Строительный подряд в гражданском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:39, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы не подлежит сомнению, так как фундаментальные изменения, произошедшие в экономической системе государства и направленные на переход от командно-административной системы управления экономическими отношениями к рыночным механизмам хозяйствования, обусловили широкую законодательную деятельность государства по закреплению правил, способных наиболее эффективно регулировать складывающиеся рыночные отношения. В новом законодательстве был заложен качественно иной метод правового регулирования, основанный на незыблемости института собственности, равной защиты всех ее форм и участников. Законодательные нововведения затронули также отношения в с

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Подрядные отношения в гражданском праве 6
Понятие и история возникновения подрядных отношений 6
Договор подряда и его особенности 10
Понятие и предназначение
строительного подряда…………………………………………………………20
ГЛАВА 2. Особенности осуществления строительного подряда 23
Основные виды сделок строительного подряда 23
Существенные условия договора строительного подряда 26
Порядок заключения договора строительного подряда 33
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

            Оглавление 

Введение 3

ГЛАВА 1. Подрядные отношения в гражданском праве 6

  1. Понятие и история возникновения подрядных отношений 6
  2. Договор подряда и его особенности 10
  3. Понятие и предназначение

строительного подряда…………………………………………………………20

ГЛАВА 2. Особенности осуществления строительного подряда 23

  1. Основные виды сделок строительного подряда 23
  2. Существенные условия договора строительного подряда 26
  3. Порядок заключения договора строительного подряда 33

Заключение 40

Список литературы 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность данной темы не подлежит сомнению, так как фундаментальные изменения, произошедшие в экономической системе государства и направленные на переход от командно-административной системы управления экономическими отношениями к рыночным механизмам хозяйствования, обусловили широкую законодательную деятельность государства по закреплению правил, способных наиболее эффективно регулировать складывающиеся рыночные отношения. В новом законодательстве был заложен качественно иной метод правового регулирования, основанный на незыблемости института собственности, равной защиты всех ее форм и участников. Законодательные нововведения затронули также отношения в сфере строительства. В соответствии с этим новый Гражданский кодекс РФ впервые за последние десятилетия закрепил наиболее полную реализацию принципа свободы договора строительного подряда. В предшествующий же период, как отмечает М.И. Брагинский, «превалирование административных элементов в правовом режиме капитального строительства повлекло за собой то, что содержание договора, связывающего заказчика с подрядчиком, оказалось полностью подчиненным обязательным для сторон нормативным и ненормативным актам. В результате сфера действия договорного согласования была резко ограничена». В настоящее время изменился метод правового регулирования отношений, теперь стороны вправе самостоятельно выбирать условия договора подряда на капитальное строительство, конкретизировать и изменять их по своему усмотрению; расширилось число участников подрядных отношений, которыми могут быть как юридические, так и физические лица; нормы о договоре строительного подряда более конкретизированы и дополнены с ранее действующем законодательством.

     Между тем, недостаточная проработанность вопроса о природе подрядных отношений в строительстве, нерешимость проблемы обеспечения надлежащего качества строительных и иных работ, спорность в вопросе о праве собственности на результат работ выполняемых в рамах договора строительного подряда. Все сказанное в совокупности и предопределяет актуальность настоящего исследования.

     Объектом исследования выступают регулируемые гражданским законодательством общественные отношения в сфере правового регулирования отношений строительного подряда.

      Предметом данного исследования выступают нормы отечественного законодательства, регулирующие подрядные отношения в сфере капитального строительства, правоприменительная практика, в том числе судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

     Целью работы являются исследования возникновения договора строительного подряда, теоретический анализ законодательства о договоре строительного подряда.

     Вышеуказанная цель и предопределила постановку следующих задач: рассматривать правовую природу договора строительного подряда и выделить его существенные признаки, позволяющие отграничить исследуемый договор от иных гражданско-правовых договоров; исследования особенности заключения договора строительного подряда, в том числе, когда такое заключение договора обязательно для подрядчика или заказчика; проанализировать имеющиеся нормативно-правовые акты, регулирующие отношения строительного подряда; решить проблемные вопросы исполнения и ответственности за нарушение договора строительного подряда.

