Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:11, курсовая работа
С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. С этой целью 19 ноября 1992 года был принят Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Помимо этого закона институт банкротства представлен ст.65 ГК РФ, а также иными нормативными актами Правительства и Президента.
1. Введение 3
2. Общие положения 4
3. Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве)
предприятий……………………………………………………………….7
4. Внешнее управление…………………………………………………….9
5. Санация………………………………………………………………….11
6. Конкурсный процесс…………………………………………………...13
7. Внесудебные процедуры……………………………………………….15
8. Мировое соглашение…………………………………………………...16
9. Законодательство о банкротстве:
недостатки и сложности применения…………………………………...17
10. Заключение……………………………………………………………..19
11. Литература……………………………………………………………...21
Те, кто
получил право на осуществление
санации, принимают на себя сообща обязанность
в полном объеме и своевременно рассчитаться
со всеми кредиторами в
Для проведения
санации устанавливается
До истечения указанного в соглашении срока собственник, любой из кредиторов или трудовой коллектив может потребовать прекращения санации по причине неэффективного проведения или того, что действия участников направлены на ущемление прав заявителя.
Санация
прекращается с окончанием срока
ее проведения, в случае, если по истечении
12 месяцев не удовлетворено 40% требований
или установлена
КОНКУРСНЫЙ ПРОЦЕСС
Конкурсный процесс является специальной формой ликвидации, которая призвана обеспечить соразмерность удовлетворения требований кредиторов, а также охрану интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
Процедура начинается с опубликования в “Вестнике Высшего арбитражного суда” решения об объявлении должника банкротом. С этим моментом связан ряд последствий:
1. Запрещается
отчуждение имущества должника,
а также удовлетворение им
каких-либо требований без
2. Время
исполнения всех долгов
3. Прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности.
4. Все претензии заявляются должнику в соответствии со специальными правилами проведения конкурсного процесса.
В конкурсном процессе участвуют конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом, собрание кредиторов, сам должник, члены трудового коллектива, другие заинтересованные лица. Собрание кредиторов вправе выдвигать кандидатуру на должность конкурсного управляющего, который имеет возможность самостоятельно совершать определенные сделки по отчуждению имущества должника, решать вопрос о начале продажи имущества, способах и форме ее осуществления, он проводит анализ финансового положения, формирует конкурсную массу, предназначенную для расчетов с кредиторами, взыскивает причитающиеся предприятию долги и др. Конкурсная масса включает в себя все имущество должника, объекты социально-культурной сферы, которые находятся у него на балансе. Исключение составляют жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, отдельные жизненно важные для данного региона объекты производства и коммунальной инфраструктуры. Это имущество принимается на баланс органов местного самоуправления или органов государственной власти, если иное не предусмотрено законом. Не входит в конкурсную массу и имущество, которое находится у должника в аренде или принято им на хранение, а также имущество работников предприятия и имущество, составляющее предмет залога.
Должник не вправе удовлетворять требования кредиторов, сроки, исполнения которых наступили в то время, когда предприятие фактически уже было несостоятельным, и стороны об этом знали. В случае признания такой сделки недействительной, кредитор должен возвратить все полученное в конкурсную массу.
Предприятие признается свободным от долгов с момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц независимо от того, хватило ли денежных средств должника и средств, вырученных от продажи его имущества на удовлетворение всех требований кредиторов.
ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Законодательство
допускает, помимо обычной, осуществление
внесудебной процедуры
В этих случаях
руководитель юридического лица совместно
с кредиторами проводят экономический
анализ и в случае обнаружения
невозможности платить по обязательствам
и восстановить его деятельность
подписывают соглашение о добровольной
ликвидации. С этого момента предприятие
считается находящимся в
Процесс ликвидации происходит по общему правилу, но под контролем кредиторов, а не арбитражного суда. Этот процесс включает в себя опубликование извещения, назначение арбитражного управляющего, созыв собрания кредиторов. Ликвидация признается завершенной с того момента, когда после утверждения собранием кредиторов ликвидационного баланса и отчета об использовании оставшихся после ликвидации средств, а также вынесения решения о ликвидации юридическое лицо исключается из единого государственного реестра юридических лиц.
Любой кредитор,
а также собственник
Это правило применяется ко всем юридическим лицам.
МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
На любой стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должник и конкурсный кредитор могут заключить мировое соглашение. Но условия, содержащиеся в этом соглашении не должны ущемлять права кредиторов, не участвующих в соглашении, то есть условия для не участвующих в соглашении кредиторов не могут быть хуже, чем для подписавших этот документ. Поэтому закон допускает включение в мировое соглашение условий об отсрочке и рассрочке платежей, скидке с долгов, сложение недоимок платежей в бюджет и внебюджетные фонды, о возврате излишне уплаченных сумм в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Эта процедура проходит под контролем арбитражного суда. После подписания мирового соглашения сторонами оно вместе с другими документами передается на рассмотрение и утверждение арбитражного суда и после этого вступает в силу. Не позднее двух недель после подписания мирового соглашения должны быть покрыты не менее 35% долгов кредиторам. Дальнейший прядок погашения долгов утверждается сторонами.
Мировое
соглашение может быть расторгнуто
в случае невыполнения обязательств
его сторонами, продолжающемся ухудшении
финансового положения
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ:
НЕДОСТАТКИ И СЛОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Применение законодательства о банкротстве связано с некоторыми трудностями по ряду причин:
“Во-первых,
законодательство о банкротстве
предстало абстрактной моделью,
которая привнесена как бы извне.
Оно не есть продукт конкретных условий
российского рыночного
Во-вторых, институт банкротства выполняет свое предназначение лишь в отлаженной до точности часового механизма рыночной экономике. Деформированное рыночное хозяйство России искажает границы, спектр его применения.
В-третьих,
первоначальное накопление капитала новыми
частными собственниками, распределение
и перераспределение
В-четвертых,
применение процедур банкротства предполагает
существенное вторжение в производственно-
Анализ Закона от 19.11.1992г. показывает, что он не содержит необходимых упреждающих положений, защищающих работников от безработицы. К числу недостатков этого законодательного акта можно отнести следующие:
- ущемленность интересов наемных работников, слабо представленных и почти незащищенных;
- расширение
круга вопросов, решаемых на уровне
“работодатель - работник”, “новый
управляющий - работник”, и
- отсутствие
механизма регулирования
- отсутствие
системы резервирования
- несогласованность
норм Закона с другими
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Унитарные
предприятия – форма
В современной
России предприятия, будучи основной организационно-правовой
формой обеспечения интересов
Еще один важный аспект - это обеспечение социальной защиты работников (акционеров) при санации (досудебной и судебной) и банкротстве (ликвидации по решению арбитражного суда, добровольной ликвидации) предприятий-должников. К этому относятся вопросы сокращения численности работников: количество сокращаемых, условия и сроки увольнения, обеспечение выплаты компенсаций, обязательств вновь созданного на базе предприятия-банкрота предприятия по приему на работу части старых работников, обязательства должника по переподготовке и повышению квалификации работников, и др.
Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесённых в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при предоставлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п.7 ст.29.
ЛИТЕРАТУРА
2. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко,
Ю.В. Байгушева (и др.); под ред. А. П. Сергеева.- М.: ТК Велби, 2008.
Информация о работе Защита прав предприятий в случае прекращения их деятельности