Регистрация товарного знака и правовая защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, как товарные знаки. Рыночный механизм чутко улавливает реакцию потребителя на производимый товар. Поэтому в индивидуализации предлагаемых товаров в равной степени заинтересованы и потребители и производители. Одним из средств индивидуализации продукции является товарный знак. Наряду с отличительной функцией товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Являясь своего рода визитной карточкой предприятия, товарный знак обязывает предприятие дорожить своей репутацией и постоянно заботиться о повышении качества продукции. Одной из важных функций товарного знака является реклама выпускаемых изделий, поскольку завоевавший доверие товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-25% выше, чем цена анонимных товаров.
Таким образом, законодательство о средствах индивидуализации продукции, работ и услуг является одной из важных составляющих российского законодательства об интеллектуальной собственности. За последние российский рынок наводнился поддельными низкокачественными товарами, которые ввозятся из-за рубежа, а также производятся внутри страны мелкими частными предприятиями и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Действовавшее ранее законодательство, хотя и запрещало подобные действия, но не содержало эффективного механизма ответственности за допущенные нарушения. Это, а также отсутствие надлежащего контроля со стороны государственных органов и общественных организаций потребителей наряду с действием причин экономического характера приводило к тому, что предусмотренные законом меры правовой защиты владельцев товарных знаков фактически не реализовывались на практике. Принятие закона РФ о товарных знаках при условии постепенной нормализации положения в стране дает надежду на наведение порядка в рассматриваемой области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
Понятие товарного знака…………………………………………………………5
Регистрация товарного знака…………………………………………………….5
Срок действия права на товарный знак…………………………………………6
Защита права на товарный знак…………………………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Това́рный знак.docx

— 32.98 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-уральский государственный  университет»

Факультет «Коммерция»

Кафедра «Экономика торговли»

 

 

 

 

 

Реферат по сертификации услуг ресторанного бизнеса:

«Регистрация товарного знака и правовая защита»

 

 

 

 

 

Руководитель работы:

Наталья Евгеньевна Фукс

 

Автор работы:

Студенка группы ТЭ-380

Фетько Юлия

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

  1. Понятие товарного знака…………………………………………………………5
  2. Регистрация товарного знака…………………………………………………….5
  3. Срок действия права на товарный знак…………………………………………6
  4. Защита права на товарный знак…………………………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С развитием товарно-денежных отношений в России все более  важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, как товарные знаки. Рыночный механизм чутко улавливает реакцию потребителя на производимый товар. Поэтому в индивидуализации предлагаемых товаров в равной степени заинтересованы и потребители и производители. Одним из средств индивидуализации продукции является товарный знак. Наряду с отличительной функцией товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Являясь своего рода визитной карточкой предприятия, товарный знак обязывает предприятие дорожить своей репутацией и постоянно заботиться о повышении качества продукции. Одной из важных функций товарного знака является реклама выпускаемых изделий, поскольку завоевавший доверие товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-25% выше, чем цена анонимных товаров.

Таким образом, законодательство о средствах индивидуализации продукции, работ и услуг является одной из важных составляющих российского законодательства об интеллектуальной собственности. За последние российский рынок наводнился поддельными низкокачественными товарами, которые ввозятся из-за рубежа, а также производятся внутри страны мелкими частными предприятиями и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Действовавшее ранее законодательство, хотя и запрещало подобные действия, но не содержало эффективного механизма ответственности за допущенные нарушения. Это, а также отсутствие надлежащего контроля со стороны государственных органов и общественных организаций потребителей наряду с действием причин экономического характера приводило к тому, что предусмотренные законом меры правовой защиты владельцев товарных знаков фактически не реализовывались на практике. Принятие закона РФ о товарных знаках при условии постепенной нормализации положения в стране дает надежду на наведение порядка в рассматриваемой области.

   До недавнего времени  этим проблемам в России уделялось  очень мало времени и в законодательстве и в юридической науке. Всвязи с господством государственной собственности, отсутствии конкуренции и скудности товарного рынка забота об индивидуализации производителей и выпускаемого ими товара была практически ненужной.

   К настоящему времени  наблюдаются попытки преодолеть  ту кризисную ситуацию, которая возникла в области охраны средств индивидуализации продукции, работ и услуг всвязи с распадом СССР. В 1992-1993 годах в Российской Федерации был принят блок законов по охране интеллектуальной собственности, в том числе Закон РФ  «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года.

   Одновременно с  созданием нормативной базы, в  нашей стране была проделана большая работа по созданию и реформированию системы органов, занимающихся практической работой по охране интеллектуальной собственности. К настоящему времени в основном завершено создание единой государственной патентной службы во главе с Патентным ведомством РФ. Наиболее актуальной проблемой в рассматриваемой области является вопрос о создании Высшей патентной палаты или иного независимого от Патентного ведомства органа, который будет решать многие важные патентные вопросы и споры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие товарного знака

Товарный знак — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы  прав интеллектуальной собственности, и относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ).

Незаконное использование товарного  знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

  1. Регистрация товарного знака

Исключительные права на товарный знак возникают лишь после его  регистрации в уполномоченном государственном  органе.

Использование вместо товарного знака  незарегистрированного обозначения  допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.

В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, ранее - Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров  и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация). Всего таких классов на сегодняшний  день 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

Далеко не любые тексты и изображения  могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Здесь есть целый  ряд ограничений (см. ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Одно из ограничений таково: не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров определённого вида, такими товарами являются, например, термос, макинтош, ксерокс. Есть ограничения в отношении  прямого указания на вид, качество и  свойство товара. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «компьютер» для вычислительной техники. Но при этом можно зарегистрировать такой товарный знак для других классов, например, для одежды, при условии, однако, что он не будет являться ложным для подобных товаров, то есть вводить потребителя в заблуждение  относительно товара или его производителя.

