Другая немаловажная обязанность
управляющего — установление
кредиторов, не указанных в приложении
к заявлению должника. В случае
выявления таких лиц временный
управляющий обязан известить этих кредиторов
о возбуждении дела о банкротстве.
Следующей обязанностью временного
управляющего является организация
и проведение собрания кредиторов.
В его задачу входит определение
даты проведения собрания, учитывая,
что указанное собрание должно состояться
не позднее десяти дней до даты проведения
заседания арбитражного суда и рассылка
кредиторам уведомления о сроке, дате
и месте проведения собрания, с указанием
количества голосов, которыми они будут
обладать.
Участниками первого собрания
кредиторов с правом голоса являются конкурсные
кредиторы (кредиторы по денежным обязательствам,
за исключение граждан, перед которыми
должник несет ответственность за причинение
вреда жизни и здоровью, а также учредителей
(участников) должника — юридического
лица по обязательствам, вытекающим из
такого участия), а также налоговые и иные
уполномоченные органы):
— требования, которых признаны
установленными и направлены
временному управляющему;
— размер требований, которых
установлен арбитражным судом в связи
с возражениями должника по требованию
кредиторов до проведения первого собрания.
Без права голоса в первом
собрании кредиторов участвуют:
работники должника по требованиям
о взыскании задолженности по
заработной плате и выплате
выходных пособий; временный управляющий
и руководитель должника; в случаях предусмотренных
законом — органы местного самоуправления
и иные органы исполнительной власти.
Кредиторы обладают числом
голосов пропорционально сумме
требований. Решение принимается
простым большинством голосов от общего
числа присутствующих голосов.
На первом собрании кредиторов
принимается одно из решений,
определяющих судьбу должника:
— о введении внешнего
управления и обращении в арбитражный
суд с соответствующим ходатайством.
При этом принимается решение о количественном
и персональном составе кредиторов.
— об обращении в арбитражный
суд с ходатайством о признании
и об открытии конкурсного
производства. При этом решение
должно содержать предлагаемый
срок внешнего управления и кандидатуру
внешнего управляющего, а также как в случае
принятия решения о введении внешнего
управления, о количественном и персональном
составе кредиторов.
Арбитражный суд на основании
решения первого собрания принимает
решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства,
или выносит определение о введении внешнего
управления, или утверждает мировое соглашение.
В случае если на первом
собрании кредиторов не принято
решение о введении внешнего
управления или решение о
заключении мирового соглашения, либо
они не представлены в суд в течение недели
с момента проведения собрания, арбитражный
суд самостоятельно на основании имеющихся
документов и при наличии признаков банкротства
принимает решение о признании должника
банкротом и об открытии банкротства.
Вынесение (принятие) арбитражным
судом соответствующего определения
(решения) является заключительной
стадией процедуры наблюдения.
Финансовое оздоровление Федеральный
закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)",
далее по тексту - Закон, установил новую
процедуру банкротства - финансовое оздоровление.
Она введена с целью предоставления
должнику более благоприятных
условий для восстановления своей
платежеспособности и погашения
задолженности1. Процедура может применяться
при рассмотрении дела о банкротстве должника
- юридического лица.
Следует отметить, что ранее
действовавший Федеральный закон
от 8 января1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" уже содержал ряд
положений по финансовому оздоровлению.
Однако они касались мер, осуществляемых
вне рамок рассмотрения дела о банкротстве.
Четкого законодательного регулирования
процедура финансового оздоровления не
имела. Согласно главе 5 Закона введение
процедуры финансового оздоровления должно
производиться арбитражным судом на основании
соответствующего решения первого собрания
кредиторов. Однако данная процедура может
быть введена и на основании ходатайства
учредителей (участников) должника, собственника
имущества должника - унитарного предприятия,
уполномоченного государственного органа
или третьих лиц. Для этого должны быть
выполнены следующие условия: предоставлено
обеспечение исполнения обязательств
должника, размер предоставляемого обеспечения
превышает размер самих обязательств
не менее чем на 20%, графиком погашения
задолженности предусмотрено начало погашения
не позднее чем через 1 месяц после введения
процедуры финансового оздоровления,
предусмотрено погашение требований кредиторов
пропорционально, равными долями в течение
1 года.
