Производство в суде кассационной инстанции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Производство в суде кассационной инстанции – это самостоятельная стадия гражданского процесса. Деятельность суда и иных участников процесса в этой стадии судопроизводства построена на тех же общих принципах гражданского процессуального права, действующих в суде первой инстанции и в других стадиях процесса. Кассационное производство, являясь самостоятельной стадией процесса, имеет свои специфические цели, предмет судебного разбирательства, содержание, отличающие ее от других стадий процесса.

Оглавление

1. Сущность и значение кассационного производства………………… 3-7
2. Произвести сравнение норм ГПК РФ, регулирующих
Кассационное и надзорное производство по следующим основаниям:
суды, рассматривающие жалобы (представления), судебные
акты, подлежащие проверке, субъекты, имеющие право на
обжалование, сроки обжалования, содержание жалоб
(представлений), порядок направления жалоб в соответствующий
суд, процессуальный порядок рассмотрения жалоб
(представлений):
- состав суда, сроки рассмотрения, порядок проведения судебного
заседания, протоколирование, полномочия пределы рассмотрения
дела, основания для отмены или изменения решения,
наименование и содержание выносимого судебного акта,
момент вступления в законную силу…………………………………. 8-44
3. Заключение …………………………………………………………… 45-49
4. Список использованной литературы ……………………………… 50

Файлы: 1 файл

Курсовая по гражданскому процессу.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его  вынесения.

    Л.Ф. Лесницкая считает, что институт кассационного обжалования преследует следующие цели: проверить законность и обоснованность судебного решения и тем самым обеспечить соблюдение и правильное применение законов; обеспечить вынесение судами обоснованных судебных решений; гарантировать лицам, участвующим в деле, защиту их прав и законных интересов; руководить деятельностью судов первой инстанции и контролировать ее. Вместе с тем проверку законности и обоснованности решений она называет и основной задачей института обжалования.7

    С 1 января 2012 года будет изменен порядок обжалования судебных решений в гражданском процессе.

    В кассационной инстанции будут рассматриваться  жалобы и представления на судебные постановления, вступившие в законную силу, при условии, что были исчерпаны  иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

    В порядке надзора вступившие в  силу судебные постановления будут  рассматриваться только Президиумом  Верховного Суда РФ в случае, если Верховный  суд РФ рассматривал эти дела в  качестве суда апелляционной инстанции, в т.ч. в отношении дел, которые этот суд рассматривал и в качестве суда первой инстанции. В качестве надзорной инстанции Президиум Верховного Суда РФ будет рассматривать также кассационные определения судебных коллегий Верховного Суда РФ - коллегий по административным и гражданским делам и военной коллегии.

      Надзорный пересмотр – это деятельность суда по проверке, прежде всего, правомерности  вступивших в законную силу судебных решений, за исключением судебных постановлений  Президиума Верховного Суда РФ.

      Как и любая другая стадия, пересмотр  вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические  черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции.

      Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы, представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ  – в кассационной инстанции возбуждение осуществляется только по волеизъявлению сторон и других лиц.

      Предметом пересмотра служат судебные постановления  не только суда первой инстанции, но и решения, и определения судов апелляционной и кассационной инстанций, а также определения и постановления судов надзорной инстанции.

            Жалобы и представления  в порядке надзора имеют право  рассматривать только указанные  в законе суды, которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции. К ним относятся:

- президиум  верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города  федерального значения, суда автономной  области, суда автономного округа;

- президиум  окружного (флотского) военного суда;

- Судебная  коллегия по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации;

- Военная  коллегия по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации;

- Президиум  Верховного Суда Российской федерации.

          Первичной надзорной  инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федерации.

    К компетенции президиумов названных  судов относится пересмотр в  порядке надзора вступивших в  законную силу решений и определений  судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; кассационных определений суда субъекта Российской Федерации; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и определений районных судов и мировых судей.

    Президиум окружного (флотского) военного суда пересматривает в порядке надзора кассационные определения окружного (флотского) военного суда, вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

    Следующий судебно-надзорный орган - Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора постановлений президиумов судов субъектов Российской Федерации, вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных определений судов субъектов Российской Федерации, а также вступивших в законную силу решений и определений районных судов, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

    Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе пересматривать в  порядке судебного надзора определения  президиумов окружных (флотских) военных  судов, вступившие в законную силу решения  и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

    Президиум Верховного Суда Российской Федерации  осуществляет пересмотр вступивших в законную силу решений и определений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке.

    При понимании существа надзорного пересмотра важно знать отличия   объектов надзорного и кассационного пересмотра. Объект судебно-надзорного пересмотра шире объекта кассационного обжалования, так как:

    1) предметом кассационного обжалования  служат только решения и определения  суда первой инстанции, а в  надзорном порядке допускается опротестование решений, определений и постановлений судов любой инстанции;

    2) по делу вследствие неоднократной  отмены решений с направлением  его на новое рассмотрение  может состояться несколько судебных  актов, однако возможность кассационного обжалования касается только последнего решения, еще не вступившего в законную силу. Законность и обоснованность ранее отмененных решений кассационная инстанция не проверяет. В надзорном же порядке проверяются все состоявшиеся по делу решения, определения и постановления.

    Судебные  постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции  в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицам, участвующим  в деле, и другими лицами, чьи  права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

    Надзорная жалоба или представление прокурора, Поданные по истечении шестимесячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу  определением судьи подавшему их лицу.

    Право на обращение в суд надзорной  инстанции с представлением о  пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры:

    1) Генеральный прокурор РФ и  его заместители -  в любой  суд надзорной инстанции;

    2) прокурор республики, края, области,  города федерального значения, автономной  области, автономного округа, военного  округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

    Жалобы, представления прокурора на определение  Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

    Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать: наименование суда, в который они адресуются; наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанциям, и содержание принятых ими решений; указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются; указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона; просьбу лица, подающего жалобу или представление.

    В надзорной жалобе обязательно указывается, в чем состоит существенность нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых не возможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Эти существенные нарушения являются основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными.8

    В случае если надзорная жалоба или  представление прокурора ранее  подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда.

    Жалоба  подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем.

    Надзорная жалоба или представление прокурора,  поданные в соответствии с правилами  установленными ГПК изучаются:

    1) в президиуме верховного суда  республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда  автономного округа, окружного (флотского)военного суда – председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо по их поручению судьей данного суда;

    2) в Судебной коллегии по гражданским  делам Верховного Суда РФ, Военной  коллегии Верховного суда РФ, Президиуме Верховного суда РФ – судьей верховного суда РФ.

    В суде надзорной инстанции, за исключением  Верховного Суда Российской Федерации, жалоба или представление рассматриваются  в срок до месяца, а в Верховном  Суде Российской Федерации - до двух месяцев.

    При рассмотрении надзорной жалобы или  представления прокурора судья  изучает как содержание жалобы, так  и содержание приложенных к ней  копий судебных постановлений и  иных материалов.

    По  результатам рассмотрения жалобы или  представления прокурора судьей выносится определение: 1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности постановления суда; 2) об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с законом не могут повлечь за собой возможность отмены постановления суда.

    В определении об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу или представление.

    Определение судьи, председателя суда или его  заместителя об истребовании дела должны неукоснительно выполняться нижестоящими судами.

    В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения  до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии  об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве. О приостановлении исполнения решения судья выносит определение

    Установив, что по делу допущены существенные нарушения норм материального и  процессуального права, судья выносит  мотивированное определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. Оно должно содержать:

Информация о работе Производство в суде кассационной инстанции