Защита прав предприятий в случае прекращения их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. С этой целью 19 ноября 1992 года был принят Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Помимо этого закона институт банкротства представлен ст.65 ГК РФ, а также иными нормативными актами Правительства и Президента.

Оглавление

1. Введение 3
2. Общие положения 4
3. Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве)
предприятий……………………………………………………………….7
4. Внешнее управление…………………………………………………….9
5. Санация………………………………………………………………….11
6. Конкурсный процесс…………………………………………………...13
7. Внесудебные процедуры……………………………………………….15
8. Мировое соглашение…………………………………………………...16
9. Законодательство о банкротстве:
недостатки и сложности применения…………………………………...17
10. Заключение……………………………………………………………..19
11. Литература……………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

1.docx

— 32.69 Кб (Скачать)


 

1. Введение 3

2. Общие положения 4

3. Рассмотрение  судами дел о несостоятельности  (банкротстве)

  предприятий……………………………………………………………….7

4. Внешнее  управление…………………………………………………….9

5. Санация………………………………………………………………….11

6. Конкурсный  процесс…………………………………………………...13

7. Внесудебные  процедуры……………………………………………….15

8. Мировое  соглашение…………………………………………………...16

9. Законодательство  о банкротстве:

  недостатки  и сложности применения…………………………………...17

10. Заключение……………………………………………………………..19

11. Литература……………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Изначально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской модели у банкротства противоположная цель - восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал. То есть перед законодательством о банкротстве стоят две цели одновременно: удовлетворить требования кредиторов, по возможности восстанавливая платежеспособность должника.

С переходом  Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности  появилась необходимость в институте  несостоятельности (банкротства) для  того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они  должны быть распределены наиболее справедливым образом. С этой целью 19 ноября 1992 года был принят Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Помимо этого  закона институт банкротства представлен  ст.65 ГК РФ, а также иными нормативными актами Правительства и Президента.

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Банкротство является одним из оснований для ликвидации юридического лица. Процедура ликвидации по данному основанию может применяться только в отношении определенных   юридических   лиц:   государственных и муниципальных предприятий, то есть тех юридических лиц, которые относит к коммерческим организациям, а также в отношении некоммерческих юридических лиц: потребительских кооперативов и благотворительных организаций, либо иных фондов.

В форме  унитарного предприятия могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Руководитель предприятия назначается собственником  либо уполномоченным собственником  органом и им подотчетен.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится  соответственно в государственной  или муниципальной собственности. Оно принадлежит предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, позволяющем  предприятию участвовать в гражданском  обороте. Это имущество является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе  между работниками предприятия. В то же время предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, но оно не несёт  ответственности по обязательствам собственника имущества.

ГК РФ и ЗАКОН об унитарных предприятиях различают два основных вида унитарных  предприятий:

-предприятие,  основанное на праве хозяйственного  ведения (ст. 114 ГК РФ);

-предприятие,  основанное на праве оперативного  управления, - казенное предприятие  (ст. 115 ГК РФ).

а) Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения, на котором основаны предприятия этого вида, являются по своей сути вещным правом общедозволительного действия, близким к праву собственности, за исключением права распоряжения в том его значении, которое влияет на судьбу государственного или муниципального имущества. Размер уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, определенной законом и необходимой для удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, предусмотрены правила, связанные с порядком и последствиями увеличения или уменьшения размера уставного фонда.

До государственной  регистрации предприятия его  уставный фонд должен быть полностью  оплачен собственником.

Собственник имущества унитарного предприятия, как уже отмечалось, не отвечает по долгам предприятия (за исключением  случаев, указанных п. 3 ст.56 ГК РФ, предусматривающим  возможность субсидиарной ответственности).

б) Казённое предприятие, основанное на праве оперативного управления. Право оперативного управления является вещным правом разрешительного порядка – оно дозволяет казённому предприятию строго определённые действия, акты. Предприятия этого вида создаются, реорганизуются и ликвидируются на основе федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности.

Собственник имущества несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  при недостаточности его имущества.

В действующем  законодательстве содержатся признаки несостоятельности (банкротства) предприятия. Их можно разделить на две группы: существенные (сущностные) и внешние.

 К существенным относится неспособность должника удовлетворить должника удовлетворить требования кредиторов, в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с тем, что обязательства должника превысили стоимость его имущества, то есть предприятие, должник имеет неудовлетворительную структуру баланса.

К внешним  признакам законодательство относит  следующие:

   1. Приостановление текущих платежей  в течение трех месяцев со  дня наступления сроков его  исполнения.

   2. Приостановление платежей связано  с тем, что должник не может  их обеспечить.

