Субъекты и источники муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Все источники муниципального права как отрасли права можно разделить на четыре большие группы:
К первой группе относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления.
Вторую группу источников муниципального права составляют федеральные нормативно-правовые акты.
К третьей группе источников муниципального права относятся нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Четвертую группу источников муниципального права составляют нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Под субъектами муниципального права следует понимать участников муниципально-правовых отношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Источники муниципального права……………………………………5
2. Субъекты муниципального права……………………………………..8
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………….13

Файлы: 1 файл

муниц.право.docx

— 25.74 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления и  безопасности предпринимательства

Кафедра права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  Муниципальное  право      

на тему:    Субъекты и источники муниципального права

 

Выполнила студентка

заочной формы обучения

___________«__________________________________________________»

        (код)                                           (наименование)

 

_4_ курса ЮШЗУ-01-09 группы        _________/ Сайфутдинова Э.Ф./

                  (индекс)                         (подпись)                (Ф.И.О.)

Преподаватель-рецензент

доцент кафедры права                         _____________ / Рудман М.Н.  /

        (должность)            (наименование)   (подпись)              (Ф.И.О.)

 

Уфа 2013

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

    1. Источники муниципального права……………………………………5
    2. Субъекты муниципального права……………………………………..8

Заключение………………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………….13

 

Введение

Муниципальное право –  комплексная отрасль права

Понятие “муниципальное право” – новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.

В законодательстве Российской федерации термин “муниципальный”  применяется для характеристики как городского, так и сельского  самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции  Российской Федерации используются понятия не “муниципалитет”, “муниципальные органы”, “муниципальное право”, а  “местное самоуправление”, “органы  местного самоуправления”. Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную  собственность, признавая право  самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении. Федеральный  закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г. устанавливает, что термины  “муниципальный” и “местный”  и словосочетания с этими терминами  применяются в отношении органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано  с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления  населением местного самоуправления (ст. 1). Этот же Закон, регулируя вопросы  законодательной базы местного самоуправления, прямо говорит о нормах муниципального права (ст. 7). Таким образом, имеются  все основания именовать новую  отрасль российского права муниципальным  правом, которое по существу является правом местного самоуправления.

Термин “муниципальное право  Российской Федерации” употребляется  в двух основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область  общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации, и во-вторых, так именуется научная дисциплина – совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. Кроме того, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Однако каждое из этих понятий – и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.

 

  1. Источники муниципального права.

Вопрос об источниках муниципального права представляет собой значительную трудность, обусловленную огромным массивом и численностью нормативно-правовых актов, которые приняты и принимаются  в стране. Особое место среди источников муниципального права занимают источники, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ –  составная часть ее правовой системы. Если международным договором, в  котором участвует РФ, установлены  иные правила, чем в национальном законодательстве, то применяются правила  международного договора при условии  его ратификации в установленном  порядке. Поэтому для преодоления  информационного барьера необходимо дать классификацию источников муниципального права.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ по вопросам организации местного самоуправления:

- Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г.;

- решения Конгресса местных и региональных органов власти Европы.

2. Нормативные акты РФ:

- Конституция РФ как основной источник муниципального права;

- Федеральные конституционные и федеральные законы;

- Указы Президента РФ;

- Постановления Конституционного Суда РФ;

- Постановления Правительства РФ.

3. Нормативно-правовые акты  субъектов РФ:

- конституции республик, уставы других субъектов РФ;

- законы субъектов РФ;

- акты президентов республик, глав администраций других субъектов РФ;

- постановления законодательных органов государственной власти субъектов РФ;

- акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ.

4. Нормативно-правовые акты  органов и должностных лиц  местного самоуправления:

- решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, собрании граждан;

- решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;

- решения, принимаемые исполнительными органами местного самоуправления;

- решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

5. По направленности правового  регулирования все источники  можно подразделить на материальные  и процессуальные.

Материальные источники  имеют предметом своего регулирования  муниципально-правовые общественные отношения, связанные с организацией местного самоуправления, решению вопросов местного значения и реализации отдельных  государственных полномочий.

Процессуальные источники, в отличие от материальных, направлены на процедуру обеспечения общественных отношений, связанных с реализацией  полномочий деятельности органов местного самоуправления, являются формой его  обеспечения.

Главный источник муниципального права – Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ», который определяет роль местного самоуправления в реализации народовластия, правовые, экономические и социальные основы местного самоуправления и государственные  гарантии его осуществления, устанавливает  общие принципы организации местного самоуправления в РФ.

Кроме этого важное место  в системе источников муниципального права занимает Федеральный закон  от 25 октября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», который определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, регламентирует основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Нормы муниципального права  содержатся и в других источниках муниципального права. Среди них  следует назвать Федеральный  законы от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении  конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; от 19 сентября 1997 г.

 

2. Субъекты муниципального  права.

Под субъектами муниципального права следует понимать участников муниципально-правовых отношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъектами муниципально-правовых отношений являются муниципальные  образования; население муниципальных  образований; собрание граждан; органы местного самоуправления; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные  лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных  образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на три вида:

1. Особый субъект муниципального  права, к которому следует отнести:

- муниципальные образования, как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых реализуется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;

- местное население муниципального образования, обладающие активным избирательным правом, проживающие на территории муниципального образования.

2. Основные субъекты муниципально-правовых  отношений, наделенные правом  принимать решения по вопросам  местного значения:

- местные жители, к которым относят граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования и объединенных общими интересами.

Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, право  на ознакомление с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и  гражданина, а также им гарантируется  возможность получения и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено  законом;

- выборные и другие органы, наделенные правомочиями на решения вопросов местного значения, не входящих в систему органов государственной власти. К ним относятся представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;

- органы территориального общественного самоуправления, создаваемые в рамках самоорганизации граждан по месту их жительства в части территории муниципального образования для самостоятельной реализации собственных интересов по вопросам местного значения под свою ответственность.

3. Субъекты муниципально-правовых  отношений, содействующие в осуществлении  местного самоуправления. К этому  виду участников муниципально-правовых  отношений следует отнести органы  территориального общественного  самоуправления; ассоциации и союзы  муниципальных образований; государственные  органы; общественные объединения;  предприятия; учреждения; организации.

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые  гражданами по месту жительства в  части территории муниципального образования, инициируют вопросы местного значения. В соответствии с уставом муниципального образования данные органы могут быть юридическими лицами.

Цель ассоциаций и союзов муниципальных образований –  координация деятельности, более  эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут  передаваться полномочия органов местного самоуправления: они регистрируются в порядке, установленном для  некоммерческих организаций.

Государственные органы взаимодействуют  с другими субъектами муниципально-правовых отношений, оказывая государственную  поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для  становления и развития местного самоуправления, контроль в реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления и т.д.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок  деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, находящихся  на территории муниципального образования, которые играют важную роль в обеспечении  жизнедеятельности населения муниципального образования, регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы и т.д.

Взаимоотношения органов  местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций в комплексном  социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Информация о работе Субъекты и источники муниципального права