1. В первую очередь удовлетворяются
требования граждан, перед которыми
должник несет ответственность
за причинение вреда жизни
и здоровью. Размер требований
кредиторов данной очереди устанавливается
на момент принятия арбитражным
судом решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства.
Удовлетворение требований производится
путем капитализации соответствующих
повременных платежей.
Должник считается исполнившим
свое обязательство перед кредиторами
первой очереди после выплаты сумм капитализированных
повременных платежей. При наличии согласия
гражданина его право требования к должнику
в сумме капитализированных повременных
платежей переходит к Российской Федерации.
2. Во вторую очередь производятся
расчеты по выплате выходных пособий и
оплате труда с лицами, работающими по
трудовому договору, в том числе по контракту,
и по выплате вознаграждений по авторским
договорам. При определении размера указанных
требований принимается во внимание непогашенная
задолженность, образовавшаяся на момент
принятия арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом. Суммы
по указанным выше договорам, не выплаченные
в период проведения наблюдения и (или)
внешнего управления, то есть до вступления
в силу решения арбитражного суда о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства, включаются в общую сумму
задолженности должника перед кредиторами
данной очереди.
3. В третью очередь удовлетворяются
требования кредиторов по обязательствам,
обеспеченным залогом имущества должника.
В прежнем Законе имущество, являющееся
предметом залога, не включалось в конкурсную
массу. Сейчас требования кредиторов по
обязательствам, обеспеченным залогом
имущества должника, подлежат удовлетворению
за счет всего имущества должника.
4. В четвертую очередь удовлетворяются
требования кредиторов по обязательным
платежам. При определении размера
этих требований учитывается
задолженность (недоимки), образовавшаяся
на момент принятия арбитражным
судом заявления о признании должника
банкротом. Если должником после принятия
арбитражным судом заявления о признании
должника банкротом не в полном объеме
уплачены обязательные платежи, суммы,
не выплаченные до принятия арбитражным
судом решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства,
включаются в общую сумму задолженности
должника перед кредиторами четвертой
очереди. Законом предусмотрено, что суммы
штрафов (пени) и иных финансовых (экономических)
санкций подлежат удовлетворению в составе
требований кредиторов пятой очереди.
5. К требованиям кредиторов
пятой очереди отнесены требования
по гражданско-правовым обязательствам,
не вошедшие в предыдущие очереди.
При определении размера требований
кредиторов пятой очереди учитываются
требования по гражданско-правовым
обязательствам, за исключением требований
граждан о возмещении вреда, причиненного
жизни и здоровью, требований кредиторов
по обязательствам, обеспеченным залогом
имущества должника, и требований учредителей
(участников) должника — юридического
лица, вытекающих из такого участия.
В том случае если после
окончательного расчета с кредиторами
у должника осталось нераспределенное
имущество, то оно передается
собственнику или учредителю (участникам)
юридического лица.
Законом о несостоятельности
(банкротстве) предусмотрено положение,
согласно которому кредиторы, чьи требования
не были удовлетворены, вправе требовать
возмещения от третьих лиц, незаконно
получивших имущество должника.
После завершения всех расчетов
с кредиторами конкурсный управляющий
обязан представить арбитражному суду
отчет о результатах проведения конкурсного
производства с приложением документов,
подтверждающих продажу имущества должника,
реестр требований кредиторов с указанием
размера погашенных требований и документы,
подтверждающие погашение требований
кредиторов.
Конкурсное производство завершается
после рассмотрения арбитражным
судом отчета конкурсного управляющего
и вынесения судом определения.
Это определение конкурсный управляющий
в десятидневный срок должен
представить в орган, осуществляющий государственную
регистрацию юридического лица, который
вносит в единый государственный реестр
юридических лиц запись о ликвидации должника
— юридического лица.
Конкурсное производство считается
завершенным с момента внесения
в единый государственный реестр юридических
лиц записи о ликвидации должника, а должник
— юридическое лицо ликвидированным.
