Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:26, реферат
Человек приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является знакомый ему товарный знак, и очень может быть, что товары с таким знаком он уже потреблял.
Права владельцев товарных знаков
Товарный знак
Человек приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является знакомый ему товарный знак, и очень может быть, что товары с таким знаком он уже потреблял.
Товарный знак - это любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров фирмы и отличающие их от товаров конкурентов.
Закон допускает к регистрации
в качестве товарных знаков и знаков
обслуживания (далее - товарные знаки)
разнообразные условные обозначения,
которые различаются между
Товарные знаки можно классифицировать по разным основаниям, прежде всего по форме выражения. Товарные знаки могут быть:
Виды товарных знаков
Товарные знаки можно классифицировать по разным основаниям, прежде всего по форме выражения. Товарные знаки могут быть:
• словесные - в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер. К таким знакам относятся рекламные лозунги, фамилии, различные естественные и искусственно образованные слова, не являющиеся описательными по отношению к товару;
• изобразительные - в виде композиций линий, пятен, фигур любых форм на плоскости. Такие знаки представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, людей, растений, небесных тел и их возможные комбинации, а также другие подобные изображения;
• объемные - в виде фигур
(линий) или их композиций, изображаемых
в трехмерном пространстве. Таким
изображением может быть оригинальная
форма изделия или его
• комбинированные, представляющие собой комбинацию элементов разного характера - изобразительных, словесных, объемных и т. д. Чаще всего ими являются словесно-изобразительные композиции;
• другие обозначения, например звуковые, световые и т. д.
Функции товарного знака
Товарные знаки выполняют в экономике определенные функции- отличительную, информативную, рекламную, охранную, гарантийную, психологическую.
Основной функцией товарного знака
является его способность различения
и индивидуализации товара определенного
изготовителя, поставщика или торгового
предприятия. Товарный знак помогает отличить
товары одного производителя от аналогичных
товаров другого производителя.
Это очень важно, поскольку ассортимент
выпускаемых товаров постоянно
расширяется и поэтому
Информативная функция знака тесно
связана с функцией отличия. Она
проявляется в том, что он способствует
доведению до потребителя информации
о производителе товара, а также
о качестве товара. Важность информативной
функции товарного знака
Реклама выпускаемых изделий- это одна из наиболее важных функций товарных знаков. Торговая реклама представляет собой деловую информацию, которая помогает покупателям выбирать нужные товары. Хорошо известный покупателю товарный знак, завоевавший доверие, создает «ходкость» товара, его успешный сбыт. Реклама должна помогать предприятиям реализовывать выпускаемые товары. Рекламную деятельность предприятия необходимо сосредоточить на рекламе товарного знака, который является символом предприятия.
В целях эффективности рекламы товарный знак должен обладать определенными достоинствами, чтобы его можно было легко проставлять на изделиях и на разных документах, сопровождающих изделия, а также экспонировать на разных выставках, ярмарках, на спортивных состязаниях. Хороший товарный знак- самое эффективное средство рекламы. Самой эффективной является световая реклама товарных знаков в магазинах, на улицах и площадях городов, а также на главных зданиях предприятий.
Проблема эффективного рекламирования товарного знака очень сложна и чаще всего связана с умелым изучением психологии покупателя.
Охранная функция вытекает из исключительного (монопольного) права на его использование, гарантируемого владельцу товарного знака. Эта функция служит для защиты выпускаемой продукции на рынке (особенно на внешнем рынке) и применяется в борьбе против недобросовестной конкуренции. Поэтому товарный знак имеет огромное значение во внешней торговле.
Гарантийная функция проявляется
в гарантировании соответствующего
качества товаров. Выполнение этой функции
в полной мере возможно только при
постоянном повышении качества товаров.
Товарный знак представляет собой одно
из многих средств обеспечения доброго
имени товара и повышения его
качества. Особенность товарного
знака состоит в том, что он
влияет на сохранение качества товаров
и его повышение косвенно через
потребителя. Товарный знак является обозначением
изделия, с которым его потребитель
связывает известные ему
Дискредитировавший себя товарный знак вызвал бы обратное действие- он предостерегал бы потребителя от приобретения изделия с таким товарным знаком.
В идеальном случае дело должно обстоять так, что товарный знак проставляется только на высококачественном изделии. На практике, однако, дела иногда обстоят иначе.
Психологическая функция товарного
знака тесно связана с
Во-первых, и об этом уже говорилось ранее, товарный знак даст его обладателю индивидуализацию того товара, в отношении которого товарный знак будет использован. Поместите товарный знак на упаковке, и каждый покупатель найдет свою любимую колбасу среди десятков других мясных продуктов.
Во-вторых, товарный знак – это реклама. И здесь я бы выделил два аспекта. Первый - это то, что удачный выбор товарного знака на некоторое время способен обеспечить неплохие продажи никудышного товара. Второй - это то, что товарный знак и реклама взаимодополняют (раскручивают) друг друга. Сперва вы вкладываете деньги в рекламу, чтобы сделать товарный знак узнаваемым, а потом товарный знак делает вашу рекламу узнаваемой.
В-третьих, товарным знаком можно защитить товар от недобросовестной конкуренции. Так зарегистрированный товарный знак дает право его владельцу запрещать использование товарного знака либо обозначения, схожего с ним до степени смешения, другим лицам в отношении однородных товаров.
В-четвертых, им можно защитить рынок. Поскольку владелец товарного знака, охраняемого на территории Республики Беларусь, вправе запрещать импорт в Республику Беларусь товаров, обозначенных товарным знаком, либо требовать согласования с ним условий такого импорта.
В-пятых, на товарном знаке можно заработать, передав право на его использование третьим лицам.
Его владелец имеет исключительное право на использование и распоряжение товарным знаком в любой форме и любым способом, не противоречащими действующему законодательству Республики Беларусь. Владелец также вправе запретить использование товарного знака другими лицами, поскольку никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак без разрешения владельца.
Нарушениями признаются неразрешенные владельцем изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное использование в гражданском обороте либо даже хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения, в отношении однородных, а также неоднородных товаров, им обозначенных
Владелец вправе потребовать от
нарушителя:
- прекращения нарушения его прав и взыскания
причиненных убытков;
- удаления с товара или его упаковки незаконно
используемого обозначения или сходного
с ним до степени смешения;
- уничтожения изготовленных изображений
товарного знака или обозначения, сходного
с ним до степени смешения;
- ареста или уничтожения товаров, в отношении
которых был незаконно применен товарный
знак;
- наложения штрафа в пользу владельца
в размере стоимости товара;
передачи в пользу владельца товара, на
который незаконно нанесен товарный знак.
Применение указанных мер
Регистрация товарных знаков осуществляется в Республике Беларусь патентным органом. А именно ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности».
Как уже отмечалось выше, товарный знак может быть зарегистрирован на юридическое или физическое лицо.
Процедура регистрации товарного
знака начинается с оформления и
подачи в патентный орган заявки.
Самая сложная часть заявки это
перечень товаров и услуг, для
которых испрашивается
Уплачивается патентная
После подачи заявки на регистрацию проводится экспертиза, состоящая из двух этапов: предварительной экспертизы заявки и экспертизы заявленного обозначения.
Регистрация товарного знака, Регистрация товарных знаков
Товарный знак регистрируется в
течение 3-х(!) лет. Но есть ускоренная процедура
регистрации за дополнительную плату
патентному органу, в размере 20 базовых
величин. Тогда товарный знак будет
зарегистрирован за 8 месяцев. А брать
дополнительную плату за ускоренную
регистрацию и растягивать
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Срок его действия 10 лет со дня подачи заявки.