Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:05, контрольная работа

Краткое описание

Договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) определяют такие сферы их деятельности, как приобретение оборудования, техники, строительных материалов и иных материально-технических средств, сбыт сельскохозяйственной продукции, межхозяйственное сотрудничество, землепользование и аренда земель, инвестиционный процесс, участие в фондовом рынке, страхование, перевозки и иные направления хозяйственной деятельности.

Оглавление

. Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве.

2. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

3. Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.

4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

5. Решение задачи.

6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

pravovoe_reg_kontra.docx

— 30.04 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ДЕПАРТАМЕНТ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

ИМЕНИ  К. Г.  РАЗУМОВСКОГО

 

 

 

Институт Технологического Менеджмента

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине «правовое регулирование профессиональной деятельности»

Тема: «Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве.

»

 

 

 

 

Выполнил студент

1 курса заочной формы  обучения

Специальность 260800

«Технология менеджмента»

Шифр 3303

Поляков Никита Александрович 

 

Правовое регулирование  договорных отношений в сельском хозяйстве.

 

Москва 2001

 

Содержание.

 

1.       Общая  характеристика договорных отношений  в сельском хозяйстве.

 

2.       Законодательство, регулирующее договорные отношения  сельскохозяйственных коммерческих  организаций (предприятий).

 

3.       Договоры  в сфере реализации сельскохозяйственной  продукции.

 

4.       Договоры  в сфере материально-технического  обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного  обслуживания сельскохозяйственных  коммерческих организаций (предприятий).

 

5.       Решение  задачи.

 

6.       Список  литературы.

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика  договорных отношений в сельском  хозяйстве.

 

Договор является основной формой закрепления экономических  взаимоотношений между сельскохозяйственными  и любыми другими коммерческими  организациями.

 

Договорные отношения  сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) определяют такие сферы  их деятельности, как приобретение оборудования, техники, строительных материалов и иных материально-технических  средств, сбыт сельскохозяйственной продукции, межхозяйственное сотрудничество, землепользование и аренда земель, инвестиционный процесс, участие в фондовом рынке, страхование, перевозки и иные направления  хозяйственной деятельности.

В условиях экономической  реформы роль договорных отношений  и законодательства о договорах  постоянно возрастает. Это связано, с одной стороны, с переходом  от административного регулирования  в аграрной сфере к рыночным отношениям, а с другой — с усиливающимся  разнообразием видов хозяйственной  деятельности, которыми занимаются сельскохозяйственные коммерческие организации (предприятия) в современных условиях.

Переход к рыночной экономике, отказ от командно-админимстративных методов и замена их преимущественно экономическими внесли коренные изменения в характер договорных отношений. Рыночная экономика немыслима без свободы предпринимательской деятельности и широких полномочий по реализации производимой продукции. Поэтому переход к рыночной экономике сопровождался расширением правомочий сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанием их собственниками произведенной ими продукции, предоставлением широких прав по ее реализации.

Все большее значение при  определении условий каждого  конкретного договора имеет соглашение сторон, что закреплено в ст. 421 ГК РФ в качестве принципа свободы договора как основополагающего начала договорного  права. Этот принцип проявляется  в исключительно добровольном заключении договоров, расширении сферы применения договорных цен, большей индивидуализации условий договоров и т.д.

Активно формируются новые  сферы применения договорных форм. Это относится прежде всего к договорному регулированию отношений государственных и муниципальных предприятий с органами государственного управления, уполномоченными осуществлять управление такими предприятиями. Появились договоры о доверительном управлении (гл. 53 ГК РФ), договоры аренды предприятий, договоры об управлении, если функции исполнительного органа акционерного общества передаются по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю-управляющему.

Появляются новые объекты  договорных связей. Примерами могут  быть включение в хозяйственный  оборот информации и различных объектов интеллектуальной и промышленной собственности, ценных бумаг, недвижимости (прежде всего  — земельных участков).

Обновленное общегражданское  и специальное законодательство, регулирующее договорные связи предприятий, и в частности предприятий  аграрных, во все большей мере ориентировано  на развитие диспозитивных начал  и это также проявляется в  усилении роли договора в регулировании  хозяйственных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). В частности, снижается практическая роль различных типовых форм и  примерных договоров как нормативных  актов и постепенно, на основе обобщения  нового практического опыта, складываются современные, соответствующие условиям рыночной экономики общепринятые формы  договоров.

В условиях перехода агропромышленного  комплекса, в том числе системы  заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции, на рыночные начала все более  заметную роль играют новые, не применявшиеся  прежде виды договоров, и в первую очередь фьючерсные сделки, заключаемые  на продовольственных биржах. Эти  договоры тесно связаны с деятельностью  сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), хотя далеко не всегда последние  являются их участниками.

Произошли изменения в  сфере реализации сельскохозяйственной продукции. Так, было изменено соотношение  плана и договора, утвердился плюрализм  организационно-правовых форм реализации сельскохозяйственной продукции. Ранее, до перехода к рыночной экономике, господствующей была одна форма реализации сельскохозяйственной продукции, в основе которой лежали обязательные поставки ее государству, хотя и были договоры, но ни о какой свободе их заключения и равноправии сторон не могло и быть и речи. Такие договоры подлежали обязательному заключению. Их контрагенты, как и само содержание, определялись планом государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Отсутствие таких договоров не освобождало сельскохозяйственного производителя от обязанности поставки государству той или иной сельскохозяйственной продукции, поскольку это было предусмотрено планом государственных закупок. Поэтому эти договоры, хотя и должны были заключаться в обязательном порядке (ежегодно по всей стране проводились “кампании” по заключению таких договоров), носили в значительной степени формальный характер.

