В открытый перечень некоммерческих
организаций входят:
потребительский кооператив (ст.
116);
общественные и религиозные
организации (объединения) (ст. 117);
фонды (ст. 118 и 119);
учреждения, финансируемые собственником
(ст. 120);
объединения юридических лиц
в форме ассоциаций и союзов
(ст. 120-123).
Из приведенного выше списка
видно, что организационно-правовых
форм предприятий существует
великое множество. Достаточно
сложно без квалифицированной
юридической консультации выбрать
более приемлемую форму для будущего предприятия.
Предприятия могут создаваться
как гражданами – физическими
лицами, так и другими организациями
– юридическими лицами. В момент
организации предприятия те, кто
принимает решение о его создании,
будут по отношению к этому предприятию
учредителями, при этом не важно, в какой
организационно правовой форме предприятие
создается. Большое значение имеет вопрос
о регистрации юридического лица. Государство
предусматривает возможность создания
его как субъекта права только в установленном
им порядке
В зависимости от характера
участия государственных органов
в регистрации юридического лица
наука гражданского права традиционно
выделяет следующие способы образования
юридических лиц1:
Распорядительный порядок характеризуется
тем, что юридическое лицо возникает на
основе одного лишь распоряжения учредителя,
а специальной государственной регистрации
не требуется, Это явление можно объяснить
тем, что главная роль государства - обойтись
без особой процедуры государственной
регистрации создаваемого юридического
лица. В странах с рыночной экономикой
такой порядок заменяет явочный порядок
образования юридических лиц. Для этого
способа образования юридических лиц
также характерно отсутствие специальной
государственной регистрации последних.
Предприятия (организации) создаются в
силу самого факта желания учредителей,
выражения ими намерения действовать
в качестве юридического лица. Так, некоторое
время в России в явочном порядке создавались
профессиональные союзы, их объединения
и отделения.1 За рубежом явочный порядок
применяется, напри- мер, при создании
ассоциаций во Франции и некоммерческих
учреждений в Швейцарии.2 Однако, в настоящее
время в статье 51 Гражданского Кодекса
не предусматривается исключений о необходимости
государственной регистрации юридических
лиц, поэтому можно предположить что этот
способ образования юридических лиц сегодня
в России не применяется.
Другим способом образования
юридического лица называют разреши-
тельный порядок, который, в свою
очередь, предполагает, что создание предприятия
(организации) разрешено тем или иным компетентным
органом. Современное действующее законодательство
не допускает отказа в регистрации по
мотивам нецелесообразности3, но в принципе
сохраняет разреши- тельный порядок создания
некоторых видов юридических лиц. Для
создания объединений коммерческих организаций
(союзов или ассоциаций) необходимо предварительное
согласие федерального антимонопольного
органа - ГКАП. Практически такое же согласие
нужно и для создания любой коммерческой
организации, если суммарная стоимость
активов ее учредителей (участников) превышает
100 тысяч минимальных размеров труда.1
В России, как и в большинстве европейских
стран, разрешительный порядок предусмотрен
также для образования страховых обществ
и банков.
Правило второго абзаца пункта
1 статьи 51 Кодекса устанавливает
так называемый нормативно-явочный
порядок образования юридических
лиц, который, в свою очередь,
является третьим способом образования
юридического лица - регистрирующий
орган проверяет только соответствие
представленных учредительных документов
и действий учредителей нормам права,
после чего обязан зарегистрировать юридическое
лицо, а вступать в обсуждение вопроса
о целесообразности или полезности создаваемого
юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный
порядок отличается от разрешительного.
Такой способ образования юридических
лиц наиболее распространен в России,
и за рубежом.
Значение государственной регистрации
юридических лиц, ее рациональной
организации, полноты единого реестра
юридических лиц, достоверности содержащихся
в нем сведений и их открытости для любого
заинтересованного лица чрезвычайно велико.
Только такая регистрация обеспечивает
возможность получения необходимой информации
при выборе контрагента и ведении хозяйственных
операций и способствует устойчивости
экономического оборота, поскольку регистрируются
и изменения правового статуса юридических
лиц2. Юридическое лицо считается созданным
с момента его регистрации3, и с этой даты
возникает его правоспособность4.
