Защита прав предприятий в случае прекращения их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. С этой целью 19 ноября 1992 года был принят Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Помимо этого закона институт банкротства представлен ст.65 ГК РФ, а также иными нормативными актами Правительства и Президента.

Оглавление

1. Введение 3
2. Общие положения 4
3. Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве)
предприятий……………………………………………………………….7
4. Внешнее управление…………………………………………………….9
5. Санация………………………………………………………………….11
6. Конкурсный процесс…………………………………………………...13
7. Внесудебные процедуры……………………………………………….15
8. Мировое соглашение…………………………………………………...16
9. Законодательство о банкротстве:
недостатки и сложности применения…………………………………...17
10. Заключение……………………………………………………………..19
11. Литература……………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

1.docx

— 32.69 Кб (Скачать)

Те, кто  получил право на осуществление  санации, принимают на себя сообща обязанность  в полном объеме и своевременно рассчитаться со всеми кредиторами в согласованные  с ними сроки и несут непосредственно  перед кредиторами ответственность  за соблюдение указанной обязанности. Требования кредиторов удовлетворяются  в порядке очереди, установленной  законодательством. Между участниками  санации заключается соглашение. В нем конкретизируются обязанности  участников, связанные с удовлетворением  требований кредиторов, определяются сроки такого удовлетворения, предполагаемая продолжительность санации, ответственность  того из участников, кто откажется  от участия в санации.

Для проведения санации устанавливается максимальный срок - 18 месяцев. Но уже после первых 12 месяцев должно быть удовлетворено 40% общей суммы долгов. Если это  требование не выполняется, то санация  прекращается.

До истечения  указанного в соглашении срока собственник, любой из кредиторов или трудовой коллектив может потребовать прекращения санации по причине неэффективного проведения или того, что действия участников направлены на ущемление прав заявителя.

Санация прекращается с окончанием срока  ее проведения, в случае, если по истечении 12 месяцев не удовлетворено 40% требований или установлена неэффективность  проведения. Во всех случаях арбитражный  суд может прекратить санацию и вынести решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного процесса. Если суд посчитает цель санации достигнутой, он прекращает производство по делу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРСНЫЙ ПРОЦЕСС

 

 

Конкурсный  процесс является специальной формой ликвидации, которая призвана обеспечить соразмерность удовлетворения требований кредиторов, а также охрану интересов  сторон от неправомерных действий в  отношении друг друга.

Процедура начинается с опубликования в  “Вестнике Высшего арбитражного суда” решения об объявлении должника банкротом. С этим моментом связан ряд  последствий:

1. Запрещается  отчуждение имущества должника, а также удовлетворение им  каких-либо требований без согласия  на то собрания кредиторов.

2. Время  исполнения всех долгов считается  наступившим и все требования  кредиторов, независимо от времени  их наступления, уравниваются  между собой.

3. Прекращается  начисление пени и процентов  по всем видам задолженности.

4. Все  претензии заявляются должнику в соответствии со специальными правилами проведения конкурсного процесса.

В конкурсном процессе участвуют конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом, собрание кредиторов, сам должник, члены трудового коллектива, другие заинтересованные лица. Собрание кредиторов вправе выдвигать кандидатуру на должность конкурсного управляющего, который имеет возможность самостоятельно совершать определенные сделки по отчуждению имущества должника, решать вопрос о начале продажи имущества, способах и форме ее осуществления, он проводит анализ финансового положения, формирует конкурсную массу, предназначенную для расчетов с кредиторами, взыскивает причитающиеся предприятию долги и др. Конкурсная масса включает в себя все имущество должника, объекты социально-культурной сферы, которые находятся у него на балансе. Исключение составляют жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, отдельные жизненно важные для данного региона объекты производства и коммунальной инфраструктуры. Это имущество принимается на баланс органов местного самоуправления или органов государственной власти, если иное не предусмотрено законом. Не входит в конкурсную массу и имущество, которое находится у должника в аренде или принято им на хранение, а также имущество работников предприятия и имущество, составляющее предмет залога.

Должник не вправе удовлетворять требования кредиторов, сроки, исполнения которых  наступили в то время, когда предприятие  фактически уже было несостоятельным, и стороны об этом знали. В случае признания такой сделки недействительной, кредитор должен возвратить все полученное в конкурсную массу.

Предприятие признается свободным от долгов с  момента исключения его из единого  государственного реестра юридических  лиц независимо от того, хватило  ли денежных средств должника и средств, вырученных от продажи его имущества  на удовлетворение всех требований кредиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

 

 

Законодательство  допускает, помимо обычной, осуществление  внесудебной процедуры банкротства, сущность ее состоит в договоренности между должником и кредиторами  о том, что должник либо продолжает свою деятельность, либо добровольно  ликвидируется под контролем  кредиторов. Эта договоренность также  может касаться отсрочки и (или) рассрочки  погашения долгов либо сложения долгов для того, чтобы создать юридическому лицу условия для продолжения  его деятельности.

В этих случаях  руководитель юридического лица совместно  с кредиторами проводят экономический  анализ и в случае обнаружения  невозможности платить по обязательствам и восстановить его деятельность подписывают соглашение о добровольной ликвидации. С этого момента предприятие  считается находящимся в ликвидации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Процесс ликвидации происходит по общему правилу, но под контролем кредиторов, а  не арбитражного суда. Этот процесс включает в себя опубликование извещения, назначение арбитражного управляющего, созыв собрания кредиторов. Ликвидация признается завершенной с того момента, когда после утверждения собранием кредиторов ликвидационного баланса и отчета об использовании оставшихся после ликвидации средств, а также вынесения решения о ликвидации юридическое лицо исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

Любой кредитор, а также собственник предприятия  в случае несогласия с такой процедурой ликвидации вправе обратиться в арбитражный  суд, и тогда будет возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) в общем порядке.

Это правило  применяется ко всем юридическим лицам.

 

МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

 

 

На любой  стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должник и конкурсный кредитор могут заключить мировое  соглашение. Но условия, содержащиеся в этом соглашении не должны ущемлять права кредиторов, не участвующих  в соглашении, то есть условия для  не участвующих в соглашении кредиторов не могут быть хуже, чем для подписавших этот документ. Поэтому закон допускает включение в мировое соглашение условий об отсрочке и рассрочке платежей, скидке с долгов, сложение недоимок платежей в бюджет и внебюджетные фонды, о возврате излишне уплаченных сумм в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Эта процедура  проходит под контролем арбитражного суда. После подписания мирового соглашения сторонами оно вместе с другими  документами передается на рассмотрение и утверждение арбитражного суда и после этого вступает в силу. Не позднее двух недель после подписания мирового соглашения должны быть покрыты  не менее 35% долгов кредиторам. Дальнейший прядок погашения долгов утверждается сторонами.

Мировое соглашение может быть расторгнуто  в случае невыполнения обязательств его сторонами, продолжающемся ухудшении  финансового положения предприятия, совершении им действий, которые наносят  ущерб кредиторам, их законным правам и интересам. Расторжение мирового соглашения влечет за собой возобновление  производства по делу.

 

 

 

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  О БАНКРОТСТВЕ:

НЕДОСТАТКИ  И СЛОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

 

 

Применение  законодательства о банкротстве  связано с некоторыми трудностями  по ряду причин:

“Во-первых, законодательство о банкротстве  предстало абстрактной моделью, которая привнесена как бы извне. Оно не есть продукт конкретных условий  российского рыночного хозяйства, правоприменительной практики...

Во-вторых, институт банкротства выполняет  свое предназначение лишь в  отлаженной до точности часового механизма рыночной экономике. Деформированное рыночное хозяйство России искажает границы, спектр его применения.

В-третьих, первоначальное накопление капитала новыми частными собственниками, распределение  и перераспределение приватизированной  собственности существенно влияют на механизмы действия законодательства о банкротстве. А это не в полной мере учтено в нем.

В-четвертых, применение процедур банкротства предполагает существенное вторжение в производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность организации  с целью принятия правильного  решения. Сложность этой сферы деятельности требует исключительно грамотного и квалифицированного подхода. Подобного  наработанного десятилетиями (а  то и столетиями) опыта мы не имеем. Поэтому и приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда суд  выступает в роли могильщика, принимая решение о признании должника несостоятельным, хотя мог и должен применить функции лекаря (введение реорганизационной процедуры), или наоборот.

Анализ  Закона от 19.11.1992г.  показывает, что он не содержит необходимых упреждающих положений, защищающих работников от безработицы. К числу недостатков этого законодательного акта можно отнести следующие:

- ущемленность интересов наемных работников, слабо представленных и почти незащищенных;

- расширение  круга вопросов, решаемых на уровне  “работодатель - работник”, “новый  управляющий - работник”, и неупорядоченность  положения работников в этих  взаимоотношениях;

- отсутствие  механизма регулирования трудовых  отношений и работы с персоналом  на предприятии в зависимости  от формы процедуры: санация,  внешнее управление, ликвидация  предприятия;

- отсутствие  системы резервирования финансов  для поддержки работников предприятия-банкрота;

- несогласованность  норм Закона с другими действующими нормативными актами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Унитарные предприятия – форма коммерческой организации, обеспечивающая интересы публичного бизнеса.

В современной  России предприятия, будучи основной организационно-правовой формой обеспечения интересов публичного сектора экономики, имеют ограниченную сферу существования: рыночные отношения  заметно и объективно сократили  число столь распространенных в  советский период государственных  предприятий (так называемых хозяйственных  органов или наряду с государственными учреждениями – государственных  органов), снизили их удельный вес  и значение в экономике. Не случайно Закон об УП (ст.8) ограничивает их существование  особыми сферами социально экономической  жизни общества и целями использования  отдельных видов имущества (например, обеспечение государственной безопасности, решение социальных задач, производство продукции, изъятой из оборота или  ограниченной в обороте).

Еще один важный аспект - это обеспечение социальной защиты работников (акционеров) при санации (досудебной и судебной) и банкротстве (ликвидации по решению арбитражного суда, добровольной ликвидации) предприятий-должников. К этому относятся вопросы сокращения численности работников: количество сокращаемых, условия и сроки увольнения, обеспечение выплаты компенсаций, обязательств вновь созданного на базе предприятия-банкрота предприятия по приему на работу части старых работников, обязательства должника по переподготовке и повышению квалификации работников, и др.

Государственная регистрация вновь возникших  в результате реорганизации унитарных  предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесённых в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при предоставлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п.7 ст.29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». – 2-е изд. – М.: «Ось-89», 2007. – 48с.

2. Гражданское  право: учеб.: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко,

     Ю.В. Байгушева (и др.); под ред. А. П. Сергеева.- М.: ТК Велби, 2008.

Информация о работе Защита прав предприятий в случае прекращения их деятельности