Мировое соглашение. Мировое
соглашение представляет собой
соглашение сторон о прекращении
судебного спора на основе
взаимных уступок1. Его суть состоит в
окончании процесса путем мирного урегулирования
спора, т.е. достижения определенности
в отношениях между сторонами на основе
свободного волеизъявления самих сторон.
Заключение мирового соглашения между
должником и кредиторами допускается
на любой стадии рассмотрения арбитражным
судом дела о банкротстве, в том числе
и после принятия арбитражным судом решения
о признании должника банкротом и открытии
конкурсного производства.
Сторонами мирового соглашения
являются должник и конкурсные
кредиторы. Решение о заключение мирового
соглашения от имени конкурсных кредиторов
принимается собранием кредиторов.
Для утверждения мирового
соглашения необходимо соблюдение
ряда требований и условий.
Во-первых, это соблюдение требований,
предъявляемых к форме и содержанию мирового
соглашения. Мировое соглашение должно
быть совершено в письменной форме и подписано
его сторонами.
Во-вторых, это погашение задолженности
по требованиям кредиторов первой
и второй очередей.
В-третьих, это обязательное
приложение к заявлению об утверждении
мирового соглашения, подаваемого должником,
внешним или конкурсным управляющим в
течение пяти дней со дня принятия соответствующего
решения, определенных документов: текста
мирового соглашения; протокола собрания
кредиторов; списка всех конкурсных кредиторов
с указанием их адресов и сумм задолженности;
документы, подтверждающие погашение
задолженности по требованиям кредиторов
первой и второй очереди; письменные возражения
конкурсных кредиторов, которые не принимали
участия в голосовании по вопросу о заключении
мирового соглашения или голосовали против
заключения мирового соглашения.
В зависимости от того, на
какой стадии банкротства утверждено
мировое соглашение, закон определяет
различные последствия:
- если мировое соглашение утверждается
в ходе наблюдения или внешнего
управления, то это является основанием
для прекращения производства
по делу;
- утверждение мирового соглашения
в ходе внешнего управления
является основанием для прекращения
моратория на удовлетворение требований
кредиторов;
- если же мировое соглашение
утверждено в ходе конкурсного
производства, то решение арбитражного
суда о признании должника
банкротом и открытии конкурсного
производства не подлежит исполнению.
Со дня утверждения арбитражным
судом мирового соглашения оно вступает
в силу для должника, конкурсных кредиторов,
а также для третьих лиц, участвующих в
мировом соглашении
Глава 4. Реорганизация юридического
лица
Юридическое лицо в процессе
осуществления своей деятельности
вправе создавать собственные обособленные
подразделения-представительства и филиалы,
которые не являются самостоятельными
субъектами права - юридическими лицами.
Представительство - обособленное подразделение
юридического лица, расположенное вне
места его нахождения, которое представляет
интересы юридического лица и осуществляет
их защиту. Филиал - обособленное подразделение
юридического лица, расположенное вне
места его нахождения и осуществляющее
все его функции или часть, в том числе
функции представительства. Юридическое
лицо может наделять их имуществом, определять
обязательные для них положения, в том
числе порядок деятельности, назначать
руководителей представительств и филиалов.
Руководители представительств и филиалов
действуют на основании доверенностей,
выданных юридическим лицом. Представительства
и филиалы, создаваемые юридическим лицом,
должны быть указаны в его учредительных
документах.
Юридическое лицо может быть
реорганизовано. Реорганизация –
одна из форм создания или
ликвидации юридических лиц. При
реорганизации происходит прекращение
или изменение правового положения организации,
в связи с этим переходят права и обязанности
от одного юридического лица к другому1.
Гражданским кодексом РФ
определены пять форм реорганизации
юридического лица: слияние, присоединение,
выделение, разделение и преобразование.
В акционерном обществе решение
о реорганизации принимается
общим собранием акционеров2.
В обществах с ограниченной
ответственностью решение о реорганизации
принимается общим собранием
участников3.
