Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:58, контрольная работа
В существующей в России системе права действует фрагментарный и бессистемный механизм правового регулирования участия Российской Федерации, субъектов федеративного государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях, что в немалой степени связано с отсутствием в современной российской цивилистике комплексных и непротиворечивых концептуальных разработок по проблеме правового статуса перечисленных публичных образований в имущественном обороте.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовое положение госсударства и государственных
образований …………………………………………………………………………5
1.1. Общие положения. ………………………………………………………………5
Глава 2. Гражданская правоспособность государства……………..……….….6
2.1. Государство как носитель власти. ………………………………………….…...6
2.2. Государство как лицо. …………………………………………………………...8
2.3. Гражданская правоспособность государства. ………………………………….9
Глава 3. Гражданская правоспособность муниципальных
образований………………………………………………………………………....11
3.1. Муниципальные образования как субъекты гражданского права…………...11
Глава 4. Формы участия государства в гражданском обороте …………….…13
4.1. Опосредованное участие государства в гражданском обороте. ………….…..13
4.2. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте. ……………………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..19
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................21
Государство
как таковое неспособно своими действиями
приобретать и осуществлять гражданские
права, а также создавать и исполнять обязанности.
От его имени всегда действуют государственные
органы, как являющиеся юридическими лицами,
так и не признанные таковыми, в рамках
которых действуют должностные лица. Именно
их сознание и воля позволяют действовать
государству как субъекту права.
Глава 3. Гражданская правоспособность муниципальных образований
Государство
участвует в гражданском
В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ -республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 3) муниципальные образования.
От
имени Российской Федерации и субъектов
РФ могут своими действиями приобретать
и осуществлять гражданские права и обязанности,
выступать в суде органы государственной
власти в рамках их
компетенции, установленной актами, определяющими
статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, казна и выборные органы местного самоуправления.
Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). По сути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.
Глава 4. Формы участия государства в гражданском обороте
Государство
может участвовать в
государственные юридические лица в организационно-правовых
формах, предусмотренных действующим
гражданским законодательством. Остановимся
вначале на последней форме участия государства
в гражданском обороте.
Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства. Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм, как государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником (в нашем случае - государством) учреждения. Через этих юридических лиц, косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство.
Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК), однако у этого принципа есть немало исключений (см., напр. п. 5 ст. 115и п. 2 ст. 120 ГК), связанных в основном с государством. Именно государство в ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц. Однако не только в этих исключениях из принципа раздельной ответственности состоит опосредованное участие государства в гражданском обороте.
Государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. В ряде наиболее важных с точки зрения государства случаев за его органами закрепляются контрольные полномочия (согласование, одобрение, утверждение, контроль и т. п.) в отношении таких юридических лиц. Сами по себе эти полномочия не свидетельствуют о непосредственном участии государства в гражданском обороте (сторонами соответствующих сделок становятся созданные государством юридические лица), однако показывают, насколько оно близко к этому.
Однако
далеко не всегда в случае действия
созданного государством юридического
лица имеет место опосредованное
участие государства в
Оно осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом. Однако это последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом и обязывает именно его. Главное, что этот орган действует от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пп. 1 и 2 ст. 125 ГК).
Квалифицирующим
признаком участия государства
в обороте не может быть действие
такого государственного органа, который
не является юридическим лицом. Сейчас
практически все
От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Мингосимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК). Например, интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, могут представлять физические лица, заключившие соответствующие договоры на представление этих интересов.
Таким
образом, российское законодательство
исходит из плюралистической модели
участия государства в
Ситуацию не может исправить и то, что в РФ существует Федеральное казначейство. Оно создано на основании Указа Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе". Положение о федеральном казначействе РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864. Федеральное казначейство представляет собой централизованную систему органов, состоящую из Главного управления, входящего в состав Министерства финансов РФ, и территориальных органов (на местах). Органы казначейства являются юридическими лицами в форме бюджетных учреждений. Основными функциями федерального казначейства являются управление доходами и расходами федерального бюджета РФ (учет средств, их зачисление, перемещение и расходование) и обслуживание внутреннего и внешнего долга РФ. Главное управление федерального казначейства является от имени Министерства финансов РФ официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит РФ, по вопросам финансовых операций Правительства РФ.
Однако
Федеральное казначейство РФ - не единственный
орган, действующий непосредственно от
имени казны. Это лишает казну присущего
ей в ряде иностранных законодательств
единства. Хотя и в нашем законодательстве
закреплен принцип единства казны, однако
он касается лишь денежных средств, зачисляемых
в бюджет или перечисляемых из бюджета.
Иное имущество, как движимое, так и недвижимое,
выведено из "общей кассы", и в отношении
него право представлять государство
закреплено совсем за другими органами,
а именно, за органами по управлению государственным
имуществом. Последние являются распорядителями
практически любого государственного
имущества, кроме бюджетных средств. Поэтому-то
и нельзя говорить о единстве казны (кассы).
Между тем в нашем законодательстве уже
появилась конструкция, исходящая, хотя
и не вполне последовательно, из принципа
единства казны хотя бы по названию. Речь
идет о казенных предприятиях (ст. 115 ГК).
Их учредителем, правда, не является федеральное
казначейство, но название прямо говорит
о том, что они находятся в собственности
казны (хотя на деле пока-государства).
По-видимому,
дальнейшее развитие гражданского законодательства
пойдет в направлении создания единой
казны. Плюралистическая модель участия
государства в гражданском обороте облегчает
тяготы государственных органов, однако
снижает уровень защищенности прав потерпевших.
В частности, довольно странно выглядит
невозможность обратить взыскание по
долгам государства на его имущество,
переданное в ведение (управление) других
лиц. А если казенного имущества недостаточно?
Это вполне возможно применительно, скажем,
к муниципальным образованиям, да, пожалуй,
и к субъектам РФ. Вред и в этих случаях
должен быть возмещен. Очевидно, практика
уже в ближайшее время потребует "снятия
корпоративной маски" с некоторых государственных
юридических лиц.
1.
Государство, субъекты
Государство,
федеральные и муниципальные
образования в совокупности представляют
отдельную организационно-