Личность как субъект права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Личность, право, государство - три понятия, содержание которых не отделимы друг от друга, три понятия, без которых не могла бы существовать нынешняя система международных отношений. К сожалению, в наши дни некоторые государства забывают о правах отдельной личности, ставя свои интересы превыше всех прав и свобод. А, методы которыми они добиваются своих целей выходят за рамки общепринятых правовых норм. Цель данной работы - осветить проблему правовых взаимоотношений личностей внутри государства, а также разобрать основные понятия, такие, как человек, гражданин, личность и д.р. и рассмотреть механизм защиты прав человека, как в государстве, так и в мире.

Оглавление

I. Введение стр 2-3
§1.Личность, право человека и гражданина. стр 3-7
§ 2.Правовой статус личности. стр 7-14
§ 3 Права, свободы и обязанности личности.. стр14-40
I I. Заключение. стр 40-42
I I I. Список литературы. стр42

Файлы: 1 файл

Личность, как субъект права.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Правовой статус, являясь  частью, элементом общества, объективно отражает как достоинства, так и  недостатки реально действующей  политико-юридической системы, государственных  основ данного общества. Потому его  нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Так, в разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно проследить, как постепенно меняется правовой статус крестьянина в Древней Греции: с введением имущественного ценза законодательством Солона, политические права и привилегии граждан уже не зависят от принадлежности к роду, а определяются размером частной собственности. Поэтому даже самые мелкие землевладельцы получают право участвовать в выборах в демократический совет и суд присяжных. Одновременно с этим возрастают их обязанности, например, в создании народного ополчения.

 Существенно зависит  он и от типа политического  режима в рамках одной и  той же формации. Так, с введением Советской власти, ликвидацией частной собственности и классовым подходом к жизни общества и государства политических (участие в выборах) и социальных прав (получение продовольственных пайков, ограничение в получении образования) лишаются граждане, не принадлежавшие к "трудящимся", т.е. рабочим и крестьянам.

 Для современной  России понятие "правовой статус", означает не только собственно "юридическое закрепление"  статуса социального, но и изменение  принципиального подхода к таким понятиям как "личность", "государство", "право", "свобода", и пр. Понимание того, что "демократия" - это не просто устройство политической власти, провозглашение демократических принципов, но, прежде всего взаимная ответственность личности, общества и государства.

   Подобная переоценка ценностей, ломка сложившихся устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни в целом не могли не сказаться как на состоянии общества в целом, так и на положении отдельной личности. Социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, угроза экологических и технологических катастроф, шоковые методы проведения реформ 90-х годов ХХ века, привели к существенной дестабилизации правового статуса личности, проявившейся в неустойчивости и слабой социально-правовой защищенности, неспособности государственных властных структур эффективно защитить интересы гражданина, его права и свободы.

  В последующие годы в ходе начавшейся стабилизации положения в политической и социально-экономической сферах происходят позитивные изменения во взаимоотношениях государства, общества и личности.

 Во-первых, под правовой  статус личности подводится современная  законодательная база (новая российская  Конституция, Декларация прав  и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области.

 Во-вторых, закладывается  новая концепция взаимоотношений  личности и государства с приоритетом  личности как высшей социальной и моральной ценности; когда главенствующая роль государства в этих отношениях уступает место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами взаимной ответственности.

 В-третьих, осуществляется  переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности.

 В-четвертых, меняется  соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость.

 В-пятых, сняты многие  ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип "не запрещенное законом дозволено", усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.

    Практическое значение проблемы правового статуса состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество реформируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения. Реформа освящается законами, иначе она идти не может. И оттого, как это делается, зависит, с одной стороны, успех провозглашенного курса, а с другой - прочность и незыблемость правового статуса субъектов данного процесса, их активность или пассивность.

    Итак, правовой статус9 - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, в противном случае, он может неправильно понимать или присваивать себе какой-либо статус и неверно ориентировать свое поведение.

