Возникновение и прекращение юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:38, дипломная работа

Краткое описание

В качестве цели данной дипломной работы мы выделяем анализ отношений возникновения и прекращения юридического лица, а также формулирование теоретических обобщений и предложений по совершенствованию законодательства.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить задачи.
- определить место возникновения и прекращения юридического лица в системе гражданско-правовых обязательств;
- дать понятие и выявить основные характеристики возникновения и прекращения юридического лица;
- выявить систему нормативно-правовых актов, регулирующих институт возникновения и прекращения юридического лица;
- охарактеризовать особенности элементов возникновения и прекращения юридического лица;
- исследовать правовые возможности юридического лица при защите своих интересов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 376.50 Кб (Скачать)

 

 Кроме того, налогоплательщики-организации  обязаны письменно сообщать в  налоговый орган по месту учета  о ликвидации в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

 

 Ликвидационная комиссия принимает  меры к выявлению кредиторов  и получению дебиторской задолженности,  а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс назначением, которого является предварительное определение соотношение имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он должен содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом с согласованию с органом, зарегистрировавшем эту организацию.

 

 Порядок списания денежных  средств юридического лица по  его долгам предусмотрен ст.855 ГК и содержит два варианта:

 

 если денежных средств достаточно  для оплаты всех долгов, то  они оплачиваются по мере их поступления (п.1 ст.855 ГК);

 

 при нехватке денежных средств  на счете юридического лица  их списание осуществляется в  соответствии с очередностью, установленной  п.2 ст.855 и включающий в себя  пять очередей.

 

 Если юридическое лицо (кроме  учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией требований кредиторов, то закрепленное за юридическим лицом имущество распродается с публичных торгов.1

 

 

 Если имеющиеся у ликвидируемого  юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

 

 Выплата денежных сумм кредиторам  ликвидируемого юридического лица  производится ликвидационной комиссией  в порядке очередности2 в соответствии  с промежуточным ликвидационным  балансом, начиная со дня его  утверждения, за исключением кредиторов  пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

 

 На основании п. 5 ст. 84 Налогового  кодекса Российской Федерации  в случае ликвидации организации снятие с налогового учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

 

 При этом п. 5.4 Порядка и  условий присвоения, применения, а  также изменения идентификационного  номера налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России определено, что основанием для снятия с учета является:

 

 заявление о снятии с учета  в налоговом органе юридического  лица, образованного в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, форма которого утверждена указанным приказом ФНС России, и наличие в налоговом органе представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих проведение процедуры ликвидации в соответствии с положениями статей 61-63 ГК РФ:

 

 распорядительного документа (решения, постановления, приказа) учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного органа либо решения суда о ликвидации;

 

 распорядительных документов  о создании ликвидационной комиссии  и о порядке и предполагаемом  сроке ликвидации;

 

 объявления в средствах массовой  информации (периодических изданиях) о ликвидации организации; 

 

 промежуточного ликвидационного  баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации или  органом, принявшим решение о  ликвидации организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

 

 ликвидационного баланса, утвержденного  учредителями (участниками) организации  или органом, принявшим решение  о ликвидации организации, по  согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

 

 Одновременно с заявлением  о снятии с учета в налоговый  орган представляется свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе организации и все уведомления  о постановке на учет организации в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств.

 

 В соответствии со ст. 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация  при ликвидации юридического  лица осуществляется регистрирующим  органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. При этом документы1, а именно:

 

 а) подписанное заявителем  заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной  Правительством Российской Федерации.  В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

 

 б) ликвидационный баланс

 

 в) документ об уплате государственной  пошлины.

 

 представляются в регистрирующий  орган после завершения процесса  ликвидации юридического лица. Представление  документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган выдает свидетельство о ликвидации общества, а также письмо о снятии с налогового учета. С момента исключения из Единого государственного реестра и общество считается прекратившим свое существование. Ликвидационная комиссия подает копии свидетельства о ликвидации общества в налоговый орган, внебюджетные фонды.

 

 Принудительная ликвидация  юридического лица осуществляется  помимо воли участников организации,  точнее – по волеизъявлению  третьих лиц. Главными причинами  принудительной ликвидации юридического лица являются ситуации:

 

 во-первых, если, при создании  организации были допущены грубые  нарушения закона и эти нарушения  носят неустранимый характер.

 

 Во-вторых, ликвидация предприятия  проводится, если юридическое лицо работает без разрешения (лицензии) или осуществляет деятельность, запрещенную законом.

