Права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания и их гражданско-правовая защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение прав владельцев товарного знака и гражданско-правовой ответственности за их нарушение.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие товарного знака, его классификацию, порядок его использования в Российской Федерации;
- рассмотреть права владельцев товарного знака в действующем законодательстве РФ;
- рассмотреть гражданско-правовую ответственность за нарушение права на товарный знак.

Оглавление

Введение 2
1. Товарный знак и знак обслуживания как объект правовой охраны и его разновидности 5
1.1. Право на товарный знак и право на знак обслуживания 6
1.2. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак 10
2. Гражданско-правовая защита товарных знаков 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Гражданское право курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

б) размещение такого товарного  знака незаконно. Незаконным размещение будет тогда, когда лицо, осуществляющее данное действие, не имеет права на его совершение. Для того чтобы размещение товарного знака не рассматривалось как незаконное, необходимо перед использованием товарного знака заключить с обладателем исключительного права на товарный знак лицензионный договор или договор коммерческой концессии.

Основными способами  защиты нарушенных прав являются:13

1. Изъятие из оборота  и уничтожение за счет нарушителя  контрафактных товаров, на которых  размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Это требование может быть предъявлено изготовителю товаров, этикеток, упаковок товаров, лицу, осуществляющему хранение, перевозку, распространение указанных товаров, этикеток, упаковок. Следует отметить, что ГК РФ, в отличие от Закона о товарных знаках, прямо предусматривает, что изъятие из оборота и уничтожение осуществляется за счет нарушителя исключительного права на товарный знак.

2. Удаление за счет  нарушителя с контрафактных товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, в случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах (одежда для малообеспеченных семей, детских домов и т.п.).

Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак (а именно при выполнении работ или оказании услуг), обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени  смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких  работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (п.3 ст.1515 ГК РФ).

Обычно споры по нарушению  прав на товарный знак рассматриваются  в арбитражных судах (по соглашению сторон - и в третейских судах).

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти  тысяч до пяти миллионов рублей. Суд рассчитывает компенсацию,  руководствуясь п.2 ст.1515 ГК РФ  и своим судейским усмотрением;

2) в двукратном размере  стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Общими нормами ГК РФ предусмотрены также иные способы защиты исключительного права на товарный знак.14

Так, согласно ст.1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права  - к лицу, которое отрицает или  иным образом не признает право,  нарушая тем самым интересы  правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих  угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков  - к лицу, неправомерно использовавшему  результат интеллектуальной деятельности  или средство индивидуализации  без заключения соглашения с  правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального  носителя в соответствии с  п.5 ст.1252 ГК РФ - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику,  продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения  суда о допущенном нарушении  с указанием действительного  правообладателя (как правило,  в СМИ, рекламировавших товар  с неправомерным использованием  товарного знака) - к нарушителю  исключительного права. При этом очень важно, чтобы требование о публикации было обоснованным.

Кроме того гражданским  законодательством предусмотрено, что при нарушении исключительного  права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права, что обеспечивается ст.1515 ГК РФ. В соответствии с п.3 ст.1252 ГК РФ компенсация подлежит взысканию лишь при доказанности факта правонарушения, а правообладатель, обратившийся за защитой нарушенного права, освобождается от доказывания размера причиненных убытков. Необходимо отметить, что компенсация может быть определена тремя способами, при этом выбор способа принадлежит обладателю нарушенного исключительного права на товарный знак. При этом выплату компенсации правообладатель может требовать как за каждый случай неправомерного использования товарного знака, так и за допущенное правонарушение в целом.

Как показывает судебная практика, в настоящее время именно этот вариант (т.е. выплата денежной компенсации) в большинстве случаев используют владельцы товарных знаков. Тем более что для взыскания компенсации следует доказать лишь сам факт незаконного использования знака, а размер причиненных убытков подтверждать не нужно.

Нарушение исключительного  права может наступить также:

- изготовления, распространения  или иного использования;

- импорта, перевозки;

- хранения материальных  носителей, в которых выражены  результат интеллектуальной деятельности  или средство индивидуализации.

В таких случаях такие  материальные носители считаются контрафактными. Суд принимает решение об изъятии  из оборота и уничтожении без  какой бы то ни было компенсации. При  этом оборудование, прочие устройства и материалы, которые использовались для совершения нарушения исключительных прав подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход РФ. Об уничтожении речь идет в тех случаях, когда товарный знак и сам товар неотделимы. Например, когда в качестве знака зарегистрирована форма изделия или знак отлит при изготовлении его корпуса.

Согласно ГК ФР несанкционированное  правообладателем использование товарного  знака другим хозяйствующим субъектом, является нарушением законодательства по товарным знакам и основанием для применения мер ответственности. Подобные действия являются также актом недобросовестной конкуренции. Поэтому владельцу товарного знака, права и интересы которого нарушены, предоставляется защита от таких нарушений в рамках законодательства о недобросовестной конкуренции.

Понятие «недобросовестная  конкуренция»15 определяется как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (ст.4 Закона о конкуренции).

Если нарушение исключительного права признано недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными ГК РФ, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Кроме того, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке (ст.1253 ГК РФ).

Кроме того, в ГК РФ предусмотрена  ответственность к лицу, производящему маркировку по отношению к не зарегистрированному в РФ товарному знаку. Такое лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Гражданским законодательством  также введен такой способ защиты как «признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку» 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современное законодательство предоставляет владельцу зарегистрированного  товарного знака широкий спектр рычагов воздействия на лиц, нарушающих его исключительное право.

Товарный знак, как  объект исключительного права, имеет  самостоятельное экономическое  значение, так как становится ценным объектом собственности. Зарегистрировав  товарный знак, фирма должна постоянно  отслеживать и предупреждать  случаи его “пиратского” использования. Ведущие зарубежные производители тратят на это огромные средства, ограждая свою продукцию и свои товарные знаки от подрыва авторитета “пиратами”, которые выбрасывают на рынок большие партии товаров низкого качества под всемирно известными товарными знаками.

Помимо способов защиты важным является наличие и качество внедрения в организационную  политику правообладателя превентивных мероприятий, реализация которых позволяет  предупредить нарушение прав владельца  товарного знака, либо подготовить необходимую доказательственную базу для их защиты.

Обеспечение надлежащей защиты интеллектуальной собственности - гарантия реализации важнейших прав человека, закрепленных в основополагающих правовых документах, в том числе  и в четвертой части ГК РФ.

Незаконная деятельность недобросовестного конкурента может  повлечь за собой самые различные  последствия для добросовестных конкурентов, и с этим необходимо бороться. Если средство индивидуализации (товарный знак) существующей фирмы  незаконно использует недобросовестный конкурент, то она в праве предъявить иск с требованием о пресечении действий недобросовестного конкурента. А если своими незаконными действиями недобросовестный конкурент причинил убытки, то пострадавшее лицо может обратиться в суд с иском и о возмещении причиненных убытков. Так как по общему правилу нарушитель обязан возместить пострадавшему и реальный ущерб, и упущенную выгоду в полном объеме.

Товарный знак должен быть защищен от недобросовестного  конкурента. И для этого используется не только административная и гражданско-правовая, но и уголовная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008)
  2. Федеральный закон РФ №3520-1 от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
  3. Федеральный закон РФ №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (с изм. и доп. от 06.12.2011г.)
  4. Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31// Российская газета от 24 марта 2004 г. N 59
  5. Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 "О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных"
  6. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883г.
  7. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 140
  8. Зенин И.А.  Право интеллектуальной собственности: учебник под ред. Гусейновой А.Д. , издательство: Юрайт, 2011 г., серия: Магистр, 567 с.
  9. Орлова В.В. Право на обозначения, индивидуализирующие товары, работы, услуги, юридических лиц и предприятия. ,Учебник.- Издательство: Книжный мир, 2011 г., 168 с
  10. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008) п.1 ст. 1477

2 Федеральный закон РФ №3520-1 от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"

3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008), ст. 1481

4 Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.

5 Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31// Российская газета от 24 марта 2004 г. N 59

6 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008) п.1 ст. 1495

7 Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883г. (с изм. от 02.10.1979г.)

8 Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

9 Федеральный закон РФ №3520-1 от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

10 Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 "О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных"

11 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008) п.1 Ст. 1491

12 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008) ст.1515

13 Зенин И.А.  Право интеллектуальной собственности: учебник под ред. Гусейновой А.Д. , издательство: Юрайт, 2011 г., серия: Магистр, 567 с.

14 Орлова В.В Право на обозначения, индивидуализирующие товары, работы, услуги, юридических лиц и предприятия. ,Учебник.- Издательство: Книжный мир, 2011 г., с. 98

15 Федеральный закон РФ №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (с изм. и доп. от 06.12.2011г.)

16 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006, в редакции от 30.06.2008), п.6 ст.1252

 

Моисеенкова Т.И.


Информация о работе Права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания и их гражданско-правовая защита