Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа
Все источники муниципального права как отрасли права можно разделить на четыре большие группы:
К первой группе относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления.
Вторую группу источников муниципального права составляют федеральные нормативно-правовые акты.
К третьей группе источников муниципального права относятся нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Четвертую группу источников муниципального права составляют нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Под субъектами муниципального права следует понимать участников муниципально-правовых отношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями.
Введение……………………………………………………………………3
1. Источники муниципального права……………………………………5
2. Субъекты муниципального права……………………………………..8
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………….13
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт управления и безопасности предпринимательства
Кафедра права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Муниципальное право
на тему: Субъекты и источники муниципального права
Выполнила студентка
заочной формы обучения
___________«__________________
(код)
_4_ курса ЮШЗУ-01-09 группы _________/ Сайфутдинова Э.Ф./
(индекс)
Преподаватель-рецензент
доцент кафедры права
(должность) (наименование) (подпись) (Ф.И.О.)
Уфа 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….13
Введение
Муниципальное право – комплексная отрасль права
Понятие “муниципальное право” – новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.
В законодательстве Российской
федерации термин “муниципальный”
применяется для характеристики
как городского, так и сельского
самоуправления. При этом, однако, надо
учитывать, что в Конституции
Российской Федерации используются
понятия не “муниципалитет”, “муниципальные
органы”, “муниципальное право”, а
“местное самоуправление”, “органы
местного самоуправления”. Но вместе
с тем в качестве одной из форм
собственности Конституция
Термин “муниципальное право Российской Федерации” употребляется в двух основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации, и во-вторых, так именуется научная дисциплина – совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. Кроме того, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Однако каждое из этих понятий – и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.
Вопрос об источниках муниципального
права представляет собой значительную
трудность, обусловленную огромным
массивом и численностью нормативно-правовых
актов, которые приняты и принимаются
в стране. Особое место среди источников
муниципального права занимают источники,
содержащиеся в международно-правовых
договорах. В ст. 15 Конституции РФ
сказано, что общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры РФ –
составная часть ее правовой системы.
Если международным договором, в
котором участвует РФ, установлены
иные правила, чем в национальном
законодательстве, то применяются правила
международного договора при условии
его ратификации в
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ по вопросам организации местного самоуправления:
- Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г.;
- решения Конгресса местных и региональных органов власти Европы.
2. Нормативные акты РФ:
- Конституция РФ как основной источник муниципального права;
- Федеральные конституционные и федеральные законы;
- Указы Президента РФ;
- Постановления Конституционного Суда РФ;
- Постановления Правительства РФ.
3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ:
- конституции республик, уставы других субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- акты президентов республик, глав администраций других субъектов РФ;
- постановления законодательных органов государственной власти субъектов РФ;
- акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ.
4. Нормативно-правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления:
- решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, собрании граждан;
- решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;
- решения, принимаемые исполнительными органами местного самоуправления;
- решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.
5. По направленности правового
регулирования все источники
можно подразделить на
Материальные источники имеют предметом своего регулирования муниципально-правовые общественные отношения, связанные с организацией местного самоуправления, решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.
Процессуальные источники,
в отличие от материальных, направлены
на процедуру обеспечения
Главный источник муниципального права – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который определяет роль местного самоуправления в реализации народовластия, правовые, экономические и социальные основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в РФ.
Кроме этого важное место в системе источников муниципального права занимает Федеральный закон от 25 октября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», который определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, регламентирует основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
Нормы муниципального права содержатся и в других источниках муниципального права. Среди них следует назвать Федеральный законы от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; от 19 сентября 1997 г.
2. Субъекты муниципального права.
Под субъектами муниципального
права следует понимать участников
муниципально-правовых отношений, наделенных
субъективными правами и
Субъекты муниципально-правовых
отношений можно условно
1. Особый субъект муниципального
права, к которому следует
- муниципальные образования, как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых реализуется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
- местное население муниципального образования, обладающие активным избирательным правом, проживающие на территории муниципального образования.
2. Основные субъекты
- местные жители, к которым относят граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования и объединенных общими интересами.
Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также им гарантируется возможность получения и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом;
- выборные и другие органы, наделенные правомочиями на решения вопросов местного значения, не входящих в систему органов государственной власти. К ним относятся представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
- органы территориального общественного самоуправления, создаваемые в рамках самоорганизации граждан по месту их жительства в части территории муниципального образования для самостоятельной реализации собственных интересов по вопросам местного значения под свою ответственность.
3. Субъекты муниципально-
Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства в части территории муниципального образования, инициируют вопросы местного значения. В соответствии с уставом муниципального образования данные органы могут быть юридическими лицами.
Цель ассоциаций и союзов
муниципальных образований –
координация деятельности, более
эффективное осуществление прав
и интересов муниципальных
Государственные органы взаимодействуют
с другими субъектами муниципально-правовых
отношений, оказывая государственную
поддержку местному самоуправлению,
создавая необходимые правовые, организационные,
материально-финансовые условия для
становления и развития местного
самоуправления, контроль в реализации
отдельных государственных
Органы местного самоуправления
определяют цели, условия и порядок
деятельности муниципальных предприятий,
учреждений и организаций, находящихся
на территории муниципального образования,
которые играют важную роль в обеспечении
жизнедеятельности населения
Взаимоотношения органов
местного самоуправления с предприятиями,
учреждениями и организациями, не находящимися
в муниципальной собственности,
строятся на основе договоров. Органы
местного самоуправления в соответствии
с законом вправе координировать
участие данных предприятий, учреждений
и организаций в комплексном
социально-экономическом
Информация о работе Субъекты и источники муниципального права