 

 В-третьих, юридическое лицо  можно ликвидировать, если оно  осуществляет свою деятельность  с иными нарушениями закона  или правовых актов1.

 

 Основанием для принудительной ликвидации юридического лица является решение суда. Естественно, суд не может вынести такое решение по собственной инициативе. Соответствующий иск может быть предъявлен уполномоченным государственным органом, то есть тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

 

 Вопрос о том, кто вправе  инициировать судебное разбирательство,  вызывает естественный интерес  со стороны юридических лиц.  Учитывая, что наиболее часто им приходится иметь дело с органами ФНС России, основную угрозу предъявления иска о ликвидации «предприниматели» видят именно со стороны налоговых органов.

 

 Действительно, согласно НКРФ  налоговые органы вправе предъявлять  в суды общей юрисдикции или  арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах регулирует отношения в сфере налогообложения и налогового контроля (статья 2 НК РФ). Следовательно, полномочия, предусмотренные подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ, могут использоваться налоговыми органами исключительно для решения возложенных на них задач в сфере налоговых правоотношений.

 

 В то же время не следует  забывать, что компетенция налоговых  органов не ограничивается сферой  законодательства о налогах и  сборах. На налоговые органы возложен  целый ряд задач, вытекающих  из "смежных" законодательных  актов. Речь идет, в частности о:

 

 Кодексе Российской Федерации  об административных правонарушениях,

 

 Федеральном Законе "О государственной  регистрации юридических лиц",

 

 Федеральном Законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой  техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

 

 В связи с этим не выглядит  дублированием подпункта 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ наделение налоговых  органов правом инициировать  принудительную ликвидацию юридических  лиц содержащееся в пункте 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О, налоговых органах Российской Федерации". В любом случае, при оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того, насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определенной конкретным актом законодательства. В целом ряде случаев иски о ликвидации юридических лиц могут предъявляться иными государственными органами (Центральным банком Российской Федерации, органами внутренних дел, таможенными органами, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы госнаркоконтроля) и др.), а также органами местного самоуправления. При этом право государственного органа на иск о ликвидации юридического лица должно корреспондировать с компетенцией этого государственного органа. Универсальным правом на предъявление подобных исков обладают органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов.

 

 В случае признания судом  недействительной регистрации юридического лица ликвидация данного лица осуществляется по решению его участников или органа, уполномоченного на то учредительными документами. Подобная ликвидация не является добровольной. Для каждой формы организации установлены общие и индивидуальные основания для принудительной ликвидации юридического лица. Если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его несостоятельным (банкротом), предусмотренном статьей 65 ГК РФ.

 

 Банкротство является одним  из оснований ликвидации юридического  лица. Под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Существование института несостоятельности (б) обусловлено несколькими причинами1:

 

* оградить экономический оборот от последствий неэффективной работы, когда неисполнение приобретает стойкий, систематический характер;

 

* когда возникает угроза, желательно  попытаться сохранить его как  производителя ценностей (товаров,  работ, услуг) и работодателя.

 

 В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Процедуры банкротства не применяются к казенным предприятиям, так как они обладают одновременно признаками и коммерческих и некоммерческих организаций и за их действия субсидиарную ответственность несет собственник (Российская Федерация).

 

 Закон о несостоятельности  (банкротстве) так же предусматривает,  что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами.

 

#G0Правом на обращение в арбитражный  суд с заявлением о признании  должника банкротом в связи  с неисполнением денежных обязательств  обладают должник, кредитор и  прокурор. Для подачи заявления  в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков:

 

 во-первых - требование к должнику  – юридическому лицу должно  в совокупности составлять не  менее пятисот минимальных размеров  оплаты труда;

 

 во-вторых – указанные требования  не погашены в течение трех  месяцев (пункт 2 статьи 29 закона). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника.

 

 Т.е. объявление банкротом,  а также последующая ликвидация  юридического лица могут быть  как принудительная (по судебному  решению), так и добровольная (по  решению самого банкрота, принятому  совместно с его кредиторами  в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 24, 181-183 Закона о банкротстве).

 

 Заявление о признании несостоятельным  может быть подано как кредитором, так и самим должником. В  зависимости от того, кто подает  заявление, закон устанавливает  различный порядок его оформления и содержания.1 Так, при подаче заявления самим должником закон устанавливает следующие правила:

Информация о работе Возникновение и прекращение юридических лиц