Существенные  и внешние признаки являются предпосылочными, дающими суду право признать юридическое лицо несостоятельным (банкротом). При анализе признака, связанного с неудовлетворительной структурой баланса, суд применяет критерии:

   1. Коэффициент текущей ликвидности,  характеризующий общую обеспеченность  предприятия оборотными средствами  для ведения хозяйственной деятельности  и своевременного погашения срочных  обязательств предприятием.

   2. Коэффициент обеспечения собственными  средствами - наличие у предприятия  собственных оборотных средств для его финансовой устойчивости.

   3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности - наличие или  отсутствие возможности восстановить  платежеспособность в течение  определенного периода.

В постановлении  указаны контрольные значения первых двух показателей. То есть в принципе, если хотя бы одно из двух значений отклонилось от контрольного, то суд в праве признать предприятие банкротом, но при вынесении решения суд должен учитывать и третий показатель, так как даже при отклонении первых двух коэффициентов от контрольных значений, но при удовлетворительном третьем показателе у предприятия есть возможность восстановить свою платежеспособность.

 

РАССМОТРЕНИЕ  СУДАМИ ДЕЛ 

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

 

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются Арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника, указанного в его учредительных документах.

Ликвидация  предприятия (ст. 35 Закона об УП) соответствует  общим требованиям о ликвидации юридических лиц (ст. 61 – 65 ГК).

Основанием  для возбуждения дела может служить  заявление должника, заявление кредитора (кредиторов) или заявление прокурора.

Заявление должника подается в письменной форме на основании решения собственника или органа уполномоченного руководить имуществом должника. Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах по которым должник не выполняет требований и о сумме требований. К заявлению прилагается список кредиторов и должников и бухгалтерский баланс. Заявление не может быть отозвано.

Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения. Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок  разрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомления и неисполнении обязательств должником у кредитора появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства по делу.

Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях предусмотренных законом.

Умышленное банкротство - преднамеренное создание или увеличение руководителями или собственником неплатежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел.

 Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятия о своем банкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, с целью отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу.

По результатам  рассмотрения дела суд принимает  одно из нижеследующих решений:

   1. Решение о признании должника  банкротом и открытии конкурсного производства, направленного на ликвидацию предприятия.

   2. Решение об отклонении заявления  в тех случаях, когда в ходе  судебного разбирательства выявлена  фактическая состоятельность.

   3. Может быть вынесено определение  о приостановлении производства  по делу и проведении реорганизационных  процедур (внешнее управление имуществом  или санация) при наличии ходатайства  на их проведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

Внешнее управление - одна из реорганизационных  процедур, которая состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника. Эта мера применяется в  том случае, если есть основания  полагать, что платежеспособность предприятия  может быть восстановлена, и для  этого необходимо реализовать часть  имущества и осуществить некоторые  другие меры организационного и экономического характера.

Внешнее управление вводится арбитражным судом  по ходатайству самого должника, собственника или кредитора. В заявлении должна быть обоснована целесообразность применения этой процедуры, а также должна быть указана кандидатура на должность  арбитражного управляющего, которая  должна удовлетворять требованиям, указанным в законе.

Внешний управляющий приобретает все  полномочия руководителя предприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое  составляет и утверждает план проведения внешнего управления. Этот план подлежит доведению до сведения арбитражного суда. При необходимости общее  собрание кредиторов может вносить  коррективы в план, которые после  утверждения их арбитражным судом  принимаются к исполнению управляющим.

 Внешнее  управление вводится на 18 месяцев.  На все это время вводится  отсрочка удовлетворения требований  кредиторов (мораторий). Мораторий распространяется  на долги предприятия, возникшие  до введения внешнего управления.

Управляющий вправе обратиться в арбитражный  суд с заявлением о завершении внешнего управления. При этом различаются  две ситуации:

1. Цель  внешнего управления достигнута, то есть платежеспособность предприятия  восстановлена. В этом случае  арбитражный суд выносит определение  о завершении внешнего управлении  и прекращении производства по  делу о несостоятельности (банкротстве).

2. Достижение  цели внешнего управления невозможно. Суд выносит определение о  завершении внешнего управления, признании предприятия банкротом  и возбуждении конкурсного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНАЦИЯ

 

Санация (оздоровление) - финансовая помощь должнику со стороны собственника, кредиторов или иных лиц. Эта реорганизационная  процедура применяется по ходатайству  лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с той же целью, что и внешнее  управление. Преимущественным правом на проведение санации имеют собственник, кредиторы и трудовой коллектив  предприятия-должника. Если ни один из них не желает принять участие  в санации, то объявляется конкурс, в котором могут принимать  участие любые юридические и  физические лица, в том числе иностранные.

Информация о работе Защита прав предприятий в случае прекращения их деятельности