Кроме того, при наличии решения
первого собрания кредиторов
о применении таких процедур
банкротства, как внешнее управление
и конкурсное производство, в
качестве обеспечения исполнения
обязательств должна быть предоставлена
банковская гарантия.
Основанием для принятия кредиторами
решения о введении финансового оздоровления
является ходатайство, которое может быть
представлено должником, учредителями
(участниками) должника, либо иными установленными
Законом лицами. Такое ходатайство подается
временному управляющему, а также в арбитражный
суд не позднее, чем за 15 дней до проведения
первого собрания кредиторов. Возможность
ознакомления с ходатайством обеспечивает
кредиторам временный управляющий.
Решение об обращении с
ходатайством принимается учредителями
на общем собрании большинством голосов
присутствующих. Решение должно содержать:
сведения об обеспечении
исполнения обязательств должника,
график погашения задолженности,
срок удовлетворения требований
кредиторов, срок и план финансового
оздоровления, а также протокол общего
собрания и перечень учредителей, голосовавших
за данное решение. Следует отметить, что
в случае ходатайства нескольких лиц о
введении финансового оздоровления, эти
лица должны заключить между собой соглашение
об обеспечении исполнения обязательств
каждым из них и их солидарной ответственности.
Такое соглашение также прилагается к
ходатайству.
Обеспечение исполнения обязательств
может быть выражено залогом
(ипотекой), банковской гарантией,
государственной или муниципальной
гарантией, поручительством, иными
способами, но не удержанием, задатком
или неустойкой. Также в качестве предмета
обеспечения исполнения обязательств
не могут выступать имущество или имущественные
права должника.
О введении финансового оздоровления
арбитражный суд выносит определение.
Сведения об этом публикуются
в определенном Правительством
РФ официальном издании (в настоящее
время указанные сведения подлежат
опубликованию в "Российской
газете"). В определении арбитражного
суда должны указываться срок
финансового оздоровления, график
погашения задолженности, сведения о лицах,
предоставивших обеспечение, сведения
о размере и способах обеспечения.
Арбитражный суд также утверждает
административного управляющего
на время действия процедуры
финансового оздоровления, в обязанности
которого входит:
- ведение реестра требований
кредиторов,
- созыв собрания кредиторов,
- рассмотрение отчетов о ходе
выполнения плана финансового
оздоровления и графика погашения
задолженности,
- осуществление контроля над
исполнением должником текущих требований
кредиторов, выполнением плана финансового
оздоровления и графика погашения задолженности,
- перечислением денежных средств
на погашение требований кредиторов.
После вынесения арбитражным
судом определения о введении
финансового оздоровления, на отношения
должника с третьими лицами накладывается
ряд условий. Так требования кредиторов
по денежным обязательствам и об уплате
обязательных платежей, срок исполнения
которых наступил на дату введения финансового
оздоровления, предъявляются к должнику
только с соблюдением порядка, установленного
Законом. Отменяются ранее принятые меры
по обеспечению требований кредиторов.
Аресты на имущество должника
и иные ограничения должника
в части распоряжения имуществом
налагаются исключительно в рамках
процесса о банкротстве. Приостанавливается
исполнение исполнительных документов
по имущественным взысканиям, за некоторым
исключением. Запрещается удовлетворение
требований учредителей должника о выделе
доли в имуществе в связи с выходом из
состава учредителей, выкуп должником
размещенных акций или выплата действительной
стоимости доли; выплата дивидендов и
иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.
Не допускается прекращение денежных
обязательств должника путем зачета встречного
однородного требования, если при этом
нарушается очередность удовлетворения
установленных Законом требований кредиторов.
Не применяются финансовые
санкции за неисполнение или
ненадлежащее исполнение денежных
обязательств и обязательных
платежей, возникших до даты введения
финансового оздоровления. Управление
должником в ходе финансового оздоровления
осуществляют, как правило, органы управления
должника. Однако руководитель должника
может быть отстранен судом на основании
ходатайства собрания кредиторов, административного
управляющего или лиц, предоставивших
обеспечение.
