствии с положениями  теории права Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся  ко всем отношениям по социальному  обеспечению, и состоит из общих  правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права  социального обеспечения находится  сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания.

Происходящие изменения  в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования  общественных отношений, входящих в  предмет права социального, обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования Общей части этой отрасли права.

Некоторые авторы полагают, что Общая часть правовой отрасли  не может иметь самостоятельных  институтов, так как представляет собой лишь совокупность соответствующих  норм без их организации внутри этой части. Другие считают, что Общая часть права социального обеспечения состоит из самостоятельных правовых институтов: главный; правосубъектности; социальных рисков. При этом главный (основной) институт понимается как комплекс нормативных предписаний, посвященных определению предмета отрасли, ее задачам, отраслевым принципам.

В структуре Особенной  части права социального обеспечения  сформировался сегодня достаточно устойчивый комплекс самостоятельных  институтов: трудового стажа; пенсионного  обеспечения; пособий и компенсационных  выплат; обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; социального обслуживания; медицинской помощи и лечения; по установлению юридических фактов; по разрешению жалоб и споров; институт юридической ответственности.

При этом институт пенсионного  обеспечения, институт пособий и  компенсационных выплат, институт социального  обслуживания, а также институт медицинской  помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких пединститутов.

Следует заметить, что  в правовой литературе до сих пор продолжается полемика по поводу соотношения системы права и системы законодательства.

Законодательство —  это всего лишь одна из форм установления и выражения норм позитивного  права. Поэтому вряд ли можно настолько  оторвать форму права как явления от его содержания — правовых норм. Объективность присуща развитию как права, так и законодательства. Но состоит она не в том, что природа норм определяет, какова должна быть структура законов.

По моему мнению, общие  черты системы отрасли права и системы соответствующего законодательства должны находиться в единстве и соответствии как форма (система законодательства) и содержание (система права). С другой стороны, система права социального обеспечения и система его институтов должна служить исходной базой для системы законодательства о социальном обеспечении.

 

Заключение

Учитывая имеющиеся  точки зрения по вопросу о понятии  социального обеспечения, следует  вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, на наш взгляд, являются:

1.источники финансирования.

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться  за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Круг лиц, подлежащих обеспечению.

С юридических позиций  общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для  определенных их категорий, установленных  в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том  числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т.д. Круг этих лиц устанавливается применительно, к конкретным видам обеспечения;

Условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается  для определенных групп из вышеперечисленных  граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является ему крайне необходимой;

Информация о работе Социальное обеспечение