Средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Ранее в условиях гигантского монополизма и господства государственной собственности, с одной стороны, и отсутствия конкуренции и скудности товарного рынка с другой стороны, забота об индивидуализации производителей и выпускаемых ими товаров была практически не нужной. С переходом к рыночной экономики отношения к указанным объектам стало коренным образом меняется.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………3
I Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг и понятие интеллектуальной собственности……………………………………6
Понятие интеллектуальной собственности……………………………..…….6
Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг……………9
II Средства индивидуализации юридического лица……………….…..12
2.1 Фирменное наименование как обозначение фирмы…………………….…..12
2.2 Коммерческое обозначение…………….………………………………….…17
2.3 Доменное наименование………………………………………………….…..22
III Средства индивидуализации продукции юридического лица, выполняемых работ или услуг……………………………………………..….26
3.1 Товарный знак и знак обслуживания……………………………………..…26
3.2 Наименование места происхождения товара и его правовая охрана…..…32
3.3 Производственная марка…………………………………………………..…36
Заключение…………………………………………………………………..…...38
Список источников…………………………………….……………………..…45

Файлы: 1 файл

kur_rab.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

 

1.2. Общая характеристика  средств индивдуализации юридического    лица, индивидуализации продуккции, выполняемых работ или услуг.

 

Для эффективности деятельности юридических лиц важен не только его имущественный статус. Большое значение имеют средства индивидуализации юридических лиц и средств индивидуализации продуккции, выполняемых работ или услуг.

  Средства индивдуализации юридического лица, индивидуализации продуккции, выполняемых работ или услуг приравненные к интелектуальной собственности в статье 138 Гражданского кодекса. В данной норме различаются типичные объекты интеллектуальной собственности как результаты интеллектуальной деятельности, творения человеческого разума и приравненные к ним средства индивидуализации, где творческий элемент хотя и присутствует, но менее заметен. Однако содержащаяся в средствах индивидуализации товаропроизводителя или самого товара информация чрезвычайно важна для рынка, для потребителя и нуждается в защите с помощью исключительных прав14. Объекты интелектуальной деятельности приравниваются к средствам индивдуализации юридического    лица,       индивидуализации продуккции, выполняемых работ или услуг с точки зрения способов защиты.

Данные элементы оцениваются, как  не материальные активы юридического лица имеют адекватную имуществееую ценность.  Вместе с тем с момента  возникновения любого юридического лица  у него появляется права  на средства индивидуализации. А с  момента регистрации у него появляется права на индивидуализации продуккции, выполняемых работ или услуг. Исключительные права на редства индивидуализации производителей и их товаров удостоверяются охранными документами.

Индивидуализация юридического лица осуществляется путем определения его фирменого наименования, коммерческим обозначением, доменым именем. Основная функция данных обектов интелектуальной собственности это обозначение юридического лица, позволяющие отличить его от других участников гражданского оборота, идентифицировать его

Некоторые авторы выделяют  еще и место нахождения юридического лица как средство его индивидуализации в частности А. П. Суханов и  Ю. К. Толстой: «Индивидуализация юридического лица, т.е. выделение из массы всех других организации осуществляется путем определения его места нахождения…»15

На наш взгляд не целесообразно  выделять место нахождения, как средство индивидуализации. Хотя ГК и объединяет фирменное наименование, и  место  нахождения в одной статье, это  все же не дает основании полагать что, эти два понятия выполняют одну и ту же функцию-функцию индивидуализации.

С целью определения смыслового обозначения содержания термина  «индивидуализация», попробуем провести его лексический анализ. Слово  индивидуализировать, исходя из лексического значения, означает сделать индивидуальным, неповторимым. При употреблении понятия «место нахождения» чаще всего употребляется слово «выделяет» (в частности также это  определяют и А. П. Суханов и Ю. К. Толстой), а выделять можно и группу. Таким образом, из лексического анализа, термина «индивидуализировать» вытекает, что тут нет индивидуализации.