Одним из требований, предъявляемых
законом к созданию и деятельности
коммерческого юридического лица,
является наличие у него учредительных
документов. Учредительные документы
– это своеобразная визитная
карточка предприятия. В них
содержится полная информация о предприятии:
его наименование, место нахождения, учредители,
порядок управления предприятием и другие
сведения, предусмотренные главой 4 Гражданского
Кодекса РФ и законом для юридических
лиц соответствующего вида. Для ООО –
это Федеральный закон «Об обществах с
ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ
от 08.02.98г. Для ЗАО – это Федеральный закон
«Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от
26.12.95г.
Учредительные документы юридического
лица имеют две важные функции.
Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую
функцию, они доводят до всеобщего сведения
информацию об особенностях формы данного
юридического лица, его правоспособности,
наименовании, организационной структуре,
месте его нахождения и другие сведения,
которые могут иметь значение. Такие сведения,
как правило, играют большую роль для лиц,
вступающих в сделки с юридическим лицом.
В случае изменения содержащихся в учредительных
документах положений новые правила вступают
в силу для третьих лиц только после их
государственной регистрации. При этом
в ситуации, когда третьи лица будут действовать
в своих отношениях с юридическим лицом,
изменения, в учредительные документы
которого ещё не зарегистрированы, с учётом
таких изменений, данное юридическое лицо
не может оспаривать эти действия третьих
лиц.1Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию,
они определяют отношения между учредителями
юридического лица по поводу их участия
в формировании имущества, распределении
прибыли юридического лица, управлении
им и т.д. Так, например, в учредительном
договоре учредители обязуются создать
юридическое лицо, определяют порядок
совместной деятельности по его созданию,
условия распределения между участниками
прибыли и убытков, управления его деятельностью,
условия и порядок выхода учредителей
из его состава.
Основным учредительным документом
предприятия является устав предприятия.
Текст Устава утверждается либо
решением учредителя предприятия
(в том случае, если учредитель
единственный), либо решением общего
собрания учредителей в форме
протокола (в том случае, если учредителей
несколько). Соответствующая запись об
утверждении Устава делается на титульном
листе Устава предприятия.
Регистрирующий орган предъявляет
очень высокие требования к
тексту учредительных документов.
Если текст учредительных документов
не соответствует законодательным актам
или недостаточно полно отражает изложенные
в них нормы, то это может являться основанием
для отказа в регистрации предприятия.
Документы также должны быть определенным
образом оформлены. Ниже приведены общие
требования к оформлению учредительных
документов, предоставляемых в ИФНС.
1. Учредительные документы должны
быть отпечатаны на печатной
машинке либо с помощью компьютерной
техники.
2. Учредительные документы не
должны содержать ошибок, подчисток
или исправлений.
3. Учредительные документы должны
быть пронумерованы, начиная с
титульного листа, прошиты прочными
нитками, концы которых должны
быть завязаны с обратной стороны
документа и проклеены небольшими
листочками бумаги.
4. При наличии в числе учредителей
юридических лиц, документ может быть
опечатан с обратной стороны печатью одного
из юридических лиц.
Необходимо отметить, что вопрос
о юридическом адресе предприятия
является одним из самых важных
в процессе регистрации юридического
лица. Сейчас вместо понятия «юридический
адрес» употребляется понятие «место
нахождения». Местом нахождения предприятия
должен быть реальный адрес, по которому
размещается офис фирмы, орган управления
данного юридического лица. И именно этот
адрес должен фигурировать в уставе предприятия
как адрес его места нахождения.
В качестве адреса места
нахождения юридического лица
можно использовать домашний
адрес учредителя, который имеет
местную прописку. Это разрешено
только для предприятий – субъектов
малого предпринимательства.