Управление должником в период
финансового оздоровления должно
проводиться с рядом ограничений.
Например, должник не вправе без
согласия кредиторов совершать
сделки, в которых у него имеется
заинтересованность, или сделки, связанные
с приобретением, отчуждением или возможностью
отчуждения имущества должника, балансовая
стоимость которого составляет более
5% балансовой стоимости активов должника.
Также должник не вправе без согласия
кредиторов принимать решение о своей
реорганизации. Кроме того, в случае, если
размер денежных обязательств должника,
возникших после введения финансового
оздоровления, составляет более 20% суммы
требований кредиторов, сделки, влекущие
за собой возникновение новых обязательств,
могут совершаться исключительно с согласия
кредиторов. Закон также определяет круг
сделок, для совершения которых необходимо
согласие административного управляющего.
К ним относятся сделки, которые: влекут
увеличение задолженности более чем на
5%, связаны с приобретением, отчуждением
или возможностью отчуждения имущества,
влекут уступку права требования, перевод
долга или получение займа (кредита). Закон
предусматривает и ряд других ограничений
на осуществление полномочий органами
управления должника в период финансового
оздоровления.
Финансовое оздоровление вводится
на срок не более чем 2 года.
Должник вправе до истечения
установленного срока финансового
оздоровления погасить все требования
кредиторов, предусмотренные графиком
погашения задолженности. В этом
случае финансовое оздоровление будет
считаться оконченным досрочно. С другой
стороны, если должником в период финансового
оздоровления неоднократно или существенно
нарушаются сроки удовлетворения требований
кредиторов, суд может принять определение
о введении внешнего управления или решение
о признании должника банкротом, и, таким
образом, процедура финансового оздоровления
будет досрочно прекращена.
Если процедура финансового
оздоровления не была окончена
или прекращена досрочно, должник
обязан за месяц до истечения установленного
срока процедуры предоставить административному
управляющему отчет о результатах финансового
оздоровления. К отчету должны прилагаться:
баланс должника на последнюю отчетную
дату, отчет о прибылях и убытках, документы,
подтверждающие погашение требований
кредиторов. В случае если к этому моменту
требования кредиторов не погашены, собрание
кредиторов принимает решение об обращении
с ходатайством в арбитражный суд о введении
внешнего управления либо о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства. Необходимо отметить, что
общий срок финансового оздоровления
и внешнего управления не должен превышать
2 года. Поэтому следует иметь в виду, что
данное ограничение может послужить причиной
отказа арбитражного суда во введении
внешнего управления.
Если в ходе финансового
оздоровления платежеспособность
должника окажется восстановленной,
производство по делу о банкротстве
должника прекращается.
В заключение отметим, что
со 2 декабря 2002 года (даты вступления
в силу Закона) арбитражные суды должны
вводить процедуру финансового оздоровления
в дела о банкротстве независимо от даты
принятия дела к производству.
Внешнее управление
Как известно, основным средством,
создающим условия для восстановления
платежеспособности должника, является
мораторий на удовлетворение требований
кредиторов1. Прежний закон ограничивался
нормой, в соответствии с которой на период
проведения внешнего управления имуществом
должника вводится мораторий на удовлетворение
требований кредиторов к должнику и введение
моратория не связывалось с прекращением
начисления на должника неустоек (штрафов,
пеней) по денежным обязательствам и финансовых
(экономических) санкций по обязательным
платежам. В связи с этим вероятность восстановления
платежеспособности должника резко снижалась.
По новому Закону мораторий на удовлетворение
требований кредиторов будет означать
не только приостановление исполнения
судебных решений и иных исполнительных
документов о взыскании с должника задолженности,
возникшей по обязательствам, срок исполнения
по которым наступил до введения внешнего
управления.
В этот период не будут
также начисляться неустойки
(штрафы, пени) по этим обязательствам
и финансовые (экономические) санкции
по обязательным платежам, а также
проценты за пользование чужими денежными
средствами. В целях компенсации потерь
кредиторов и государства (по обязательным
платежам) на все «замороженные» суммы
должны начисляться лишь проценты по ставке
рефинансирования Центрального банка
РФ.