Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение прав владельцев товарного знака и гражданско-правовой ответственности за их нарушение.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие товарного знака, его классификацию, порядок его использования в Российской Федерации;
- рассмотреть права владельцев товарного знака в действующем законодательстве РФ;
- рассмотреть гражданско-правовую ответственность за нарушение права на товарный знак.
Введение 2
1. Товарный знак и знак обслуживания как объект правовой охраны и его разновидности 5
1.1. Право на товарный знак и право на знак обслуживания 6
1.2. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак 10
2. Гражданско-правовая защита товарных знаков 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
« Права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания и их гражданско-правовая защита»
Федеральное государственное
образовательное бюджетное высшего профессионального образования «Всероссийская
Кафедра гражданского права
Курсовая работа по гражданскому праву
на тему : «Права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания и их гражданско-правовая защита»
Выполнил (а) студент (ка) группы ЮВО-302 Моисеенкова Т.И. фамилия, имя, отчество Ст. Преподаватель . фамилия, имя, отчество
Москва 2012 |
Содержание:
Введение 2
1. Товарный знак и знак обслуживания как объект правовой охраны и его разновидности 5
1.1. Право на товарный знак и право на знак обслуживания 6
1.2. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак 10
2. Гражданско-правовая защита товарных знаков 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Переход России к рыночной экономике потребовал реформирования законодательства, регулирующего конкурентные отношения. В качестве одного из важнейших инструментов обеспечения здоровой конкуренции выступают средства индивидуализации, в том числе и товарный знак. Кроме того, необходимость защиты средств индивидуализации обусловлена процессом вхождения российской экономики в мировой рынок. Незащищенность иностранных товарных знаков на российском рынке значительно снижает его привлекательность для иностранных инвестиций, направленных на развитие производства. Вместе с тем недостаточный уровень борьбы с посягательствами на исключительные права владельцев товарных знаков позволяет импортировать в Россию огромное количество низкокачественных товаров, незаконно маркированных чужими знаками.
Товарный знак как средство индивидуализации стимулирует потребителя покупать товары определенных производителей. Будучи связующим звеном между изготовителем и покупателем, он способствует оборотоспособности товаров, обеспечивая функцию рекламы. Поэтому исключительное право на товарный знак является весьма уязвимым и часто нарушаемым. Действия по защите нарушенных прав предпринимает сам правообладатель или обладатель лицензии на товарный знак. Его незаконное использование влечет гражданскую, административную или уголовную ответственность.
Преступления и правонарушения, связанные с незаконным использованием товарного знака, создают реальную угрозу экономической безопасности общества, жизни и здоровью граждан.
Целью данной работы является изучение прав владельцев товарного знака и гражданско-правовой ответственности за их нарушение.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие
товарного знака, его
- рассмотреть права владельцев товарного знака в действующем законодательстве РФ;
- рассмотреть гражданско-
Под определением товарного знака понимается «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».1
Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак.
В соответствии с п. 2 ст. 1481 ГК «свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве».
Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания соответственно услуги. Для удобства термин товарные знаки используется и в отношении знаков обслуживания. Можно выделить следующие особенности товарных знаков: во-первых, индивидуали-зирующие, т.е. способные служить ориентиром, показателем при отделении одних товаров от других; во-вторых, рекламные, т.е. распространенные любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованные неопределенному кругу лиц и направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; в-третьих, ограничительные, т.е. запрещающие другим лицам его использование без разрешения.
Под знаком обслуживания понимаются «обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг».2
Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что в первом случае вместо товаров индивидуализируются работы и услуги.
1.1. Право на товарный знак и право на знак обслуживания
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом личных неимущественных прав на названные объекты не возникает.
Не предусмотрена возможность выступать в качестве правообладателей исключительного права на товарный знак публичным образованиям: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
На территории Российской
Федерации действует
Исключительное право на товарный знак признается и охраняется при условии государственной регистрации товарного знака, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает соответствующее свидетельство .3
Наряду с товарными
знаками, охраняемыми в силу регистрации
федеральным органом
Государственная регистрация
товарного знака осуществляется
федеральным органом
Установлен порядок государственной регистрации товарных знаков, который определяется также Приказом Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31 "О порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации". На основании решения о государственной регистрации товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.
Государственный реестр представляет собой «совокупность товарных знаков (если они представляют собой словесные и/или изобразительные элементы, и/или их комбинацию) и совокупность записей Государственного реестра, выполненных по установленной настоящим Порядком форме и содержащих сведения о товарных знаках, на которые выданы свидетельства Российской Федерации».5
В Государственный
реестр товарных знаков
Пунктом 1 статьи 1481 ГК РФ устанавливается, что на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.
Значение свидетельства на товарный знак состоит в том, что оно «удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве».6
Приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев с указанной даты.7
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
- на товарах, в том
числе на этикетках, упаковках
товаров, которые производятся, предлагаются
к продаже, продаются,
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной
с введением товаров в
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы: 8
- словесные - в свое время пользовались популярностью у населения конфеты "Раковые шейки", это и есть словесный вид товарного знака. К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.
- изобразительные - с
изображением какого-то значка, например,
на фасаде здания Кировского
завода имеется шестеренка, а
в ней сочетание букв "К"
и "З". Это не что иное,
как изображение товарного
- объемные - это не просто рисунок, а изображение в объеме, трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур.
- другие обозначения
или их комбинации. К комбинированным
обозначениям относятся
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Изменение цветов элементов, составляющих знак, может в корне поменять впечатление от знака и его вид. Так, одно и то же изображение в виде разновеликих вертикальных штрихов над горизонталью, выполненное зеленым цветом, будет представлять весеннюю траву, а выполненное алым цветом - языки пламени.
Вообще, выбор цветовой гаммы знака является сложным этапом в разработке обозначения. Заявители часто задают вопрос, в какой именно цветовой гамме подавать на регистрацию обозначение. Однозначного ответа на этот вопрос нет: на практике встречается подача в черно-белой гамме с последующим использованием как черно-белого так и цветного вариантов, а также подача всех вариантов цветовой гаммы, в зависимости от сфер применения знака.
1.2. Использование
товарного знака и
Под исключительным правом на товарный знак, понимается «абсолютное имущественное право, возникающее на основании государственной регистрации и включающее комплекс прав разрешительного и запретительного характера».9
Это определение основано на том, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.