 Еще более вредно  и недопустимо наделение должностных  лиц не предусмотренными законом  полномочиями, произвольное расширение  функций, что нарушает их официальный  статус, свидетельствует о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности.

§3. Права, свободы и обязанности личности

5 сентября 1991 г. в СССР  появился по существу первый  официальный документ, посвященный конституированию и гарантиям прав человека – Декларация прав и свобод человека. Уже 22 ноября 1991 г. эстафета признания и обеспечения прав человека была принята Верховным Советом Российской Федерации, утвердившим Декларацию прав и свобод человека и гражданина. В апреле 1992 г. положения этого документа были внесены в текст Российской Конституции.

Конечно, разделы о  правах, свободах и обязанностях граждан  присутствовали практически во всех советских конституциях, но многие десятилетия, эти права и свободы были производными от интересов государства и общества. Речь шла не о правах человека вообще, которые власть признает за гражданами, а о правах "советского социалистического человека", предоставляемых гражданам властью. В связи с этим предусмотренный законодательством перечень прав и свобод не вполне соответствовал международным документам; не было достаточно надежных механизмов защиты прав. Ведь они рассматривались в качестве "дара" государства, его "награды" гражданину за "хорошее поведение". Между тем во всем цивилизованном мире речь идет об абсолютной ценности прав человека, подчинении государства и общества интересам граждан. В Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 2, 17).

  Провозглашение прав человека предполагает ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества – на осуществление контроля за тем, как эти права обеспечиваются властью. Уже в знаменитой Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием Франции в 1789 г., говорилось о том, что незнание, забвение или презрение прав человека являются единственными причинами общественных бедствий и порчи правительства, тогда как сохранение таких прав должно быть целью всякого политического союза. Отсюда – провозглашение в Декларации естественных, неотчуждаемых и священных прав человека дает членам общества критерии оценки действий законодательной и исполнительной власти, вооружает граждан простыми и бесспорными принципами, опираясь на которые их требования будут всегда обращены на поддержание конституции и всеобщего счастья. Декларирование прав человека направлено, таким образом, на то, чтобы именно они стали главной целью функционирования власти и существования общества.   

   Институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина занимает особое место в системе отрасли конституционного права РФ. Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава  2 Конституции РФ, что говорит о значении, которое  придает законодатель этому  институту.  Отметим, что положения данной  главы  могут  быть  изменены в особом, усложненном  режиме путем  созыва  Конституционного  Совещания.

 Статья 2 Конституции  РФ  устанавливает, что человек,  его права и свободы являются  высшей ценностью. Признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Эта  статья   раскрывает важнейшую сторону характеристики Российской Федерации как правового  государства. Одним из важнейших  признаков такого государства является выраженное в комментируемой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции Российской Федерации исключительных случаях, при особых, как правило, временных обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены.

  Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с         "общественными", которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.

     Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

К основам правового  статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они  составляют относительно небольшую  часть всех прав и свобод.

Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие – в текущем  законодательстве, не произвольны.

Можно выделить следующие  причины, от которых зависит выбор  того или иного уровня правовых актов  для закрепления прав и свобод.

1. Значимость данного  права и данной конституционной  свободы для человека и общества.  В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

2. Изначальный или  производный характер принадлежности  человеку данного права и данной свободы. Статья 17 Конституции, как известно, устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.

3. Особые юридические свойства основных прав и свобод, специфика их реализации. Эти права и свободы:

а) составляют ядро правового  статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином, либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами;

в) характеризуются всеобщностью, они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответ­ствующих социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

д) имеют особую юридическую  форму их закрепления. Они фиксируются  в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, – в Конституции;

е) обеспечиваются повышенной правовой охраной.

  Понятие основных  прав и свобод человека и  гражданина10 может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано  с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – обязанности лица как избирателя, как депутата, как  члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Информация о работе Личность как субъект права