     Среди научных и практических работников, исследующих нормы о договоре строительного подряда, прежде всего хотелось бы отметить М.И. Брагинского. Его работы, посвященные подряду вообще и строительному подряду в частности, занимают главенствующее положение среди литературы по этой теме и отличаются глубиной и комплексностью проведенных исследований.

     Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных источников, использованной научной литературы и материалов судебной практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ГЛАВА 1. Подрядные отношения в гражданском праве

      § 1.1 Понятие и история возникновения подрядных отношений

     Договор строительного подряда занимает одно из важнейших мест в системе гражданско-правовых договоров, поскольку опосредует отношения в такой важной сфере как строительство. Строительство относится к числу важнейших отраслей общественного производства, которое определяло и определяет развитие страны в экономическом, политическом и социальном направлениях. Но не стоит думать, что договор строительного подряда является порождением настоящего времени, хотя, безусловно, свое развитие и детализацию он получил только в современном праве.

     Некоторые положения договора строительного подряда были известны праву Древних государств. В частности, законами Хаммурапи предусматривалось нормы о цене работы строителя: «Если строитель построит человеку дом и завершит ему его, то тот должен дать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый cap площади дома»1, а также определялась ответственность строителя за ненадлежащее качество работы.

     В праве Древнего Рима договор подряда развивался в системе особого договорного типа (договор найма - locatio conductio), включавшего в себя три самостоятельных вида договора: аренда (или наем вещей) - locatio conductio rei; наем работ (подряд) - locatio conductio operis; наем услуг - locatio conductio operarum.

      Римское частное право под договором подряда понимало соглашение, по которому «...подрядчик (conductor или redemptor) обязан сделать за вознаграждение определенную работу, обычно над чужой вещью, отвечая за ее сохранность в пределах custodia»". Уже в праве Древнею Рима проводилось четкое различие между договором найма услуг и договором 

подряда по ряду признаков, основным из которых является наличие или отсутствие законченного результата деятельности исполнителя - opus.

     В истории государства и права России подрядные отношения в строительстве также нашли свое закрепление в нормативных актах. Впервые о существование подрядных отношений упоминается в памятнике древнего русского права — Русской Правде, в ст. 43 которой определяется плата строителям за постройку моста: «А такова плата мостникам: когда построят мост, то пусть возьмут по окончании своей работы ногату от каждого устоя моста по ногате, столько же при починке ветхого моста, хотя бы несколькими досками, 3-мя, 4-мя или 5-ю».

      Дальнейшее развитие договора строительного подряда продолжилось уже при советской власти. Начало положил Декрет СНК СССР от 01.12.1919 г.2 В нем проявилось весьма настороженное отношение к строительству как определенному виду деятельности, которая олицетворяла тогда для законодателя в наибольшей степени то, против чего была направлена революция, - частное хозяйство и частный рынок. По отмеченной причине строительный подряд подлежал особому контролю со стороны государства. С этой целью было установлено, что о каждом договоре подряда, имевшем предметом проведение строительства и связанных с ним работ, кем бы такой договор ни заключался, необходимо было сообщать, финансовым органам. В последствии Постановлением СТО от 24 ноября 1920 г,3 государственным учреждениям и предприятиям, а также общественным организациям вообще запретили вступать в подрядные отношения, а ранее заключенные договоры объявлялись с 1 января 1921г. аннулированными. Это означало, что строить для себя можно было только своими силами. Так подрядный способ был вытеснен хозяйственным, который, как подчеркивал И.Л. Брауде, сводился к тому, что «капитальное строительство ведется для своих нужд, своими средствами (строительными механизмами, инвентарем и рабочей силой)»'.

     В 1921 году Совет народных комиссаров утвердил положение «О государственных подрядах и поставках»4. В соответствии с указанным положением по договору подряда подрядчик брал па свой страх и риск выполнение определенного задания государственного предприятия (учреждения), которое обязано было оплатить выполненные работы. В положении доминирующая роль отводилась государству, что было обусловлено изменившейся после революции ситуацией, когда основным собственником в экономике стало государство и выполнение госзаказа стало приоритетной задачей. Принятый в 1922 году Гражданский кодекс РСФСР; не изменил правового регулирования договора подряда.

     С развитием науки и техники перед экономикой страны стала задача создания крупных производственных комплексов (заводов, атомных станций, и других крупных производств), строительство которых не могло вестись хозяйственным способом, то есть силами и средствами одной организации. Появилась необходимость в особом правовом регулировании отношений с заказниками, на стороне которых выступали государственные предприятия, учреждения,  различные  министерства  и  ведомства.   С   этого  момента подрядный способ ведения строительных работ стал вытеснять хозяйственный.

      При осуществлении кодификации данная тенденция была учтена и в Гражданском кодексе РСФСР 19645 года из договора подряда выделяется договор на капитальное строительство. Кроме кодекса отношения в области капитального строительства регулировались еще целым рядом подзаконных актов, издаваемых министерствами и ведомствами, составляющими законодательство о капитальном строительстве. К их числу можно отнести Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1969 года, утвержденные постановлением Советом Министров СССР от 24.12.1969 № 9736 устанавливающие очень жесткий правовой режим в отношении капитального строительства.

     Использование законодателем термина «капитальное строительство» 
для обозначения соответствующего законодательного массива не случайно. 
«Заведомо предполагалось, что существует строительство, лишенное 
признака «капитального» и тем самым находящееся за пределами 
соответствующей системы актов» . Советская юридическая наука под 
капитальным строительством понимала «...специфическую совместную 
хозяйственно-производственную деятельность социалистических

организаций и предприятий, направленную на создание основных фондов путем строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов»7. Исходя из приведенного определения капитального строительства, можно с уверенностью утверждать, что под правовое регулирование законодательством о капитальном строительстве не подпадало строительство индивидуальных домов и иное строительство, связанное с удовлетворением личных потребностей граждан. Правовой режим капитального строительства распространялся на строительство и реконструкцию основных фондов, с использованием централизованных капитальных вложений, а также за счет нецентрализованных источников финансирования. В силу чего данная сфера подвергалась особому правовому регулированию со стороны государства.

     Впервые в истории российского права вводится законодательное определение договора на капитальное строительство. В соответствии со ст. 368 ГК РСФСР 1964 г. по договору подряда на капитальное строительство организация-подрядчик обязуется своими силами и средствами построить и сдать организации-заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование строительства, принять законченные строительством объекты и оплатить их.

     В Основах гражданского законодательства ССР и союзных республик 1991 года договор подряда на капитальное строительство уже не выделялся как самостоятельный вид договора. В качестве сторон договора могли выступать на равных началах юридические и физические лица.

     Дальнейшее развитие рыночных отношений, а также изменившиеся политическая ситуация потребовали от государства качественно нового уровня юридического оформления складывающихся отношений.

      Как видим договор подряда, и договор строительного подряда в частности, имеет более чем двухтысячелетнею историю и зародился еще в Древних государствах. Особое развитие он получил в римском частном праве, в котором впервые в мире было дано определение договора подряда, что выделило его от иных договоров, в том числе близкого к подряду договора как договор возмездного оказания услуг. На протяжении всей истории права государство всегда проявляла особый интерес к правовой регламентации подрядных отношений, постоянно совершенствуя правовые конструкции договора подряды, а в его составе и договора строительного подряда. При этом в истории государства и права России именно государство всегда являлось крупнейшим заказчиком строительных работ и во многом развитие института договора строительного подряда связано именно с этим. С развитием экономических отношений, появились предпосылки для выделения договора строительного подряда в качестве самостоятельного подвида договора подряда. Что и было сделано при принятии современного ГК РФ.

      § 1.2. Договор подряда и его особенности

     По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.8

Информация о работе Строительный подряд в гражданском праве