Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:03, курсовая работа
Объектом исследования являются правовое положение и содержание понятия субъекта гражданско-правовых отношений.
Предмет исследования – это отношения, возникающие между истцом и ответчиком, а так же между истцом и ответчиком и иными лицами, участвующими в гражданском процессе при рассмотрении того или иного гражданского дела и, в связи с этим, определение их правового положения.
Введение 4-6
Глава 1. Понятие субъектов гражданского процесса 7-17
1.1. Субъекты гражданского процесса. 7-10
1.2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность 11-17
Глава 2. Стороны гражданского процесса 18-32
2.1. Процессуальные права и обязанности
сторон гражданского процесса 22-24
2.2. Процессуальное соучастие 25-27
2.3. Надлежащая и ненадлежащая сторона 27-29
2.4. Гражданское процессуальное правопреемство 29-32
Глава 3. Третьи лица 33-38
Глава 4. Участие прокурора в гражданском процессе 39-42
Глава 5. Участие государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц
43-45
Заключение 46-49
Список используемой литературы
Однако в ГПК отсутствует отдельная статья (как ст. 58 АПК), закрепляющая права и обязанности секретаря судебного заседания.
Ни ГПК, ни теория гражданско-процессуального права не относят секретаря судебного заседания к лицам, содействующим осуществлению правосудия.
Что касается фигуры помощника судьи, то, в отличие от АПК, ГПК о них умалчивает, хотя в судах общей юрисдикции такие должности введены в штатное расписание и реально действуют.
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"42, в перечень должностей в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции включает должности помощников судей (а также секретарей судебного заседания). Аналогично решен вопрос и в аппаратах арбитражных судов РФ.
Представляется, что ГПК должен быть дополнен нормами, регулирующими процессуальное положение помощника судьи.
Это становится особенно важным в связи с утверждением Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 гг43.
Данная Программа предусматривает создание в районных судах общей юрисдикции структурных подразделений по приему заявлений и обращений граждан (приемных). Следовательно, необходимо четко разграничить их компетенцию и помощников судей.
ГПК также известен новый субъект гражданско-процессуальных отношений, и впервые его можно обнаружить не в основных положениях, что казалось бы естественным, а только лишь в гл. 41 "Производство в суде надзорной инстанции", в ч. 1 ст. 376 ГПК.
Здесь есть указание, что вступившие
в законную силу судебные
Это
существенно уменьшает степень
правового обеспечения
В целях совершенствования правового регулирования процессуального положения лиц, не привлеченных к участию в деле, вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом первой инстанции, необходимо, как представляется, внести изменения в действующие нормы ГПК.
Относительно судебных приставов-исполнителей можно привести следующие суждения. Несомненно, что они наделены властными полномочиями и являются должностными лицами юрисдикционных органов.
Но судебные приставы-исполнители не являются должностными лицами ни судов общей юрисдикции, ни арбитражных судов, ни третейских судов. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах"44 и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве"45 относят службу судебных приставов к самостоятельной структуре, входящей в систему органов исполнительной власти и, следовательно, не относящейся к аппарату судов общей юрисдикции.
Такое
положение полностью
Судебный
пристав-исполнитель должен быть признан
субъектом гражданско-
Статья 441 ГПК определяет возможность подачи жалобы взыскателем или должником на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления или иного органа либо на отказ в совершении таких действий.
Гражданско-
Статья 1 Закона о судебной системе дает прямые указания о том, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей46.
ГПК РСФСР допускал участие народных заседателей в рассмотрении дел в суде первой инстанции, наделяя их при этом равными правами с судьями, т.е. народные заседатели входили в состав суда - обязательного субъекта гражданско-процессуальных правоотношений.
Хотя в дальнейшем участие народных заседателей ограничили определенной категорией гражданских дел, законодатель не отказался полностью от этого института, что подтвердилось принятием Федерального закона от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"47.
Но уже ГПК этот институт неизвестен. Отсутствует он и в современном уголовно-процессуальном законодательстве. Но почему арбитражные заседатели необходимы в арбитражном процессе, а народные заседатели стали не нужны в гражданском процессе? Такую ситуацию трудно объяснить. Отказ законодателя от института народных заседателей был подвергнут справедливой критике.
Вероятно, следует прислушаться к мнению о рассмотрении отдельных категорий дел с участием народных и присяжных заседателей.
Представляется,
что в целях совершенствования
законодательства и унификации правового
регулирования субъектного
Список
использованных нормативных
источников и литературы:
Нормативные акты
Литература
(дата написания работы)
Студент группы
гр.31- ЮС-302
Заслонова Наталья
Павловна
Информация о работе Классификация субъектов гражданского процесса