Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:05, контрольная работа

Краткое описание

Договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) определяют такие сферы их деятельности, как приобретение оборудования, техники, строительных материалов и иных материально-технических средств, сбыт сельскохозяйственной продукции, межхозяйственное сотрудничество, землепользование и аренда земель, инвестиционный процесс, участие в фондовом рынке, страхование, перевозки и иные направления хозяйственной деятельности.

Оглавление

. Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве.

2. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

3. Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.

4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

5. Решение задачи.

6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

pravovoe_reg_kontra.docx

— 30.04 Кб (Скачать)

Правовое основание закупки  и поставки образуют сложный юридический  состав: государственный заказ и  договор, который служит средством  выражения хозяйственной самостоятельности  сельскохозяйственных коммерческих организаций  как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, и равенства  в гражданском обороте.

 

Федеральный закон от 2 октября 1994 г. «О закупках и поставках...»  не предусматривает заключения в  дальнейшем договора контрактации и  не употребляет само понятие этого  договора как правового института.

В законе неоднократно подчеркивается значение договора закупки и поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.

Правовое основание закупки  и поставки образуют сложный юридический  состав: государственный заказ и  договор, который служит средством  выражения хозяйственной самостоятельности  сельскохозяйственных коммерческих организаций  как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных отношений, их равенства в гражданском  обороте.

Субъектами договора закупки  и поставки сельскохозяйственной продукции  для государственных нужд могут  быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика состоит  в том, что реализацию сельхоз. продукции  по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное  общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза  или колхоза. Субъектами таких договоров  могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство  или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного  товарищества.

Главная особенность субъектного  состава этого обязательства - что, реализует продукцию не просто собственник  продукции, а ее производитель.

Вторая сторона договора закупки и поставки - потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельхоз. продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный  и региональные фонды. В роли потребителей выступают сельскохозяйственные коммерческие организации, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

В настоящее время функции  государственного заказчика по закупке  и поставке сельхоз. продукции, сырья  и продовольствия для государственных  нужд возлагаются на продовольственные  корпорации, которые создаются на основе соглашений между субъектами РФ.

Федеральная продовольственная  корпорация наделяется специальной  правоспособностью, обладает правами  и обязанностями, которые связаны  с формированием и организацией продовольственных фондов, осуществлением товарных операций для проведения продовольственной  интервенции на рынке продовольствия, размещением на конкурсной основе заказов  на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия среди  хозяйствующих субъектов для  формирования продовольственных фондов товарных интервенций.

Законодательство о закупках и поставках предусматривает  специальные случаи освобождения хозяйств от ответственности за нарушение  условий договора. Речь идет о невыполнении обязательств вследствие непредвиденных обстоятельств, возникших после заключения договора между поставщиком (товаропроизводителем) и потребителем (покупателем) в результате событий чрезвычайного характера. К таким событиям, которые не могли предвидеть и предотвратить стороны, относятся засуха, наводнение, градобитие, другие форс-мажорные обстоятельства (п. 6 ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»). Здесь неоправданно большое значение имеет оценка правоприменительными органами тех или иных обстоятельств и решение ими вопроса об отнесении таких обязательств к неблагоприят-ным условиям.

Стороны договора не вправе уменьшать по своему соглашению или  иным образом ограничивать ответственность  за нарушение договора,

Особенностью ответственности  в договорах контрактации является установленное ст. 538 ГК РФ правило  об ответственности только за вину. Это редкое для Гражданского кодекса  исключение из общего правила об ответственности  лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, независимо от их вины в  нарушение условий договора (ст. 401 ГК РФ).

Развитие рынка продовольствия проявляется не только в отказе от административных методов регулирования  в данной сфере, но и в формировании сети продовольственных или агропромышленных бирж, которые опосредуют растущую долю оборота продовольствия.

В биржевой практике, помимо договоров купли-продажи реального, наличного товара, широко используются традиционные именно для биржевого  оборота договоры: купля-продажа с поставкой в будущем, именуемая форвардными сделками, и срочные сделки, именуемые фьючерсными контрактами, или фьючерсами.

Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного  обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

 

По законодательству о  производственно-техническом обслуживании сельскохозяйственных коммерческих организаций  и практике его осуществления  можно выделить следующие разновидности  договоров:

на производственно-техническое  обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями; на агрохимическое обслуживание; на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных  сетей; на полив сельскохозяйственных культур;

на высокоэффективное  использование мелиоративных земель в сельскохозяйственных коммерческих организациях.

Наибольшее применение и  распространение в практике сельскохозяйственных коммерческих организаций, а ранее  — колхозов и совхозов, получил  договор на производственно-техническое  обслуживание колхозов, совхозов и  других сельскохозяйственных организаций  ремонтно-техническими предприятиями. При заключении таких договоров  сельскохозяйственные коммерческие организации  используют типовые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число  особых условий договоров могут  быть включены и дополнительные права  и обязанности сторон.

Следует иметь в виду, что Положение о порядке заключения и исполнения договоров по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и  других сельскохозяйственных предприятий  и организаций и типовые договоры по названным видам работ как  нормативные акты прямого действия предполагают участие в выполнении таких работ в качестве подрядчика районные звенья агросервиса, образованные в конце 80-х гг. из предприятий системы Сельхозтехники. Если же выполнение указанных работ по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственных коммерческих организаций брали на себя иные предприятия (кооперативы, арендные коллективы, частные предприятия и т.д.), то при заключении таких договоров стороны свободны в выборе условий соглашения и обязаны руководствоваться лишь общими нормами гражданского законодательства о договорах подряда и о правовом положении участников хозяйственного оборота. Вместе с тем они могут использовать как модель соглашения положения и типовые договоры, имея в виду, что в случаях, когда стороны договора не относятся к числу прямо упомянутых в этих нормативных актах, последние имеют для них значение рекомендательных норм.

