Производство в суде кассационной инстанции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Производство в суде кассационной инстанции – это самостоятельная стадия гражданского процесса. Деятельность суда и иных участников процесса в этой стадии судопроизводства построена на тех же общих принципах гражданского процессуального права, действующих в суде первой инстанции и в других стадиях процесса. Кассационное производство, являясь самостоятельной стадией процесса, имеет свои специфические цели, предмет судебного разбирательства, содержание, отличающие ее от других стадий процесса.

Оглавление

1. Сущность и значение кассационного производства………………… 3-7
2. Произвести сравнение норм ГПК РФ, регулирующих
Кассационное и надзорное производство по следующим основаниям:
суды, рассматривающие жалобы (представления), судебные
акты, подлежащие проверке, субъекты, имеющие право на
обжалование, сроки обжалования, содержание жалоб
(представлений), порядок направления жалоб в соответствующий
суд, процессуальный порядок рассмотрения жалоб
(представлений):
- состав суда, сроки рассмотрения, порядок проведения судебного
заседания, протоколирование, полномочия пределы рассмотрения
дела, основания для отмены или изменения решения,
наименование и содержание выносимого судебного акта,
момент вступления в законную силу…………………………………. 8-44
3. Заключение …………………………………………………………… 45-49
4. Список использованной литературы ……………………………… 50

Файлы: 1 файл

Курсовая по гражданскому процессу.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    1) дату и место вынесения постановления;

    2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего  постановление;

    3) наименование суда надзорной  инстанции, в который передается  дело для рассмотрения по существу;

    4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;

    5) указание на судебные постановления,  которые обжалуются;

    6) изложение содержания дела, по  которому вынесены судебные постановления;

    7) мотивированное изложение оснований  для передачи дела для рассмотрения  по существу;

    8) предложения судьи, вынесшего постановление.

    Судья направляет надзорную жалобу или  представление прокурора вместе со своим определением и материалами  дела в суд надзорной инстанции

    Порядок рассмотрения и разрешения гражданских  дел в порядке надзора урегулирован законом.

    Все органы, пересматривающие в порядке  надзора, действуют коллегиально.

    В состав президиума суда субъекта Российской Федерации входят председатель, его  заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

    Член  президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

    Суд надзорной инстанции принимает  дело к своему рассмотрению на основании  постановления судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а  Президиум Верховного Суда Российской Федерации - кроме того, на основании мотивированного представления о пересмотре судебного постановления в порядке надзора, внесенного Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

    Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии  постановления о передаче дела для  рассмотрения в суд надзорной  инстанции и копии жалобы или  представления прокурора. Время  рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

    Дела  рассматриваются судом надзорной  инстанции в судебном заседании  не позднее одного месяца, а в  Верховном Суде Российской Федерации  не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления.

    В судебном заседании дело, рассматриваемое  в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается  председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим  в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

    В заседании Судебной коллегии по гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается  одним из судей коллегии.

    Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание постановлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

    Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.

    После выступления лиц, участвующих в  деле, суд надзорной инстанции  принимает определение или постановление  в закрытом совещании.

    При рассмотрении дела в порядке надзора  все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

    Судья, не согласный с мнением большинства, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с определением приобщается к делу.

    По  результатам рассмотрения дела президиум  суда надзорной инстанции принимает  постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная  коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

    В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

    1) наименование и состав суда, принявшего  определение или постановление;

    2) дата и место принятия определения  или постановления;

    3) дело, по которому принято определение  или постановление;

    4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

    5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего  определение о передаче дела  в суд надзорной инстанции  для рассмотрения по существу;

    6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

    7) закон, на основании которого  принято определение или постановление  по результатам рассмотрения  дела по существу.

    Постановление президиума соответствующего суда подписывается  его председателем, определение  судебной коллегии - судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

    О принятых судом надзорной инстанции  определении или постановлении  сообщается лицам, участвующим в  деле.

    Рассмотрев  дело в порядке надзора, суд своим  определением или постановлением вправе:

    оставить  постановление суда первой, второй или надзорной инстанций без  изменения, а жалобу или представление  прокурора о пересмотре дела в  порядке надзора - без удовлетворения;

    отменить  постановление суда первой, второй или надзорной инстанций полностью  либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

    отменить  постановление суда первой, второй или надзорной инстанций полностью  либо в части и оставить заявление  без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

    оставить  в силе одно из вынесенных по делу судебных постановлений;

    отменить  либо изменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанций  и вынести новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального  права.

