Личность как субъект права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Личность, право, государство - три понятия, содержание которых не отделимы друг от друга, три понятия, без которых не могла бы существовать нынешняя система международных отношений. К сожалению, в наши дни некоторые государства забывают о правах отдельной личности, ставя свои интересы превыше всех прав и свобод. А, методы которыми они добиваются своих целей выходят за рамки общепринятых правовых норм. Цель данной работы - осветить проблему правовых взаимоотношений личностей внутри государства, а также разобрать основные понятия, такие, как человек, гражданин, личность и д.р. и рассмотреть механизм защиты прав человека, как в государстве, так и в мире.

Оглавление

I. Введение стр 2-3
§1.Личность, право человека и гражданина. стр 3-7
§ 2.Правовой статус личности. стр 7-14
§ 3 Права, свободы и обязанности личности.. стр14-40
I I. Заключение. стр 40-42
I I I. Список литературы. стр42

Файлы: 1 файл

Личность, как субъект права.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Однако это не означает устранения государства от обеспечения  прав граждан в сфере труда. Его  роль здесь многогранна.

Государство:

1) запрещает принудительный  труд;

2) закрепляет право  на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждает право  на защиту от безработицы;

4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», детально урегулировал формы и способы реализации этого права.

Государство своей политикой  призвано создавать и другие условия,. способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости  населения, подготовке квалифицированных  кадров работников и управляющих.

Конституционная трактовка  содержания прав в сфере труда  полностью соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

 С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

Большую роль играет и  деятельность самого человека, который  должен рационально и грамотно использовать время отдыха.

Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени  зависит от статуса его первичной ячейки – семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции  определяет и взаимные права родителей  и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность  родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.                              

К числу социально-экономических  прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).                        

   Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:

1) защиту жилища, в  силу которой никто не может  быть произвольно лишен жилища;

2) поощрение органами  государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Поощряется кооперативное  и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

   Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

  Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

Понятие «окружающая  среда» охватывает все компоненты природной  сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.  Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, – Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

    К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).

Каждому гарантируется  общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

 Государство гарантирует  доступность всех достижений  культуры для граждан, где бы  они ни проживали. Это обеспечивается  общедоступностью ценностей отечественной  и мировой культуры, находящихся  в государственных и общественных  фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

    Важным условием обеспечения свободы научного, технического и художественного творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство, художественные направления. Однако положительное значение этого фактора снижается слабой поддержкой науки и искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансирования учреждений данного рода.

Правовой статус личности характеризуется не только правами  и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования – ответственности  личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции  и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).

Режим законности – незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.

    Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности.

Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.

Обязанность граждан  платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

Статья 57 Конституции  закрепляет, что законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность  каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

Природа как внешняя  среда обитания человека в век  научно-технического прогресса требует  особых мер охраны государством и  обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек – главный «потребитель» природы.

  За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, то защита Отечества  является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации  несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный  закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности  и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность  замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

В ныне действующей Конституции  обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию  и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. г ст. 15,44,57-59).

Между тем в международных  пактах о правах указываются и  другие обязанности, почему-то не  вошедшие в нашу Конституцию. Это можно считать отступлением от общепринятых стандартов. В Конституциях ряда современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее.

Резкое количественное несоответствие между правами и  обязанностями, зафиксированных в Конституции, обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы    жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержанием общественного порядка. Но это в принципе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обязанности незримо «сопровождают» все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, то есть в процессе реализации. Иначе права могут превратиться в «пустой звук». Ведь обязанности – способ обеспечения прав.

Это вовсе не значит, что  в том или ином нормативном  акте в «паре» с каждым конкретным правом непременно должна фигурировать обязанность – чаще всего она  просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности  полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.

  Распространено мнение, что слишком большой перечень  обязанностей – признак тоталитарного  государства. Отчасти это так.  В то же время без обязанностей  не может обойтись ни одно  «нормальное» общество, объем их зависит от многих причин (национальные традиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры и т. д.). В конкретных обстоятельствах современной России, в целях усиления организующих начал можно было бы  расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами.

I I. Заключение

Проанализировав наше современное  российское законодательство, мы видим, что гражданам России реформы  конца XX столетия действительно дали многие права и свободы, характерные  для гражданского общества и демократического государства. Это широкий спектр экономических, а, что особенно важно, политических прав граждан.

   Мы видим, что по сравнению с прошлым законодательством нашей страны (законодательством СССР) в современном российском законодательстве значительно ограничены полномочия государства по отношению к государству. То есть мы можем заключить, что в процессе разрешения спорных вопросов государство и гражданин стали в большей степени уравнены.

  Конечно, гражданин как субъект правоотношений и гражданского права России вообще стал более независимым, получил больше возможностей реализовывать свои способности. Но не все проблемы уже решены. В российском законодательстве требуется большая работа по устранению противоречий в различных нормативно-правовых актах. Зачастую это становится причиной неразберихи в суде, затягивания судебного разбирательства, что уже противоречит главенству принципа защиты прав и свобод гражданина. Со стороны государства требуется также огромная работа по налаживанию механизма приведения в исполнение существующих законов. Существует еще много проблем в российском законодательстве, которые не имеет смысла перечислять и которые надо решать.

В данной курсовой работе я попытался выделить основные особенности личности как субъекта права.   

В настоящее время  наша страна идет к построению правового  государства, хотя эти шаги не легки  и порой ошибочны. Отношения, которые  складываются между людьми в нашем  обществе, не всегда основываются на действующем  законодательстве Российской Федерации. Поэтому роль сотрудников правоохранительных органов на современном этапе выходит на передовые позиции. К огромному сожалению, из-за юридической неграмотности населения некоторые "правоведы" трактуют ту или иную норму гражданского права по своему или в пользу третьего лица, незаконно наживая огромные капиталы. Правовые знания становятся насущной необходимостью. Основы гражданского права надо знать каждому, чтобы грамотно формулировать и защищать свои законные интересы, отстаивать их. Много разногласий возникает из-за незнания прав и обязанностей. Любой самый простой вопрос вызывает у нас сомнения: так я делаю или не так, а может лучше сделать по-другому? А зная правовые основы можно было бы избежать значительного количества споров.

Информация о работе Личность как субъект права