Средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Ранее в условиях гигантского монополизма и господства государственной собственности, с одной стороны, и отсутствия конкуренции и скудности товарного рынка с другой стороны, забота об индивидуализации производителей и выпускаемых ими товаров была практически не нужной. С переходом к рыночной экономики отношения к указанным объектам стало коренным образом меняется.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………3
I Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг и понятие интеллектуальной собственности……………………………………6
Понятие интеллектуальной собственности……………………………..…….6
Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг……………9
II Средства индивидуализации юридического лица……………….…..12
2.1 Фирменное наименование как обозначение фирмы…………………….…..12
2.2 Коммерческое обозначение…………….………………………………….…17
2.3 Доменное наименование………………………………………………….…..22
III Средства индивидуализации продукции юридического лица, выполняемых работ или услуг……………………………………………..….26
3.1 Товарный знак и знак обслуживания……………………………………..…26
3.2 Наименование места происхождения товара и его правовая охрана…..…32
3.3 Производственная марка…………………………………………………..…36
Заключение…………………………………………………………………..…...38
Список источников…………………………………….……………………..…45

Файлы: 1 файл

kur_rab.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Причем центральное место в  этом "интеллектуальном" комплексе  занимает право на фирменное наименование. Это следует уже из того, что договор коммерческой концессии автоматически прекращается "в случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами".

Помимо франчайзинга к той же категории сделок-лицензий относится  договор простого товарищества. Согласно ст. 1042 ГК РФ вкладом товарища признается имущество, профессионализм, а также  деловая репутация и деловые  связи коммерсанта.23

Входя в состав нематериальных активов коммерческой организации, деловая репутация тесно связана с такими элементами предприятия как фирменное наименование, товарные знаки, коммерческие обозначения (см. п. 2 ст. 132 ГК РФ)24. По сути дела, этот "триумвират" средств индивидуализации и является "внешним" носителем деловой репуации юридического лица.

Следует также учитывать специфику "фирменных отношений". В отличие  от товарных знаков фирма рассчитана в основном на контрагентов предпринимателя. Она носитель его деловой репутации в узком  прочтении этого слова — репутации, "обращенной" к партнерам по бизнесу.

Как представляется, оптимальным решением данной проблемы стало бы включение  в будущий закон о фирменных  наименованиях "диспозитивной" нормы, аналогичной ст. 25 Закона о товарных знаках: "Фирменное наименование может быть уступлено правообладателем по договору юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Уступка фирменного наименования отдельно от предприятия не допускается, если она может послужить причиной введения в заблуждение потребителей или контрагентов фирмовладельца".

 

2.3 Понятие  и правовой режим коммерческого  обозначения.

Глава 54 ГК РФ, посвященная регулированию  договора коммерческой концессии, содержит указание на возможность передачи по такому договору в составе комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, права на использование коммерческого обозначения.

Следует отметить, что термин "коммерческое обозначение" в российском гражданском  законодательстве содержится только в  гл.54 ГК РФ, однако при этом не дается его определение или какая-либо иная расшифровка. Отсюда - мнения отдельных авторов о том, что охрана коммерческих обозначений не регламентируется российским законодательством25.

 Существуют и более радикальные  позиции по этому вопросу. Например, таковой является позиция И. Рыковой, которая предлагает "исключить из текста статьи  коммерческое обозначение, так как оно не определено терминологически и в соответствии с существующим законодательством не подлежит защите, в противном случае велика вероятность умышленного или неумышленного введения в заблуждение пользователей (франчайзинг)26.

Таким образом, в рамках изучения института  коммерческой концессии теоретический  и практический интерес представляет изучение понятия "коммерческое обозначение".

Общие положения, касающиеся исключительных прав (интеллектуальной собственности), приведены в ст.138 ГК РФ, в соответствии с которой в случаях и в  порядке, установленных Гражданским  кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг

Диспозиция ст.1027 ГК РФ содержит указание на то, что коммерческое обозначение признается российским законодательством в качестве объекта исключительных прав, что наглядно демонстрируется выдержкой из указанной статьи: "... комплекс исключительных прав: в том числе право на: коммерческое обозначение: а также другие: объекты исключительных прав...".