Система договорных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) может быть представлена как единство трех групп договоров. Это общегражданские договоры, которые широко используются во всех отраслях хозяйства (купля-продажа, поставка, аренда имущества, подряд на капитальное строительство и т.п.); договоры, специфические для сельскохозяйственного сектора экономики (производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных предприятий, аренда сельскохозяйственных земель, договоры на использование мелиорированных земель и т.д.); договоры, опосредующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях).

Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

Плюрализм организационно-правовых форм, свобода договоров и другие принципы договорных отношений в  сфере реализации сельскохозяйственной продукции в современных условиях нашли отражение в ряде нормативных  актов, в том числе и законодательных, первое место среди которых принадлежит  ГК РФ. Все иные нормативные акты, составляющие гражданское законодательство, должны соответствовать Гражданскому кодексу, а в случае противоречия с ним действуют нормы Гражданского кодекса.

Правовые нормы, регулирующие договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), можно разделить на несколько  групп.

Во-первых, нормы общегражданского законодательств; о юридических лицах, сделках, о договорах и об ответственности. На их основе формируются специальные нормы, относящиеся к отдельным видам договоров. Кроме того, они являются основным правовым регулятором при заключении договоров, не ставших предметом специального законодательства.

Во-вторых, специальные нормы, содержащиеся и в общегражданском  законодательстве, и в специальных  законодательных и подзаконных  нормативных актах, и посвященные  отдельным договорным институтам: контрактации, купле-продаже, аренде и т.д. Это относится  в первую очередь к договорам  купли-продажи сельскохозяйственной продукции, к купле-продаже различных  материально-технических ресурсов, например оборудования и техники, кормов для сельскохозяйственных предприятий. При заключении договоров купли-продажи  в этих случаях используются общие  нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже, поскольку  никаких специальных нормативных  актов (положений, типовых или примерных  договоров), посвященных купле-продаже  названных видов имущества, не издано.

Важной особенностью сельскохозяйственного  законодательства является существование  третьей, достаточно специфической  именно для этой сферы группы норм – рекомендательных. Они прежде всего характерны для кооперативного сектора, где основным нормативным актом является Федеральный закон “О сельскохозяйственной кооперации”.

 

В правоприменительной практике как при заключении договоров, так и при рассмотрении соответствующих споров, центром внимания становятся специальные нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями в своей деятельности.

Среди этих актов следует  назвать Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации", от 9 января 1996 г. "О  внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О  защите прав потребителей", а также  имеющие рекомендательное значение, но широко используемые в практике Гражданский и Земельный кодексы; Положения о поставках продукции  и товаров; Положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций ремонтно-техническими предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССР от 6 июля 1987 г. № 523; Положение о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, утвержденное Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г. № 435. По всем упомянутым договорам разработаны соответствующие Типовые и Примерные формы договоров, которые практически близки по значению к источникам права.

Материально-правовые нормы, созданные в порядке специального правового регулирования, содержатся, в частности, в Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. "О закупках и  поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных  нужд. Большое развитие специальное  законодательное регулирование  получило в области материально-технического обеспечения агро-промышленного комплекса.

Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.

Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов договоров. Это  купля-продажа, поставка для государственных  нужд, договоры поручения, комиссии и  агентские договоры. Закупки продукции  осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. «О закупках и  поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных  нужд».

Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйственной продукции оформляется не только обычными договорами купли-продажи - они  используются , если речь идет о реализации уже произведенной продукции или сырья.

В тех случаях когда предметом договора является еще не выращенная, не произведенная продукция, реально не существующая, а только будущая продукция, заключается специфический договор - договор контрактации. Т.е. договор о договоре или соглашение о договоренности. Главная особенность, что на момент заключения договора, самого предмета договора нет.

ГК РФ относит поставку, поставку для государственных нужд, контрактацию и обычную куплю-продажу  к разновидностям одного и того же договора – купли-продажи. Именно на этом основана структура гл. 30 Гражданского кодекса, которая в первом параграфе  закрепляет основные, общие для всех его разновидностей, положения о  купле-продаже, а следующие параграфы  этой главы посвящены отдельным  видам купли-продажи, среди которых  в Гражданском кодексе названы, в частности, поставка, поставка для  государственных нужд и контрактация.

Статья 535 ГК РФ определяет договор  контрактации как обязательство, в  силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную им сельскохозяйственную продукцию  заготовителю – лицу, осуществляющему  закупки такой продукции для  переработки или продажи.

Договору контрактации в  ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения  по этому договору не урегулированы  непосредственно ст. 535-538 ГК РФ, применяются  соответствующие нормы о договорах  поставки или поставки для государственных  нужд.

Для удовлетворения федеральных  потребностей и потребностей субъектов  Федерации в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии устанавливается государственный  заказ. Это позволяет сформировать федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Закупки и поставки в федеральный фонд гарантируют продовольственную обеспеченность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт-Петербурга. За счет федерального фонда формируются государственные продовольственные резервы, оперативный резерв Правительства Российской Федерации, обеспечиваются экспортные поставки. Региональные фонды гарантируют продовольственную обеспеченность субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве