Права владельцев товарных знаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:26, реферат

Краткое описание

Человек приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является знакомый ему товарный знак, и очень может быть, что товары с таким знаком он уже потреблял.

Файлы: 1 файл

права владельцев товарных знаков.docx

— 31.51 Кб (Скачать)

 

 

Права владельцев товарных знаков

 

 

 

 

Товарный знак

Человек приобретает различные  товары и услуги, чтобы удовлетворить  конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией  для покупателя является знакомый ему  товарный знак, и очень может быть, что товары с таким знаком он уже  потреблял.

Товарный знак - это любое  название, знак, символ, рисунок или  их комбинация, используемые для обозначения  товаров фирмы и отличающие их от товаров конкурентов.

Закон допускает к регистрации  в качестве товарных знаков и знаков обслуживания (далее - товарные знаки) разнообразные условные обозначения, которые различаются между собой  по форме выражения, сфере использования, кругу пользователей и некоторым  другим моментам. Наименованиям места  происхождения товара присуща лишь одна форма индивидуализации - вот  почему они гораздо менее разнообразны.

Товарные знаки можно  классифицировать по разным основаниям, прежде всего по форме выражения. Товарные знаки могут быть:

 

Виды товарных знаков

 

Товарные знаки можно  классифицировать по разным основаниям, прежде всего по форме выражения. Товарные знаки могут быть:

 

• словесные - в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер. К таким знакам относятся рекламные лозунги, фамилии, различные естественные и искусственно образованные слова, не являющиеся описательными по отношению к товару;

• изобразительные - в виде композиций линий, пятен, фигур любых  форм на плоскости. Такие знаки представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, людей, растений, небесных тел и их возможные комбинации, а также другие подобные изображения;

• объемные - в виде фигур (линий) или их композиций, изображаемых в трехмерном пространстве. Таким  изображением может быть оригинальная форма изделия или его упаковка. Последняя используется наиболее часто;

• комбинированные, представляющие собой комбинацию элементов разного  характера - изобразительных, словесных, объемных и т. д. Чаще всего ими  являются словесно-изобразительные  композиции;

• другие обозначения, например звуковые, световые и т. д.

 

Функции товарного  знака 

Товарные знаки выполняют в  экономике определенные функции- отличительную, информативную, рекламную, охранную, гарантийную, психологическую.

Основной функцией товарного знака  является его способность различения и индивидуализации товара определенного  изготовителя, поставщика или торгового  предприятия. Товарный знак помогает отличить товары одного производителя от аналогичных  товаров другого производителя. Это очень важно, поскольку ассортимент  выпускаемых товаров постоянно  расширяется и поэтому ориентироваться  в них очень трудно. Эта так  называемая отличительная функция  является самой главной функцией товарного знака. Она имеет непосредственное значение как для владельца знака, так и для потребителей, которые  по торговому знаку могут выбрать  товар именно того предприятия, что  они предпочитают. Недооценка этой функции, которая иногда проявляется  при выходе товара на внешний рынок  с одним и тем же товарным знаком, используемым для маркировки продукции  различных производителей, не способствует индивидуализации товаров, качество которых  является различным. Продажа на внешнем  рынке товаров различного производства и различного качества с использованием одного и того же товарного знака, зарегистрированного на имя внешнеторгового объединения, сказывается отрицательно на его популярности. Для того, чтобы товарный знак с точки зрения отличительности был эффективным, он должен отвечать определенным требованиям. Он должен быть броским и хорошо запоминающимся. Если знак является словесным, то он должен быть легко произносимым и по возможности длиннее, чем в 2-3 слога. Изобразительный знак должен быть выполнен на хорошем эстетическом уровне.

Информативная функция знака тесно  связана с функцией отличия. Она  проявляется в том, что он способствует доведению до потребителя информации о производителе товара, а также  о качестве товара. Важность информативной  функции товарного знака подчеркивает В. Дозорцев, который считает. Что  знак должен быть продолжением и вариантом  его фирменного наименования, представляя  собой не просто изображение, а изображение наименования предприятия или его хорошо известного вензеля. Информативная функция знака несомненно одна из важнейших его функций, и от того, как знак выполняет эту функцию, во многом зависит общая ценность знака.

Реклама выпускаемых изделий- это одна из наиболее важных функций товарных знаков. Торговая реклама представляет собой деловую информацию, которая помогает покупателям выбирать нужные товары. Хорошо известный покупателю товарный знак, завоевавший доверие, создает «ходкость» товара, его успешный сбыт. Реклама должна помогать предприятиям реализовывать выпускаемые товары. Рекламную деятельность предприятия необходимо сосредоточить на рекламе товарного знака, который является символом предприятия.

В целях эффективности рекламы  товарный знак должен обладать определенными  достоинствами, чтобы его можно  было легко проставлять на изделиях и на разных документах, сопровождающих изделия, а также экспонировать  на разных выставках, ярмарках, на спортивных состязаниях. Хороший товарный знак- самое эффективное средство рекламы. Самой эффективной является световая реклама товарных знаков в магазинах, на улицах и площадях городов, а также на главных зданиях предприятий.

Проблема эффективного рекламирования товарного знака очень сложна и чаще всего связана с умелым изучением психологии покупателя.

Охранная функция вытекает из исключительного (монопольного) права на его использование, гарантируемого владельцу товарного  знака. Эта функция служит для  защиты выпускаемой продукции на рынке (особенно на внешнем рынке) и  применяется в борьбе против недобросовестной конкуренции. Поэтому товарный знак имеет огромное значение во внешней  торговле.

Гарантийная функция проявляется  в гарантировании соответствующего качества товаров. Выполнение этой функции  в полной мере возможно только при  постоянном повышении качества товаров. Товарный знак представляет собой одно из многих средств обеспечения доброго  имени товара и повышения его  качества. Особенность товарного  знака состоит в том, что он влияет на сохранение качества товаров  и его повышение косвенно через  потребителя. Товарный знак является обозначением изделия, с которым его потребитель  связывает известные ему качественные свойства изделия. Потребитель, заметивший эти свойства или остановивший на них свой выбор, связывает эти  свойства с товарным знаком, которым  снабжено изделие, и в дальнейшем требует именно это изделие, предполагая, что обозначенное таким образом  изделие обладает требуемыми качествами или другими, проверенными опытом, свойствами. Изделия, обозначенные определенным товарным знаком, известным потребителю, в  глазах последнего, на основании этого  опыта, являются проверенными высококачественными  изделиями. Это в дальнейшем возбуждает гарантированный повышенный спрос на изделия, снабженные товарным знаком, не имеющие предполагаемого качества, товарный знак быстро теряет свой смысл и обесценивается. Тем, что изготовитель снабжает свои изделия товарным знаком, он берет на себя ответственность за качество продаваемых изделий по отношению к потребителю.

Дискредитировавший себя товарный знак вызвал бы обратное действие- он предостерегал бы потребителя от приобретения изделия с таким товарным знаком.

В идеальном случае дело должно обстоять так, что товарный знак проставляется  только на высококачественном изделии. На практике, однако, дела иногда обстоят  иначе.

Психологическая функция товарного  знака тесно связана с рекламной  и гарантийной его функциями. Она состоит в том, что известный  на рынке товарный знак создает у  покупателя убежденность, что товар  является лучшим по качеству, привлекает его внимание к этому товару. Если же владелец товарного знака заинтересован, чтобы его знак выполнял психологическую  функцию, он должен заботиться и  том, чтобы выпускаемые им товары имели  постоянно высокое качество, и  о том, чтобы его товарный знак был хорошо оформлен и эффективно рекламирован.1

 

Во-первых, и об этом уже говорилось ранее, товарный знак даст его обладателю индивидуализацию того товара, в отношении  которого товарный знак будет использован. Поместите товарный знак на упаковке, и каждый покупатель найдет свою любимую  колбасу среди десятков других мясных продуктов.