Итак, в российском законодательстве содержится указание на коммерческое обозначение как на самостоятельный  объект исключительных прав. Однако из изложенного выше все-таки остается непонятным, что же представляет собой данный объект и каков его правовой режим.

Таким образом, из лексического анализа  термина "коммерческое обозначение" вытекает, что коммерческое обозначение - это знак (отличительный признак), используемый субъектом предпринимательской деятельности с целью индивидуализации себя, своего дела (бизнеса), а также производимых (выполняемых, оказываемых) им товаров (работ, услуг).

Действительно, вполне можно предположить, что определенный субъект предпринимательской  деятельности использует в своей деятельности некое обозначение, не являющееся его фирменным наименованием либо зарегистрированным товарным знаком: например, размещает его на вывеске

своего предприятия, иными словами, вводит его в хозяйственный оборот. Такая ситуация тем более  возможна, если данное обозначение не является фирменным наименованием либо товарным знаком третьих лиц и, как следствие, не является нарушением их законных прав и интересов.

Показательно в этом отношении  Постановление Президиума ВАС РФ27. В указанном Постановлении фактически констатировано право предпринимателя без образования юридического лица, выступая в гражданском обороте под своим именем, также использовать в своей деятельности определенное незарегистрированное обозначение, если такое использование при этом не является нарушением прав третьих лиц на исключительное использование фирменного наименования и актом недобросовестной конкуренции.

Так, в данном Постановлении Президиум  ВАС РФ, рассмотрев конкретное дело, указал на то, что использование  предпринимателем обозначений "Нью-Йорк Пицца", "New York Pizza" и "NYP" не является нарушением исключительного права истца - общества с ограниченной ответственностью "Нью-Йорк Пицца", поскольку предприниматель при этом не использовал обязательную часть фирменного наименования истца - "общество с ограниченной ответственностью" либо "ООО". Кроме того, из текста рассматриваемого нами акта следует, что использование предпринимателем фирменного наименования истца в качестве своего обозначения могло быть признано неправомерным лишь при одновременном наличии нескольких условий: совпадение сферы фактической деятельности сторон (деловой и территориальной), а также неблагоприятные последствия действий предпринимателя в виде реального смешения или введения в заблуждение потребителей относительно того, какое лицо оказывает им услуги.

Здесь следует привести позицию  В.Ю. Бузанова, касающуюся правового  режима коммерческого обозначения: "Если попытаться определить место  коммерческого обозначения среди  родственных ему объектов исключительных прав, то его наиболее близкими соседями окажутся фирменные наименования

 и товарные знаки.28 В своей статье В.Ю. Бузанов приводит следующую классификацию коммерческих обозначений: 1) названия предприятий

розничной торговли, бытового обслуживания и сферы услуг (в том числе магазинов, ресторанов и т.д.; 2) эмблемы и другие символы фирменного стиля коммерческой организации, не подпадающие под правовой режим фирменных наименований и товарных знаков (фирменный лозунг, особое сочетание цветов и т.д.); к этому же классу можно отнести правовой режим незарегистрированных товарных знаков; 3) наименования транспортных средств (в частности, морских и воздушных судов)29.

Содержание права на коммерческое обозначение, на наш взгляд, должно определяться по аналогии с правами на другие объекты интеллектуальной собственности. Общая норма содержится ГК РФ. Она гласит: "Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя". Таким образом, управомоченное лицо получает исключительное право использования коммерческого обозначения всеми возможными способами (на товарах, в рекламе, на предметах внешней атрибутики юридического лица и т.д.), в том числе в составе других объектов промышленной собственности (товарных знаков и фирменных наименований). При этом возможные коллизии следует разрешать по принципу "старшинства" столкнувшихся прав.

Полагаем, что возможность совершения сделок с коммерческими обозначениями не исчерпывается договором коммерческой концессии (франчайзинга). Это, прежде всего, обусловлено тем обстоятельством, что право на коммерческое обозначение входит в состав имущественного комплекса (предприятия) юридического лица, составляя один из элементов его

нематериальных активов. В этом качестве коммерческое обозначение  может являться предметом купли-продажи, аренды, залога и иных сделок, связанных  с распоряжением предприятием.

Как представляется, не существует препятствий  и к отчуждению права на коммерческое. В данном случае следует исходить из общих принципов гражданского права, в частности, свободы договора: согласно п.1 ст.8, ст.421 ГК РФ, стороны могут "сконструировать" любой договор, не противоречащий законодательству. К тому же, Гражданский кодекс предусматривает возможность купли-продажи, залога, аренды и т.д. не только предприятия в целом, но и его части.

Косвенная защита коммерческого обозначения  возможна путем его регистрации  в качестве товарного знака.

В настоящей курсовой работе намечены лишь контуры института коммерческих обозначений, которому сама жизнь требует уделить больше внимания. В конце концов, если не законодательство, то судебная практика придет к признанию права на коммерческое обозначение наряду с исключительными правами на традиционные объекты промышленной собственности (фирменные наименования и товарные знаки). Пока же о нем можно говорить скорее как об обычае делового оборота.

2.4 Доменное наименование.

 

Стремительное развитие Интернета, отсутствие четкого законодательного регулирования действий в Сети и недостаточность судебной практики явились причиной возникновения сложной ситуации, связанной с неправомерным использованием средств индивидуализации при регистрации адресных наименований. Иногда неизвестные или малоизвестные компании используют фирменные наименования и товарные знаки всемирно известных фирм в качестве своего сетевого адреса. Таким образом, истинный владелец лишается возможности исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак при регистрации доменного имени. Если законный владелец решит заняться электронной коммерцией, ему придется выкупать свое же доменное имя. Подобная ситуация возникает из-за того, что нет ясности в вопросе о том, является ли адресное наименование (доменное имя) средством индивидуализации.  

А. Трофименко считает: Всякое средство индивидуализации, включая те, на которые  установлены исключительные права, индивидуализирует определенного  субъекта либо определенный объект. Доменные же имена индивидуализируют "сайт", т.е. особую форму организации информационных объектов, информационный ресурс, возможно, не имеющий отношения к субъекту либо объекту, в отношении которого используется сходное "традиционное" средство индивидуализации».30

На наш взгляд эта точка зрения не корректна. Так, ГК РФ устанавливает открытый перечень средств индивидуализации юридического лица, но не дает определения этого понятия. С помощью доменного имени компании индивидуализируют себя и свои товары, услуги на интернет - рынке. Зарегистрировав доменное имя и разместив по этому адресу сайт, компания может упоминать его в рекламе, предоставлять информацию о товарах и услугах, предлагать их к продаже, выделять последующие подуровни доменного имени, распределять их, взимая за это плату и т.д. Таким образом, доменное имя фактически выполняет функции товарного знака или фирменного наименования и имеет зачастую серьезную коммерческую31. Следовательно, можно сделать вывод о том, что и оно относится к средствам индивидуализации.

В настоящее время практически каждая крупная российская и иностранная  компания имеет свой сайт, как правило, под доменным именем, сходным с фирменным наименованием компании или товарным знаком, под которым компания предлагает свои услуги, товары на рынке.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ полагает, что "доменные имена... трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака".32 Справедливость данного вывода вызывает сомнения, поскольку возможно существование текстуально совпадающих товарных знаков, коммерческих обозначений и наименований юридических лиц.

Доменное имя способно выполнять  функцию, декларируемую Президиумом  Высшего Арбитражного Суда РФ, если оно, прежде всего, тождественно зарегистрированному  в качестве товарного знака словесному обозначению. При этом предполагается, что в качестве словесного товарного знака зарегистрировано обозначение на латинице, поскольку в противном случае налицо несовпадение товарного знака и доменного имени, исключающее возможность их смешения.

При анализе состоявшихся судебных актов с3удов всех инстанции можно выделить следующие подходы при рассмотрении данной категории дел.

Во–первых, спор о доменных имени может затрагивать: право  на товарный знак, право на фирменное  наименование и отношения, складывающиеся в сфере не добросовестной конкуренции.

 Во- вторых, арбитражные  суды признают при наличии  определенных условии, о которых  речь пойдет ниже, использование  доменного имени недобросовестным  и запрещают такое использование.

Среди проблем, которые  в настоящее время существуют в судебной практике, можно выделить следующие:

-выбор нормативной  базы при рассмотрении такой  категории дел,

-вопрос о применимом  праве и юриспруденции, другие  вопросы международного частного  права в сфере интеллектуальной  собственности,

Информация о работе Средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в Российской Федерации