Российское гражданство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе и особенностях понятия российского гражданства.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений в сфере регулирования вопросов гражданства в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы, возникающие в области российского гражданства.
Методологическую и эмпирическую базу работы составили изучение и анализ правовых актов и литературы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Общая характеристика института гражданства Российской Федерации:
1.1 Понятие института гражданства……………………………………………5
1.2 Государственные органы, ведающие делами гражданства РФ..…………11

Глава II Основания приобретения и прекращения гражданства:
2.1 Приобретение гражданства РФ……………………………………………15
2.2 Прекращение гражданства РФ.……………………………………………20

Заключение.……………………………………………………………………...28

Список использованных правовых актов и литературы……………………...30

Файлы: 1 файл

Конституционное 9государственное право России) - КУРСОВАЯ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)


Краснодарский государственный университет культуры и искусств

 

Факультет права и юридической защиты культуры

 

Кафедра государственного и административного права                                                                                                                                  

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по предмету: 

 

Конституционное (государственное право России)

 

         на тему:

 

Российское гражданство

 

 

Вариант – 3

 

 

                       Работу выполнила:

                      Студентка 4 курса

                                                                   ФПЮЗК

                                   Заочной формы обучения,

                      группы ЮФЗ-У-10

                                     Терляхина Нина Сергеевна

                                                         Проверил:

                           Проф. Мамонов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар, 2011г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава I Общая характеристика института гражданства Российской Федерации:

1.1   Понятие института гражданства……………………………………………5

1.2  Государственные органы, ведающие делами гражданства РФ..…………11

 

Глава II Основания приобретения и прекращения гражданства:

2.1 Приобретение гражданства РФ……………………………………………15

2.2  Прекращение гражданства РФ.……………………………………………20

 

Заключение.……………………………………………………………………...28

 

Список использованных правовых актов и литературы……………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Назначение политических прав и свобод состоит в том, что они обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных политических прав и свобод Конституцией РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 32); право на участие в референдуме (ч. 2 ст. 32); право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); право на обращения (ст. 33); свобода печати и информации (ч. 4, 5 ст. 29). От иных конституционных прав политические права и свободы отличаются тем, что они: связаны преимущественно с обладанием гражданством РФ; предназначены для активного и полнокровного участия граждан в управлении делами общества и государства; могут быть реализованы индивидуально: индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти, и коллективно: через объединения с другими гражданами.

Гарантированность политических прав граждан, их реализуемость напрямую зависят от уровня демократизма государства, политического режима в стране, политической культуры, качества политической системы (наличия или отсутствия авторитетных политических партий, развитых институтов гражданского общества и др.).

В связи с вышеизложенным необходимо учитывать следующие аспекты, характеризующие актуальность выбранной темы:

              - объективную тенденцию развития юриспруденции;

              - сложность правового регулирования;

              - развитие научной революции.

Цель работы заключается в анализе и особенностях понятия российского гражданства.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений в сфере регулирования вопросов гражданства в Российской Федерации.

              Предметом исследования являются нормы, возникающие в области российского гражданства.

              Методологическую и эмпирическую базу работы составили изучение и анализ правовых актов и литературы.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- проанализировать основные понятия института гражданства;

- изучить государственные органы, ведающие делами гражданства;

- исследовать основания приобретения гражданства;

- исследовать основания прекращения гражданства.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Общая характеристика института гражданства Российской Федерации.

1.1 Понятие института гражданства.

              До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия – гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:

              1. Природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное),духовенство ( делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей

              2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С

принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

              Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран. Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.

              Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам.

              Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.[1]

              Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

              Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.

              В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

              Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.

              Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

              Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве. Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.

              Закон Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Из этого определения исходят главные черты, характеризующие гражданство:

              Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства.

              Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации[2] установили общие основы отношений гражданства:

              1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно

проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.

              2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения.

              3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его.

              4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.

              5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства. Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

              6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.

              7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства.

              8. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица.[3]

              Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на дан­ное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, за­щиты этого лица государством внутри страны, но и за её пределами. В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламенти­руются Конституцией и Законом о гражданстве от 28 ноября 1991 года с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

              Действующая Конституция РФ расширила число норм, регулирующих гражданство, причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст.6). Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

              Гражданство - правовое, а не фактическое состояние. Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Информация о работе Российское гражданство