Следует также привести дополнительные аргументы против отличительной  способности места нахождения юридического лица. Фирменное наименование не может  быть  тождественным или сходным до степени смешения с  уже существующими (принцип исключительности). Если юридическое лицо с определенным фирменным наименованием  может, зарегистрировано только  один раз, то нахождение юридических лиц по одному адресу возможно. К примеру, торговый зал в котором находится несколько магазинов, разных юридических лиц.

Также  в правовой доктрине, есть принцип постоянства т.е.

неизменность фирменного наименования при  изменении владельца предприятия  вследствие сформировавшегося потребительского спроса на продукцию этого предприятия. Нахождения юридического лица, возможно, сменить и это не нанесет вреда его репутации и существенно не повлияет на его деятельность.

    Допустим, когда контрагент  начинает вступать в договорные  отношения и ему представляется фирменное наименование, у него уже сложится определенный объем информации об этом юридическом лице в силу того, что на рынке уже есть сформировавшийся или не сформировавшийся  потребительский спрос на его продукцию. Из этого примера видно, что в фирменное наименование как средство индивидуализации уже заложена определенная информация, которая определяет его индивидуальность и исключает данное юридическое лиц из круга других субъектов.  А место нахождения такой информации не представит и соответственно никак не индивидуализирует.

Хотелось еще отметить, что средства индивидуализации приравнены  к  интеллектуальной собственности, где   также присутствует творческий элемент, хотя и менее заметен. Так при  изобретении фирменного наименования, человек применяет интеллектуальные способности и соответственно при регистрации фирменного наименования приобретает на него исключительное право. При регистрации места нахождения не предоставляются исключительные права  и в данном случае отсутствует творческий элемент т.к. человек не применяет личных своих качеств или качеств других людей.  

 Поэтому место нахождения  юридического лица, имеет значение  для определения правоспособности  юридического лица, подсудности  споров по которым оно выступает  в качестве ответчика для решения вопросов связанных с уплатой налогов, обязательных платежей не налогового характера, но не как для индивидуализации.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридические  лица, но и их продукцию, товары, работы, услуги. Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться несколькими организациями. Основная функция данных объектов интеллектуальной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции.

Для их различия используют: товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, производственная марка.

  

 

 

 

 

Глава II Средства индивидуализации юридического лица.

2.1 Фирменное наименование  как обозначение фирмы.

Действующее законодательство не дает определения фирменному наименованию и относит его к общему понятию  средств индивидуализации юридического лица. Современная доктрина считает  фирменное наименование обозначением юридического лица, позволяющим отличить его от других участников гражданского оборота, идентифицировать его16. Таким образом, в настоящее время фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица.

Помимо определения для регулирования  фирменного наименования в правовой доктрине были созданы основополагающие принципы: истинность, исключительность и постоянство. Принцип истинности соблюдается при соответствии фирменного наименования выбранному виду основной деятельности юридического лица, а также при отсутствии в содержании фирменного наименования слов, способных ввести в заблуждение третьи лица. Принцип исключительности выражается в том, что фирменное наименование не может быть тождественным или сходным до степени смешения с уже существующими. Принцип постоянства состоит в неизменности фирменного наименования при изменении владельца предприятия вследствие сформировавшегося потребительского спроса на продукцию этого предприятия. Все три принципа нашли отражение в Положении «О фирме»17(далее положение).  В отсутствие закона, определяющего порядок регистрации и использования фирменных наименований, оно остается первым и единственным общим нормативным актом, специально направленным на регулирование возникновения, использования и прекращения права на фирменное наименование. Сейчас Положение применяется в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и принятым в соответствии с ним нормативным актам.

 Согласно юридической доктрине  фирменное наименование состоит  из двух частей: организационно-правовой  формы, или корпуса фирмы, и  оригинальной части, или, как ее называют в юридической литературе, вспомогательной.18

Согласно нормам Положения фирменное  наименование должно было в обязательном порядке содержать не только указание на предмет деятельности, вид предприятия, но и степень отличия одного предприятия от другого.19

Понятие предмета деятельности, указанного в Положении, сходно со значением  термина "характер деятельности" в наименованиях современных  юридических лиц. В настоящее  время указание характера деятельности в наименованиях юридических лиц предусмотрено для унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Под "видом" предприятия в наши дни понимается организационно-правовая форма юридического лица, на которой следует остановиться подробнее.