Во-вторых, товарный знак – это  реклама. И здесь я бы выделил  два аспекта. Первый - это то, что  удачный выбор товарного знака  на некоторое время способен обеспечить неплохие продажи никудышного товара. Второй - это то, что товарный знак и реклама взаимодополняют (раскручивают) друг друга. Сперва вы вкладываете деньги в рекламу, чтобы сделать товарный знак узнаваемым, а потом товарный знак делает вашу рекламу узнаваемой.

В-третьих, товарным знаком можно защитить товар от недобросовестной конкуренции. Так зарегистрированный товарный знак дает право его владельцу запрещать  использование товарного знака  либо обозначения, схожего с ним  до степени смешения, другим лицам  в отношении однородных товаров.

В-четвертых, им можно защитить рынок. Поскольку владелец товарного знака, охраняемого на территории Республики Беларусь, вправе запрещать импорт в Республику Беларусь товаров, обозначенных товарным знаком, либо требовать согласования с ним условий такого импорта.

В-пятых, на товарном знаке можно  заработать, передав право на его  использование третьим лицам.

Какие права есть у владельца  товарного знака?

Его владелец имеет исключительное право на использование и распоряжение товарным знаком в любой форме  и любым способом, не противоречащими действующему законодательству Республики Беларусь. Владелец также вправе запретить использование товарного знака другими лицами, поскольку никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак без разрешения владельца.

Что является нарушением прав владельца  товарного знака?

Нарушениями признаются неразрешенные  владельцем изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа  и иное использование в гражданском  обороте либо даже хранение с этой целью товарного знака или  товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения, в отношении  однородных, а также неоднородных товаров, им обозначенных

Как защитить товарный знак?

Владелец вправе потребовать от нарушителя: 
- прекращения нарушения его прав и взыскания причиненных убытков; 
- удаления с товара или его упаковки незаконно используемого обозначения или сходного с ним до степени смешения; 
- уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения; 
- ареста или уничтожения товаров, в отношении которых был незаконно применен товарный знак; 
- наложения штрафа в пользу владельца в размере стоимости товара; 
передачи в пользу владельца товара, на который незаконно нанесен товарный знак.

Применение указанных мер производится в судебном порядке.

Как зарегистрировать товарный знак?

Регистрация товарных знаков осуществляется в Республике Беларусь патентным  органом. А именно ГУ «Национальный  центр интеллектуальной собственности».

Как уже отмечалось выше, товарный знак может быть зарегистрирован  на юридическое или физическое лицо.

Процедура регистрации товарного  знака начинается с оформления и  подачи в патентный орган заявки. Самая сложная часть заявки это  перечень товаров и услуг, для  которых испрашивается регистрация. Они должны быть указаны в соответствии с Международной классификации  товаров и услуг (МКТУ).

Уплачивается патентная пошлина  в размере от 3-х базовых величин (если регистрация испрашивается  не более, чем для 3-х классов МКТУ) + 0,2 базовых величины за каждый класс МКТУ свыше трех, т.е. четвертый, пятый и т.д.

После подачи заявки на регистрацию  проводится экспертиза, состоящая из двух этапов: предварительной экспертизы заявки и экспертизы заявленного  обозначения.

Регистрация товарного знака, Регистрация товарных знаков

Товарный знак регистрируется в  течение 3-х(!) лет. Но есть ускоренная процедура  регистрации за дополнительную плату  патентному органу, в размере 20 базовых  величин. Тогда товарный знак будет  зарегистрирован за 8 месяцев. А брать  дополнительную плату за ускоренную регистрацию и растягивать процесс  обычной регистрации до 3-х лет  патентному органу стало возможно лишь по одной причине – отсутствии в законодательстве четко установленного срока проведения экспертизы заявленного  обозначения.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Срок его действия 10 лет со дня подачи заявки.

Можно ли передать права на товарный знак?

Информация о работе Права владельцев товарных знаков