Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:58, контрольная работа
В существующей в России системе права действует фрагментарный и бессистемный механизм правового регулирования участия Российской Федерации, субъектов федеративного государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях, что в немалой степени связано с отсутствием в современной российской цивилистике комплексных и непротиворечивых концептуальных разработок по проблеме правового статуса перечисленных публичных образований в имущественном обороте.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовое положение госсударства и государственных
образований …………………………………………………………………………5
1.1. Общие положения. ………………………………………………………………5
Глава 2. Гражданская правоспособность государства……………..……….….6
2.1. Государство как носитель власти. ………………………………………….…...6
2.2. Государство как лицо. …………………………………………………………...8
2.3. Гражданская правоспособность государства. ………………………………….9
Глава 3. Гражданская правоспособность муниципальных
образований………………………………………………………………………....11
3.1. Муниципальные образования как субъекты гражданского права…………...11
Глава 4. Формы участия государства в гражданском обороте …………….…13
4.1. Опосредованное участие государства в гражданском обороте. ………….…..13
4.2. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте. ……………………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..19
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................21
ОГЛАВЛЕНИЕ
В
существующей в России системе права
действует фрагментарный и
Означенная
проблема приобретает особую остроту
при рассмотрении вопросов, связанных
с реализацией и защитой
Государство, федеральные и муниципальные образования недостаточно широко используют субинституты гражданского права, позволяющие получать неналоговые доходы без отчуждения принадлежащего им имущества (эксплуатация имущественных комплексов, использование имущества третьих лиц с приобретением в свою собственность извлекаемых плодов, продукции, доходов и т.п.).
В свете вышеизложенного представляется своевременной и актуальной разработка теоретических вопросов, касающихся участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом, и, в первую очередь, выявления особенностей их юридической природы.
Предметом контрольной работы выступает комплекс отношений, возникающих в связи с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.
Целями контрольной работы являются определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско-правовых отношениях, уточняющей и систематизирующей существующие теоретические взгляды на эту проблему.
Методологическую основу написания контрольной работы определили современные общенаучные и частнонаучные методы познания, включая: системный, логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-логический, и других.
Работа
изложена с учетом комплексного характера
затронутых проблем. В связи с
этим в ней широко использованы работы
юристов, представляющих как частное,
так и публичное право, теоретиков права
и историков.
Правовое
положение государства и
Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.
В
то же время Российское государство
является многоуровневым образованием.
Это связано как с
Подобная
многоуровневость должна учитываться
при анализе пра-восубъектности государства
и государственных (муниципальных) образований.
Но она важна не всегда. Гражданское законодательство
исходит из того, что в целом участие государства
и его частей в гражданском обороте строится
на одинаковых принципах. Имеются, однако,
и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное
о государстве распространяется на все
государственные (муниципальные) образования,
если иное особо не оговорено.
Глава 2. Гражданская правоспособность государства
Государство,
как и другие субъекты гражданского
права, может участвовать в
Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета.
Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей территории государство олицетворяет наивысшую власть. Никто не может вмешиваться во внутренние дела государства, если только иное не вытекает из общих принципов международного права. Вовне суверенитет проявляется как независимость данного государства от других государств и иных субъектов международного права.
Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права, а именно:
-
государство само принимает
-
государство может принимать
административные акты, из которых
возникают гражданско-правовые
-
государство сохраняет
Перечисленные
свойства выражают далеко не все особенности
государства как участника
Это
особое положение отражает две противоположные
тенденции. С одной стороны, необходимость
уравнивания государства в
В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного право-понимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права.
В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского права. Таким образом, происходит своеобразное "расщепление" личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.
И тем не менее властная (публично-правовая) сущность государства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается, тем не менее, юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная - физические лица, юридические лица и особое лицо - государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего рада субъектов. Вместе с тем конструкция "особого лица" таит в себе и ряд проблем.
Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоят особенности государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному пути, распространяя на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Правоспособность государства
Государство
участвует в гражданском
Поэтому правоспособность государства можно назвать целевой - она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению. Оно не может, к примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от ответственности и т. д. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском обороте, вытекают и из других норм Конституции.