Реорганизация может осуществляться
как в добровольном, так и принуди
-тельном порядке. Добровольная
реорганизация юридического лица
происходит по решению его
учредителей (участников) либо органа
юридического лица, уполномоченного
на то учредительными документами.
В этом случае реорганизация проводится
по любой из перечисленных выше форм. Принудительная
реорганизация юридического лица в форме
его разделения или выделения осуществляется
в случаях, установленных законом, лишь
с согласия уполномоченных государственных
органов или суда. Что касается реорганизации
в форме слияния и присоединения коммерческих
организаций, суммарная балансовая стоимость
активов которых по последнему балансу
превышает 30 миллионов установленных
федеральным законом минимальных размеров
оплаты труда, то здесь требуется предварительное
согласие антимонопольного органа.
С чего начать? Учредители (участники)
юридического лица или орган,
принявший решение о реорганизации,
обязаны письменно уведомить
об этом кредиторов реорганизуемого
юридического лица.
Уведомление кредиторам должно
быть отправлено своевременно
– не позднее 30 дней от даты
принятия решения о реорганизации
общества, а при реорганизации
в форме слияния или присоединения
– с даты принятия решения
об этом последним из обществ, участвующих
в слиянии или присоединении.
Таковое обязано письменно
уведомить об этом кредиторов
общества и опубликовать в
печатном издании сообщение о
принятом решении.
Это связано с тем, что
кредиторы вправе потребовать
в течение 30 дней с даты направления
им уведомления или со времени опубликования
сообщения о принятом решении досрочного
прекращения или исполнения обязательств
организации и возмещения им убытков.
Налоговые органы, являясь регистрирующим
органом, осуществляют контроль за соблюдением
этих требований1.
Приняв решение о реорганизации,
фирмы обязаны письменно в
срок не более трех дней
со дня принятия такого решения
сообщить об этом в налоговую
инспекцию по месту учета.
После этого проводится налоговая
проверка организаций. Необходимо
отметить что, согласно ст. 89 НК РФ выездная
налоговая проверка в связи с реорганизацией
или ликвидацией фирмы может проводиться
независимо от времени проведения предыдущей
проверки.
В решении о реорганизации
раскрывается информация, необходимая
для отражения реорганизации в бухгалтерской
отчетности. Формирование бухгалтерской
отчетности производится при наличии
следующих документов:
Решение о реорганизации
фирмы.
Учредительные документы тех
предприятий, которые возникли
в результате реорганизации.
Договоры о слиянии или
присоединении.
Передаточный акт (разделительный
баланс)
При преобразовании, слиянии
и присоединении права и обязанности
каждой из организаций переходят
ко вновь возникшей в соответствии
с передаточным актом. А при разделении
и выделении – в соответствии с разделительным
балансом.
Бухгалтерская отчетность, в
составе: баланс, отчет о прибылях
и убытках, приложения к ним,
пояснительная записка, аудиторское
заключение
Состав имущества и обязательств
реорганизуемой фирмы, его оценка
на последнюю отчетную дату перед датой
передачи имущества.
Акты (описи) инвентаризации.
Документы, подтверждающие, что
в Единый государственный реестр
юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесены
записи о ликвидации старых
и создании новых фирм.
Реорганизованные фирмы составляют
заключительную бухгалтерскую отчетность
с начала отчетного года по
день, предшествующий дате внесения
записи в ЕГРЮЛ.
Необходимо заметить, что составленные
на дату принятия решения о
реорганизации передаточный акт
или разделительный баланс утверждаются
учредителями (участниками) или органом,
принявшим решение о реорганизации юридического
лица. Далее они представляются вместе
с учредительными документами для государственной
регистрации вновь возникших юридических
лиц или для внесения изменений в учредительные
документы существующих юридических лиц.1
Юридическое лицо (за исключением
случаев реорганизации в форме
присоединения) считается реорганизованным
и передавшим на основе право
-преемства свои права и обязанности
с момента государственной регистрации
вновь возникших юридических лиц.2