  1. Срок действия права на товарный знак

Свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган  и уплаты соответствующей государственной  пошлины продлено еще на 10 лет, и  так неограниченное число раз.

Чтобы товарный знак приобрел известность  и признание, требуются значительные капиталовложения и, обычно, значительный период времени. Поэтому в интересах  каждого, кто стремится использовать товарный знак, быть уверенным, что  ему предоставляется охрана как  ценному объекту интеллектуальной собственности.

Это зависит от законов о товарных знаках, однако наиболее общепринятым способом охраны товарного знака  является его регистрация в Реестре  товарных знаков, и большое число  стран ставит эту регистрацию  условием охраны товарных знаков. Сначала  знак должен быть зарегистрирован, и  как только он зарегистрирован, он охраняется, и его владелец имеет право  воспрепятствовать другим лицам  в его использовании. Однако регистрация  не является единственным способом охраны товарного знака. В некоторых  странах также охраняются незарегистрированные товарные знаки, однако это менее  надежная форма охраны, поскольку незарегистрированный товарный знак не защищен до тех пор, пока он не приобрел достаточную узнаваемость и репутацию на рынке, на что может уйти значительное время после первоначального выпуска на рынок.

Если вы начинаете предлагать на рынке ваши продукты под новым  товарным знаком, о котором никто  не знает, этот товарный знак будет  очень уязвимым. Можно претендовать на охрану, предоставляемую законами о недобросовестной конкуренции, однако в этом случае наиболее важным моментом является то, что знак должен приобрести репутацию.

  1. Защита права на товарный знак

Неправомерное использование  товарного  знака  или  сходного  с  товарным  знаком   обозначения  для  однородных  товаров, а  также  иные  действия,  наносящие  или способные нанести  ущерб владельцу товарного  знака,  влекут  за  собой гражданско-правовую   и(или)   уголовную   ответственность   в  соответствии с  действующим  законодательством ЭР.

Согласно  ст.33  Закона  ЭР  о товарных знаках  исключительное право  владельца  товарного  знака  нарушается, если

1) физическое  или юридическое  лицо  использует  для  обозначения  товаров  и  услуг сходный  до  смешения знак  обозначения  однородных товаров и услуг без  разрешения  владельца  либо  совершает  иные  действия,  нарушающие  исключительное  право  владельца; 

2) лицензиат нарушает условия  лицензионного договора.

Общим порядком  защиты  нарушенных  прав  на  товарный  знак  является  его  гражданско-правовая защита,  реализуемая  в  рамках   общего,   т.е. судебного  и  административного  порядка. В настоящее время все споры, связанные с нарушением рассматриваемых  прав  в  соответствии  с  действующим законодательством  относятся к  Апелляционной  комиссии  по  промышленной  собственности,  которую образует  министр  промышленности  и  энергетики.

Способы защиты  нарушенных  или  оспариваемых  прав на товарный знак  в  основном совпадают и  сводятся к следующему.  Прежде всего владелец товарного знака , права которого оспариваются или не признаются третьими лицами, вправе потребовать официального признания этих прав.  Однако с учетом того, что возникновение самого права на рассматриваемые объекты зависит от их государственной регистрации,  для заявления  подобных  требований нет особой  почвы.  Споры  такого  рода  возникают  обычно  на  базе реорганизации юридических лиц,  если в ходе нее  нечетко  определены права и  обязанности вновь возникших юридических образований.  Кроме того, иск о признании права на  товарный  знак  может  быть  заявлен также лицом,  претендующим на предоставление охраны его знаку в силу общеизвестности последнего на территории ЭР.

Наиболее распространенным  способом   защиты,   вытекающим   из  нарушения права  на товарный знак, является   требование   о   прекращении    их    дальнейшего использования. По   смыслу   закона  данное  требование  может  быть заявлено и  в  целях  предотвращения  готовящегося   правонарушения,  когда, например, незаконно маркированный чужим товарным знаком товар лишь готовится к реализации или ввозу на территорию охраны.

К указанному способу  защиты  близко  примыкает  требование  об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака  или обозначения, сходного с ним до степени смешения,  либо уничтожении  изготовленных изображений   товарного   знака  или обозначения, сходного с ним до степени смешения. Иногда, однако,  сделать  это  невозможно без причинения существенного вреда самому товару.  Представляется,  что по смыслу закона в этом  случае подлежит уничтожению (переработке) сам товар.

В тех  случаях,  когда  вследствие  незаконного   использования товарного знака  у его обладателя  возникли   убытки,   последние    подлежат    возмещению нарушителями в полном объеме.

При незаконном использовании товарного  знака в качестве потерпевшего выступает прежде всего сам владелец  товарного знака, который  и  имеет  право  на  возмещение  убытков. Однако  в результате правонарушения ущемляются и законные  интересы  тех  лиц, которые пользуются   товарными  знаками  на  основании  лицензионных договоров. Поскольку они являются титульными пользователями товарных знаков, их  следует  рассматривать  также  как потерпевших,  имеющих право на возмещение вреда.

В качестве особого способа защиты  права  на  товарный  знак может служить опубликование судебного решения в целях восстановления деловой   репутации   потерпевшего.  Такого  рода публикации, текст,  место и время опубликования которой во избежание дальнейших споров  должны  быть  определены самим  судом,  подлежит оплате нарушителем.

Информация о работе Регистрация товарного знака и правовая защита