Организационно-правовая форма указывает  контрагенту на объем правоспособности и внутреннюю организацию юридического лица. Индивидуализации юридического лица служит оригинальная часть фирменного наименования.

Самой применяемой нормой Положения  остается абз.2 ст.7: "Не дозволяется  включать в фирму обозначения, способные ввести в заблуждение".20 В практике было разработано правило, в соответствии с которым фирменное наименование, способное ввести в заблуждение третьи лица, определялось двумя критериями: специфичность наименования и сходство до степени смешения с наименованием другого субъекта либо объекта. Основанием для вынесения отказов являлось наличие слов, позволяющих ввести в заблуждение третьих лиц относительно происхождения, связи, деятельности и т.д.

регистрируемого юридического лица. Отказ в государственной регистрации часто выносился в тех случаях, когда фирменное наименование содержало слова и выражения, являющиеся:

- топонимами (названия районов  города Москвы или их производные);

- связанными по смыслу с каким-либо  регионом России;

- аббревиатурами, которые могли быть истолкованы как названия специальных учреждений;

- определениями отрасли промышленности (химический, газовый);

- наименованиями, указывающими на  специфичный характер деятельности;

- известными наименованиями зарубежных  и отечественных субъектов и объектов (коммерческих организаций, географических объектов);

- именами известных людей;

- превосходной степенью сравнения  имени прилагательного или причастия.

Законодательство не ограничивается запретом на использование "обозначений, способных ввести в заблуждение", в фирменном наименовании. Предусмотрены также требования относительно употребления отдельных слов и выражений ("банк", "биржа",  и т.д.). Однако в целом нормы о содержании фирменного наименования разбросаны по нескольким правовым актам. Необходим общий нормативный акт, устанавливающий единые требования к содержанию фирменного наименования. Надеемся, что принятие закона "О фирменных наименованиях" восполнит пробел в правовом регулировании данной сферы.

Закон не раскрывает конкретные способы использования фирмы. Здесь вполне могут быть востребованы соответствующие нормы Положения 1927 года, а также в порядке аналогии — Закона

Таким образом, можно предложить следующую  схему основных правомочий фирмовладельца.

Исключительное право использовать фирму:

- при подписании юридических  и иных документов, исходящих  от коммерческой организации  (индивидуального предпринимателя);

- на предметах внешней атрибутики  правообладателя, включая фирменные  бланки, вывески на офисах и  предприятиях, в том числе филиалах и представительствах, и т. п.;

- на товарах и их упаковке (право на маркировку)

- при выполнении работ (оказании  услуг);

- в рекламе (и других предложениях  к продаже);

- в сети Интернет;

- при совершении процессуальных  действий в суде 

Внимание современной арбитражной  практики привлек такой способ использования  фирменного наименования как размещение его на вывеске в месте нахождения юридического лица (офиса, предприятия  и т. п.).

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборотами и следовательно, это не столько право, сколько обязанность фирмовладельца.21

Из всего спектра "позитивных" правомочий фирмовладельца наиболее актуальным на практике является распоряжение правом на фирменное наименование; и как  крайний случай — возможность его полного отчуждения (уступки).

На  взгляд В. Бузанова22, все сделки, в той или иной мере затрагивающие право на фирму, мож но разделить на две группы: а) сделки, связанные с распоряжением предприятием  — ст. 132 Гражданского Кодкса Российской  Федерации (далее ГК РФ); б) иные сделки.

К первой группе относятся договор  продажи предприятия; договор аренды предприятия; договор ренты; договор  доверительного управления предприятием. Не исключена также возможность  заключения договора мены предприятия.

Во всех перечисленных случаях  право на фирму переходит к  покупателю (арендатору, управляющему) в составе имущественного комплекса, выступающего основным объектом сделки.

К "иным" сделкам относится, прежде всего, договор коммерческой концессии, согласно которому одна сторона  выдает другой стороне  разрешение (лицензию) на использование в предпринимательской деятельности последней комплекса исключительных прав.

Информация о работе Средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в Российской Федерации