По законодательству производственно-техническое  обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техничес-кими предприятиями опосредовалось одним договором несмотря на разнообразный характер действий. Таким договором является договор на производственно-техническое обслуживание, в рамках которого объединены четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-техническому обслуживанию; 2) осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовке кадров.

Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприятиями  по агрохимическому обслуживанию с  сельскохозяйственными коммерческими  организациями. Возникающие здесь  отношения регулируются на основе Положения  о порядке заключения и исполнения договоров на агрохимическое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрайонными) производственными объединениями  по агрохимическому обслуживанию сельского  хозяйства предприятиями и организациями  системы Союзсельхозхимия и Типовым договором.

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, является договор на агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключении договора и его исполнении должна соблюдать  хозрасчетные интересы другой стороны, принимать меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который может  возникнуть в связи с неисполнением  обязательств, и своевременно информировать  другую сторону об этих мерах, а также  оказывать ей содействие в исполнении обязательств.

Договор на ремонт и техническое  обслуживание внутрихозяйственных  мелиоративных сетей заключается  согласно Типовому договору предприятиями  и организациями системы мелиорации и водного хозяйства с сельскохозяйственными  коммерческими организациями. Предметом  договора являются содержание в исправном  состоянии внутрихозяйственной  сети и сооружений на ней, обеспечение  оптимального режима почв и выполнение на этой основе программы по производству продукции растениеводства на определенной договором площади орошаемых (осушенных) земель.

К обязанностям водохозяйственной  ремонтно-эксплуатационной организации  относится: выполнение всего комплекса  работ, предусмотренных договором, в сроки, установленные в проектно-сметной  документации и графике; извещение-заказ  о предъявлении к сдаче выполненных  работ не позднее чем в однодневный  срок со дня их окончания; принятие срочных мер по ликвидации возникших  аварий на открытой и закрытой мелиоративной сети и сооружениях, на стационарных насосных станциях и скважинах вертикального дренажа; составление необходимой проектно-сметной документации по заявкам заказчика.

Основными обязанностями  исполнителя являются: выполнение работ  по плану полива сельскохозяйственных культур; обеспечение технической  эксплуатации внутрихозяйственной  оросительной сети; извещение заказчика  не позднее чем за два дня до начала работ о необходимости подготовки участков для полива и др.

Как видно, правовое регулирование  отношений по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственных коммерческих организаций осуществлялось в основном ведомственными нормативными актами, принятыми к тому же давно упраздненными  государственными органами (Госагропромом  СССР, Министерством мелиорации и  водного хозяйства СССР и др.). Поэтому правовая база регулирования  данной сферы отношений нуждается  в существенном улучшении и обновлении. Основу правового регулирования  этих отношений составляют нормы, содержащиеся в новом Гражданском кодексе  Российской Федерации, в первую очередь  посвященные договору подряда.

Решение задачи.

Решение задачи следует начать с определения правовой природы  договоров между сельскохозяйственной артелью “Знамя”, с одной стороны, и потребительским кооперативом “Заря”, с другой, и между потребительским  кооперативом “Заря” и акционерным  обществом “Луч”.

Между артелью Знамя и  кооперативом Заря был заключен договор  контрактакции, так как речь идет о еще не выращенном урожае овощей. Этот вид договоров закреплен в 2 части ГК, глава 30, подраздел 5. Следующий договор, между кооперативом Заря и акционерным обществом Луч, относится к договорам поставки. Так как овощи предаются в счет государственного заказа в продовольственный фонд области, на договор, заключенный между Знамя и Заря, распространяется действие не только Гражданского кодекса, но и Федерального закона от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

По условиям задачи, можно  полагать, что государственным заказчиком функции по формированию и размещению заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции  были переданы потребительскому кооперативу  “Заря”, что предусмотрено статьей 4 закона "О закупках и поставках…”.

Статья 4.

3. Государственные заказчики  могут на конкурсной основе  и при условии заключения договоров  передавать выполнение части  своих функций по формированию  и размещению заказов на закупку  и поставку сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия  для государственных нужд предприятиям, организациям и учреждениям независимо  от форм собственности.

При решении вопроса об ответственности сторон за неисполнение договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции следует руководствоваться  статьей 8 закона "О закупках и  поставках…” и статьями 401, 520, 524, 538 ГК.

Сельскохозяйственная артель “Знамя” не освобождается от ответственности  в результате возникновения непредвиденных обстоятельств, которые она не была в состоянии предвидеть или преодолеть, так как недопоставку дождевальных установок можно было предвидеть или же устранить недостачу установок  из других источников (арендовать, купить). Поэтому  статья 8 закона "О закупках и поставках…” не является основанием освобождения от ответственности в  этом случае.

Статья 8.

6. Стороны освобождаются  от ответственности за полное  или частичное неисполнение обязательств  по договору в случае непредвиденных  обстоятельств, возникших после  его заключения в результате  событий чрезвычайного характера  (засуха, наводнение, градобитие и  другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть  и предотвратить.

Информация о работе Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве