Средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Ранее в условиях гигантского монополизма и господства государственной собственности, с одной стороны, и отсутствия конкуренции и скудности товарного рынка с другой стороны, забота об индивидуализации производителей и выпускаемых ими товаров была практически не нужной. С переходом к рыночной экономики отношения к указанным объектам стало коренным образом меняется.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………3
I Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг и понятие интеллектуальной собственности……………………………………6
Понятие интеллектуальной собственности……………………………..…….6
Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг……………9
II Средства индивидуализации юридического лица……………….…..12
2.1 Фирменное наименование как обозначение фирмы…………………….…..12
2.2 Коммерческое обозначение…………….………………………………….…17
2.3 Доменное наименование………………………………………………….…..22
III Средства индивидуализации продукции юридического лица, выполняемых работ или услуг……………………………………………..….26
3.1 Товарный знак и знак обслуживания……………………………………..…26
3.2 Наименование места происхождения товара и его правовая охрана…..…32
3.3 Производственная марка…………………………………………………..…36
Заключение…………………………………………………………………..…...38
Список источников…………………………………….……………………..…45

Файлы: 1 файл

kur_rab.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

3. Следует отметить, что термин "коммерческое обозначение"  в российском гражданском законодательстве содержится только в гл.54 ГК РФ, однако при этом не дается его определение или какая-либо иная расшифровка.

Диспозиция ст.1027 ГК РФ содержит указание на то, что коммерческое обозначение  признается российским законодательством  в качестве объекта исключительных прав, что наглядно демонстрируется выдержкой из указанной статьи: "... комплекс исключительных прав: в том числе право на: коммерческое обозначение: а также другие: объекты исключительных прав...".

Таким образом, из лексического анализа  термина "коммерческое обозначение" вытекает, что коммерческое обозначение - это знак (отличительный признак), используемый субъектом предпринимательской деятельности с целью индивидуализации себя, своего дела (бизнеса), а также производимых (выполняемых, оказываемых) им товаров (работ, услуг).

Содержание права на коммерческое обозначение, на наш взгляд, должно определяться по аналогии с правами  на другие объекты интеллектуальной собственности. Общая норма содержится в ст.138 ГК РФ. Она гласит: "Использование  результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя". Таким образом, управомоченное лицо получает исключительное право использования коммерческого обозначения всеми возможными способами (на товарах, в рекламе, на предметах внешней атрибутики юридического лица и т.д.), в том числе в составе других объектов промышленной собственности (товарных знаков и фирменных наименований). При этом возможные коллизии следует разрешать по принципу "старшинства" столкнувшихся прав.

4. С помощью доменного имени  компании индивидуализируют себя  и свои товары, услуги на интернет - рынке. Зарегистрировав доменное  имя и разместив по этому  адресу сайт, компания может упоминать его в рекламе, предоставлять информацию о товарах и услугах, предлагать их к продаже, выделять последующие подуровни доменного имени, распределять их, взимая за это плату и т.д. Таким образом, доменное имя фактически выполняет функции товарного знака или фирменного наименования и имеет зачастую серьезную коммерческую. Следовательно, можно сделать вывод о том, что и оно относится к средствам индивидуализации.

Для признания нарушения прав правообладателя  необходимы следующие условия.

Во-первых, в доменном имени должно использоваться обозначение, сходное или идентичное товарному знаку или фирменному наименованию.

Во-вторых, при этом создается опасность (возможность) смешения в отношении  предприятия, продуктов или промышленной собственности или торговой деятельности конкурента.

В-третьих, доменное имя используется его владельцем в коммерческих целях.

В-четвертых, владелец исключительных прав не давал разрешения на такое  использование.

В-пятых, владелец доменного имени  не имеет никаких законных прав в отношении данного доменного имени.

При наличии всех выше названных  условий арбитражные суды признают использование доменного имени  недобросовестным и констатируют нарушение  прав на товарный знак и (или) фирменное  наименование.

5. В Российском праве товарным знаком и знаком обслуживания признаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.

Право на товарный знак является исключительнгым субъективным правом. Положение об исключительном праве владельца товарного знака закреплено в пункте 1 статьи 6 Закона. Оно изложено как в позитивной, так и в негативной форме: владелец знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другими лицами. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов. Предусмотрена свободная передача права на товарный знак, т.е. возможность его купли-продажи или предоставления лицензии на него, при этом без обязательного полного или частичного отчуждения предприятия, которое использует этот знак.

6. Под наименованием места происхождения  товара, исходя из статьи 30 Закона, понимается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Наименование места происхождения  соответствует праву коллективного  пользования, связанному с конкретной территорией. Это право может  быть использовано лишь в отношении товаров этого географического объекта, которые были произведены в соответствии с определенными правилами.

Анализ специфики наименования места происхождения товара как  объекта промышленной собственности  свидетельствует о том. Что наименование не может быть объектом исключительного права в его классическом понимании. Никто не может добится монополии на использование, какого либо наименования места происхождения товара

7. Производственная марка-это  словесно-описательный способ индивидуализации  товара. Она вобезательном порядке включает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, названия товра, перечень его основных потребляемых свойств и ряд других данных о товаре.

Действующее российское законодательство не содержит специальных  норм, регламентирующих нанесениепроизводственной марки, она может применятся без какой либо спецальпой регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

 Проведя анализ  Средства индивидуализации юридического  лица, индивидуализаии продукции,  выполняемых работ или услуг в Российской Федерации автор  данной роабты хотелось бы внести следущие предложения по совершнствованию действущего законодательства:

1.Учитывая специфику "фирменных  отношений". В отличие от товарных  знаков фирма рассчитана в  основном на контрагентов предпринимателя. Она носитель его деловой репутации в узком  прочтении этого слова — репутации, "обращенной" к партнерам по бизнесу, поэтому представляется, оптимальным решением стало бы включение в будущий закон о фирменных наименованиях "диспозитивной" нормы, аналогичной ст. 25 Закона о товарных знаках: "Фирменное наименование может быть уступлено правообладателем по договору юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Уступка фирменного наименования отдельно от предприятия не допускается, если она может послужить причиной введения в заблуждение потребителей или контрагентов фирмовладельца".

В  целом нормы о содержании фирменного наименования разбросаны по нескольким правовым актам. Необходим  общий нормативный акт, устанавливающий  единые требования к содержанию фирменного наименования. Надеемся, что принятие закона "О фирменных наименованиях" восполнит пробел в правовом регулировании данной сферы.

2. Действительно, приходится  констатировать, что в российском  законодательстве не содержится расшифровки термина "коммерческое обозначение" и не определен его правовой статус. Отсюда, учитывая положения абз.1 ст.138 ГК РФ о том, что исключительное право граждан и юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ и услуг признается в случае и в порядке, установленных Гражданским кодексом и другими законами, напрашивается следующий вывод: действующее в настоящий момент законодательство прямо не предусматривает охрану коммерческого обозначения как самостоятельного объекта исключительных прав наряду с фирменным наименованием и товарным знаком.  Поэтому необходимо принять нормативно провавой акт который бы предусматривает охрану коммерческого обозначения как самостоятельного объекта исключительных

3. Современное положение  российского законодательства в  сфере доменных имен таково, что  говорить об имеющихся недостатках  и правовых пробелах нецелесообразно.  Можно сказать, что такового законодательства попросту нет, если не принимать во внимание ст.4 Закона о товарных знаках. Это мимолетное упоминание доменных имен скорее дискредитирует их назначение, чем решает проблемы, связанные с ними.

Необходимо принять  соответствующий нормативный правовой акт для решения этих проблем, ибо правовую концепцию такого объекта, как доменное имя, проще верно сформировать изначально, чем исправлять потом.

4. Нарушением признается  использование без его разрешения  в гражданском обороте на территории  Российской Федерации товарнго  знака или сходного с ним  до степени смешения обозначения в отношении товара, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

На наш взгляд недароботка данной нормы в том что правообладатель может привлеч  к ответственности за нарушение его товарного знака всю ципочку правонарушителей:изготовителя, прдовца, пользователя и т.д.,так как изготовление самого товарного знака это иное чем использование без  разрешения в гражданском обороте или размещение товарного знака на товарах, на этикетках и т.д.

В настоящей редакции этой статьи перечень правонарушений пирмерный, что  плохо согласуется с принципами уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака предусмотренной статьей 180 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в новом определении  нарушения исключительного права  отстствует упоминание о вероятности  смешения в результате незаконного  смешения.

Это ведет к сужению объема предостовлемой охраны товарному знаку, поскольку в расчет принимается только свершившийся факт нарушения исключительного права, а невероятность его наступления в будущем

Поэтому представляется актуальным внесние  изменений и дополнений в Закон  «О товарных знака, знпках обслуживания и мест происхождения товаров».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников.

1.Нормативные правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации. Принета всенародным голосаванием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
    2. Федеральный Закон « О внеснии и дополнении в Закон Россиской Федерации «О товарных знака, знаках обслуживания и мест происхождения товаров» от 23.09.92 №3520-1// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №50, Ст. 4927.
    3. Закон «О товарных знака, знаках обслуживания и мест происхождения товаров» от23.09.92 №3520-1 (изм. Доп. 24.12.02)// Собрание Законодательства, 1992, №42,  СТ.2322.
    4. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (в ред. Постановления от 17 августа 1927 г.) // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР. 1927. N 40. Ст.394, 395.
    5. Пиказ Роспатента « О правилах соствления, подачи рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» от 05.03.03 №32//Российская газета №63 03.04.03.

2. Акты  огрганов судебной власти

2.1  Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 1192/00           от 16 января 2001 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 5.

2.2  Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 2002 г. N 4193/01 // Весник ВАС РФ. 2002. №6.

2.3  Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 года №37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" (п. 18) // Вестник ВАС РФ, 1999, № 2.

3. Литература

3.1  Граждансое право. Том 1.Учебник. /под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -М.: ООО «ТК Велби»,2002,

3.2  А.А. Козлов «Гркажданско-правовое и авдминистративно-проавовые меры продиводействия наруцшениям прав на товарнные знаки в России»// Юрист №4, 2004г.

3.3  Гражданское право: В 2т. Том 1./отв.ред. Е.А.Суханов-2е изд.,-М.: изд.БЕК, 2003

3.4  Горленко С.А.Еременко В.И. Комментарий к Закону РФ "О товарных знаках-М.: Фонд. Правовая  культура, 1997г.

3.5  В. И. Ерменко Развитие законодательства об интелектуальной собственности Российской Федерации // Государство и прво, 2004, №1,

3.6  Мещеряков В.А. Закон о товарных знаках:изменим к лучшему // Патенты и лицензии. 2001. №6.

3.7  Рыкова И. Коммерческая концессия - франчайзинг? // Оборудование, рынок, предложение, цены2001. N 2.

3.8  Д. Лазарев "Доменное имя как повод для судебного разбирательства": Материалы к семинару "Проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете", М., 2000.

3.9  А. Трофименко. Наименования доменов как особая разновидность объектов информационной природы//  «Российская юстиция», №2, 2003г.

3.10  Бузанов В.Ю. Правовой режим коммерческих обозначений // Законодательство. 2002. N 8.

3.11  Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

3.12 В. Бузанов «Интелектуалтьная собствнность на фирменное наименование»// Государство иправо №4,2003

3.13  Ю.Т. Гульбин « Об исключительности прав на объекты интеллектуальной собственности»// Юридический мир №80 2002

3.14  Дозорцев В.А. Понятие исключительного права// Проблемы современного гражданского права. Сб. статей. М.: Городец, 2000

3.15  Шершеневчч Г.Ф, Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995.

3.16 Чернышева С.А. Авторское право России: основные положения. Учебное пособие. М.: ИГПРАН, 2001.

3.17  Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001.

3.18  А.М.Морозов Применение норм Положения «О Фирме»1927года в современном гражданском законодадельстве.// Журнал Российского права, №1, 2002г.

3.19  В. Поглаевю. И Тулубеева «Административная ответственность за нарушения авторских и смежнбых прав»// Хозяйство и право №3, 2004.

3.20  В. Бузанов «Интеллектуальная собственность на коммерческое обозначении» // Хозяйство и право №12, 2003.

Информация о работе Средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в Российской Федерации