    оставить  надзорную жалобу или представление  прокурора без рассмотрения по существу.

    Как видно, полномочия суда надзорной инстанции  в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция  может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.

    Определение или постановление суда надзорной  инстанции вступает в законную илу  со дня его принятия.

    Указанные особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов надзорной инстанции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Заключение

    В своей работе я раскрыла сущность и значение кассационного производства,  произвела сравнение норм ГПК РФ регулирующих кассационное и надзорное производство.

    Я считаю, что кассационное производство в гражданском процессе является одним из средств реализации конституционного права на судебную защиту. Необходимость проверки судебных решений всегда связывалась с несовершенством правосудия, осуществляемого одним человеком по инициативе другого.

    В кассационном порядке могут быть пересмотрены не только решения, но и  значительная часть определений  суда первой инстанции, которыми разрешаются процессуальные вопросы, возникающие при разбирательстве дела. Их неправильное разрешение также нарушает нормальное развитие процесса, создает угрозу реализации закрепленных в законе конечных целей судопроизводства или вообще препятствует самой возможности их реализации, как это бывает, например, при необоснованном отказе в возбуждении дела. Суды кассационной инстанции проводят большую работу по рассмотрению гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

    Следовательно, кассационная проверка выступает  как  факультативное производство, предназначенное для устранения возможных ошибок суда первой инстанции, деятельность которого, по мнению заинтересованных в пересмотре решения или определения субъектов процесса, не соответствует целям судопроизводства. По сравнению с нормальным ходом процесса это дополнительный этап судопроизводства, возникающий по инициативе лиц, участвующих в деле, если они усматривают необходимость в проверке правильности не вступившего в силу постановления суда первой инстанции. При этом необходимо учитывать, что не могут быть предметом рассмотрения суда кассационной инстанции постановления мирового судьи, а также постановления суда апелляционной инстанции.

    Суды  кассационной инстанции должны обеспечить своевременное исправление ошибок, единообразие судебной практики.

    Надзорное производство представляет собой достаточно сложную процедуру пересмотра судебных постановлений, по сравнению с кассационным производством, поскольку здесь  важную роль, наряду с лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и интересы нарушены судебными постановлениями, играют должностные лица судебных и прокурорских органов; достаточно длительный процесс, предшествующий непосредственной проверке судебного решения; возможность проверки судебных решений судов нескольких судебных инстанций (первой, второй, третьей).

    Специфичен  в этой стадии и субъектный состав правоотношений. Пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имею более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.

    Различны  и сроки обжалования. Постановления  суда могут быть обжалованы в суд  надзорной инстанции в течение  года со дня их вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции  в течение  десяти дней после вынесения  решения в окончательной форме.

    В настоящее время в Государственную Думу внесен проект Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".

    В соответствии с вышеуказанным проектом закона, в кассационном порядке теперь будут обжаловаться уже вступившие в законную силу решения суда. Особой стадией проверки законности и обоснованности судебных актов будет являться надзорное производство. Однако, дело не только в изменении наименований, одновременно законопроект предусматривает изменения в сущности и порядке указанных процедур.

      Поскольку на текущий момент  такое обжалование осуществляется  в порядке надзора, то интересно  сравнить новые правила именно  с надзорным порядком.

    Срок  подачи самой жалобы остался неизменным – те же шесть месяцев. Точно также, как и при нынешнем надзорном производстве, обновленная ст. 376 ГПК должна будет указывать, что право на кассационное обжалование возникает только "при условии, … что были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу". Т.е. в данном случае это означает, что срок подачи апелляционной жалобы и ее рассмотрения включается в срок для кассационного обжалования. Т.е., например, в случае, если дело по существу было рассмотрено районным судом, и другая сторона выждала 29 дней с момента принятия решения в окончательной форме, а потом дело в городском суде рассматривалось в течение всех отведенных законом двух месяцев, то по вынесении апелляционного определения (именно в такой форме предполагается вынесения решения в апелляции) у недовольной исходом стороны остается три месяца на обжалование в кассации.

Информация о работе Производство в суде кассационной инстанции