Субъектом малого предпринимательства
считается предприятие, в уставном
капитале которого доля участия
Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов
не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному
или нескольким юридическим лицам, не
являющимся субъектами малого предпринимательства,
не превышает 25 %, и в котором численность
работников за отчетный период не превышает
следующих пре - дельных уровней:
в промышленности – 100 человек;
в строительстве 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве –
60 человек;
в научно-технической сфере
– 60 человек;
в оптовой торговле – 50
человек;
в розничной торговле и
бытовом обслуживании населения
– 30 человек;
в остальных отраслях и
при осуществлении других видов
деятельности – 50 человек.1
Завершающим этапом образования
юридического лица является государственная
регистрация2, на котором компетентный
орган проверяет соблюдение условий,
необходимых для создания нового субъекта
права, и принимает решение о признании
организации юридическим лицом. После
чего основные данные об организации включаются
в единый государственный реестр юридических
лиц и становятся доступными для всеобщего
ознакомления.
В настоящее время регистрацию
юридических лиц осуществляют: Министерство
юстиции РФ (в отношении общественных
и религиозных объединений, действующих
на территории РФ или за
ее пределами); органы юстиции
в субъектах РФ (в отношении
общественных и религиозных объединений,
действующих на территории одного или
нескольких (менее половины) субъектов
РФ); Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций (в отношении
средств массовой информации); Центральный
банк РФ (в отношении кредитных организаций);
Государственная регистрационная палата
при Министерстве юстиции РФ (в отношении
предприятий с иностранными инвестициями
нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей
и угледобывающей отраслей, независимо
от величины их уставного капитала, а также
предприятий, объем иностранных инвестиций
в которые превышает 100 тыс. руб.); регистрационные
палаты, созданные администрациями субъектов
РФ, или специальные подразделения в администрациях
субъектов РФ (в отношении всех остальных
юридических лиц, находящихся в субъектах
РФ).
Порядок государственной регистрации
юридических лиц
Государственная регистрация
является основополагающим условием
функционирования любого юридического
лица. Обязательность осуществления
государственной регистрации вновь
создаваемого юридического лица отражена
в нормах действующего законодательства
Российской Федерации1.
В соответствии с п. 2 ст. 51
части первой Гражданского кодекса
РФ, юридическое лицо считается
созданным с момента его государственной
регистрации. С этого же момента, согласно
п. 3 ст. 41 части первой ГК РФ, возникает
правоспособность юридического лица,
т.е. возможность иметь гражданские права,
соответствующие целям деятельности данного
юридического лица, предусмотренным в
его учредительных документах, и нести
связанные с этой деятельностью обязанности.
Осуществление предпринимательской
деятельности без государственной
регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя или без государственной
регистрации в качестве юридического
лица - влечет наложение административного
штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных
размеров оплаты труда1
Государственная регистрация
организаций, имеющих право ведения
предпринимательской деятельности,
осуществляется федеральным органом
исполнительной власти (далее -
регистрирующий орган), установлено, что
Федеральная служба Российской Федерации
по налогам и сборам является уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим, начиная с 1 июля 2002 г.
государственную регистрацию юридических
лиц, а с 1 января 2004 г. и индивидуальных
предпринимателей2 (согласно Закону "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "О государственной регистрации
юридических лиц".Действующим законодательством
Российской Федерации определен так называемый
нормативно-явочный порядок образования
юридических лиц, когда регистрирующий
орган только проверяет соответствие
представленных заявителем учредительных
документов и действий учредителей нормам
права, но не наделен полномочиями рассматривать
вопросы о целесообразности или полезности
вновь создаваемого юридического лица.
Порядок образования юридического лица
и требования, которым должны удовлетворять
действия учредителей, как и требования
к учредительным документам, установлены
законодательством об отдельных видах
юридических лиц, их организационно-правовых
формах 1 января вступил в силу Федеральный
закон от 23.12.03 № 185-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
в части совершенствования процедур государственной
регистрации и постановки на учет юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей".
Внесенные изменения направлены на упрощение
процедур регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей. В
законе реализуется принцип "одного
окна", что подразумевает однократное
обращение юридического лица и индивидуального
предпринимателя в регистрирующий орган.
Функции такого органа выполняют подразделения
Федеральной налоговой службы России
(бывшее Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам), которые затем будут
передавать необходимую информацию в
другие организации. Изменения и дополнения
внесены в 10 законодательных актов Российской
Федерации. Среди них Федеральные законы
от 16.07.99 г. №165-ФЗ "Об основах
обязательного социального страхования",
от 15.12.01 г. №167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации",