Средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Ранее в условиях гигантского монополизма и господства государственной собственности, с одной стороны, и отсутствия конкуренции и скудности товарного рынка с другой стороны, забота об индивидуализации производителей и выпускаемых ими товаров была практически не нужной. С переходом к рыночной экономики отношения к указанным объектам стало коренным образом меняется.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………3
I Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг и понятие интеллектуальной собственности……………………………………6
Понятие интеллектуальной собственности……………………………..…….6
Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг……………9
II Средства индивидуализации юридического лица……………….…..12
2.1 Фирменное наименование как обозначение фирмы…………………….…..12
2.2 Коммерческое обозначение…………….………………………………….…17
2.3 Доменное наименование………………………………………………….…..22
III Средства индивидуализации продукции юридического лица, выполняемых работ или услуг……………………………………………..….26
3.1 Товарный знак и знак обслуживания……………………………………..…26
3.2 Наименование места происхождения товара и его правовая охрана…..…32
3.3 Производственная марка…………………………………………………..…36
Заключение…………………………………………………………………..…...38
Список источников…………………………………….……………………..…45

Файлы: 1 файл

kur_rab.doc

— 225.50 Кб (Скачать)


ЯКУТСКИЙ ЭКОНОМИКОПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Академии Труда и социальных отношений.

Юридический факультет

Кафедра гражданского и  трудового права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

По дисциплине: «Гражданское право».
«Средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в Российской Федерации.»

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил: студент                         

5 курса группы Ю-00-1

Евдокименко Дмитрий  Александрович

                                                                 Проверил: Преподаватель

Никонова Екатерина  Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2004

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………3

I Общая характеристика  средств индивидуализации юридического  лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг и понятие интеллектуальной собственности……………………………………6

    1. Понятие интеллектуальной собственности……………………………..…….6
    2. Общая характеристика средств индивидуализации юридического лица,       индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг……………9

II Средства индивидуализации  юридического лица……………….…..12

2.1 Фирменное наименование как  обозначение фирмы…………………….…..12

2.2 Коммерческое обозначение…………….………………………………….…17

2.3 Доменное наименование………………………………………………….…..22

III Средства индивидуализации  продукции юридического лица, выполняемых  работ или услуг……………………………………………..….26

3.1 Товарный знак и знак обслуживания……………………………………..…26

3.2 Наименование места  происхождения товара и его  правовая охрана…..…32

3.3 Производственная марка…………………………………………………..…36

Заключение…………………………………………………………………..…...38

Список источников…………………………………….……………………..…45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Ранее в условиях гигантского монополизма  и господства государственной собственности, с одной стороны, и отсутствия конкуренции и скудности товарного рынка с другой стороны, забота об индивидуализации производителей и выпускаемых ими товаров была практически не нужной. С переходом к рыночной экономики отношения к указанным объектам стало коренным образом меняется.  

В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка  различными товарами  средства индивидуализации становятся неотъемлемым элементом  рыночной экономики.

Актуальность данной темы проявляется  в том, что содержащаяся в средствах индивидуализации товаропроизводителя или самого товара информация чрезвычайно важна для рынка, для потребителя и нуждается в защите с помощью исключительных прав.

Цель настоящей курсовой работы является исследование гражданско-правового регулирования средств индивидуализации юридических лиц, индивидуализации продуккции, выполняемых работ или услуг и внесение предложений по совершенсвованию действущего законодательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следущие задачи:

  1. Рассмотреть общую характеристику средств индивдуализации юридического лица, индивидуализации продуккции, выполняемых работ или услуг и понятия интелектуальной собственности;
  2. Изучить средства индивидуализации юридического лица в точности: фирменое наименование, коммерческое обозначение и  доменое наименование;
  3. Охарактеризовать средства индивидуализации продуккции юридического лица, выполняемых работ или услуг, а именно: товарный знак и знак обслиживания, наименование места происхождения товара, производственную марку;

Предметом данного исследования является законодательное урегулирование средств  индивидуализации юридического лица, индивидуализации продуккции, выполняемых  работ или услуг.

Цели и задачи определяют структуру  и содержание данной работы:

В первой главе автором будет  рассмотрена Общая характеристика средств индивдуализации юридического лица, индивидуализации продуккции, выполняемых  работ или услуг и понятие  интелектуальной собственности.

Во второй главе авторм будут  исследованы средства индивидуализации юридического лицаю.

В третий главе автором будут  изучены Средства индивидуализации продуккции юридического лица, выполняемых  работ или услуг.

При написании данной курсовой работы были использованны следущие источники: Конституция Российской Федерации. Принета всенародным голосаванием 12 декабря 1993 г. 1.;Федеральный Закон « О внеснии и дополнении в Закон Россиской Федерации «О товарных знака, знпках обслуживания и мест происхождения товаров» от 23.09.92 №3520-12; Закон «О товарных знака, знпках обслуживания и мест происхождения товаров» от23.09.92 №3520-1 (изм. Доп. 24.12.02.)3; Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (в ред. Постановления от 17 августа 1927 г.)4 и д.р.,

а тагже научные труды следущих авторов: А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Садикова О.Н., Е.А. Суханова, Бузанов В.Ю. Еременко В.И и др.

 

 

 

 

Глава I Общая характеристика средств индивдуализации юридического лица, индивидуализации продуккции, выполняемых  работ или услуг и понятие  интелектуальной собственности.

 

1.1 Понятие интеллектуальной собственности.

 

Согласно п. 1 ст. 44 Конституции  РФ охраняемая законом интеллектуальная собственность служит гарантией свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания.5

Понятие интелектуальной собственности закреплено Гражданским Кодексом и другими законами. Согласно которым под интелектуальной собственностью понимается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Понятие «интеллектуальная собственность» не является собственностью в классическом ее понимании. Однако словосочетание «интеллектуальная собственность» по своему смысловому значению вполне удачно характеризует принадлежность и сущность результатов  интеллектуального творчества. Это понятие закрепилось в правовой лексике и широко используется.6

Характеризуя понятие интеллектуальной собственности необходимо заметить, что к нему неприменима классическая материально-правовая триада: владение, пользование, распоряжение. Пожалуй, допустимо говорить о таких правомочиях «интеллектуального собственника» в идеально-правовом смысле: присутствует принадлежность собственнику прав на продукт труда, он вправе извлечь материальную выгоду из такого владения, вправе распорядиться юридически судьбой прав на свое произведение. В отличие от классического понятия собственности, специфика интеллектуальной собственности состоит в том, что объекты интеллектуальной собственности нематериальны.

Тем не менее, есть определенный смысл  исходить из классического понятия  собственности. Исходить из него, но ни в коем случае не идентифицировать. Ведь использование классической триады по владению, пользованию, распоряжению в идеально-правовом смысле систематизирует понятие собственности, делает его более удобным и доступным, что имеет немаловажное значение. Но владение, пользование, распоряжение плодами творчества носит такой же специфический характер, как и само понятие интеллектуальной собственности.

Законодатель фактически идентифицирует понятия интеллектуальной собственности  и исключительных прав.

Статья 4 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»7 (далее закон) устанавливает, что владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

  Итак, по смыслу законодательства, исключительные права означают  право на использование произведения  и право на запрещение его  использование другими лицами. Но  в таком случае не было необходимости  называть эти права исключительными.  Такие права можно назвать имущественными, коммерческими и т.п. Вместе с тем, понятие исключительных прав не так однозначно.

Гораздо более объемное и насыщенное понятие исключительных прав дает правовая литература. Ее анализ позволяет трактовать этот термин главным образом как монополизацию прав их обладателем. Подобной точки зрения придерживаются многие авторы: «для результатов интеллектуальной деятельности монополия выражается в исключительных правах»8 «исключительное право представляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания»9.

С.А. Чернышева определяет смысл  исключительных прав в том, что только сам их обладатель может их реализовывать, решать вопрос об использовании произведения, охранять результат своего творчества.10

 В.А. Дозорцев выражает исключительность  прав следующим образом: «Исключительность  состоит не в том, что право  принадлежит исключительно одному  лицу, а в том, что оно закрепляется  исключительно за лицо определенным  законом и по основаниям, им установленным»11

Таким образом, понятие исключительности прав в смысле монополизации образно  исключает правообладателя из круга  субъектов, не обладающих такими правами. Закрепление исключительных прав за субъектом подразумевает его  особый, исключительный статус.

Кроме того, понятие исключительности прав с точки зрения содержания прав говорит об особых  правах  правообладателя. В этом случае уже не субъект права, а сами права выделяются из круга  других прав.

Существует традиционная тенденция  рассматривающая исключительные права только как имущественные. Именно этот объем прав подлежит в той или иной степени отчуждению и приносит доход право обладателю. Базовой нормой, провозглашающей личные права и регулирующей их обороноспособность, является ст. 150 ГК РФ. В подтверждении этой точки зрения В.А. Дозорцев пишет, что отнесение личных неимущесвееных прав к исключительным приведет к ослаблению силы Действия личных прав.12 

Исключительные права имеют  экономическое содержание. Объекты  интеллектуальной собственности носят черты товара и соответствующим образом имеют меновую стоимость. Таким образом, обладатель имущественных прав на объект интеллектуальной собственности вправе обменять их на такой же товар или эквивалент через договорные отношения. Имущественные права - это экономический потенциал, который должен,  в дальнейшем, выразится в приобретении материальных благ.

 Меновая стоимость продукта  интеллектуального труда реализуется  по средствам перехода прав  либо их части на продукт  труда. И не случайно имущественные права на объект интеллектуальной собственности могут передаваться практически неограниченному кругу субъектов гражданского права.

Исключительные права по своей  сути абсолютны. По известной конструкции  этих прав активному субъекту, правообладателю, противостоит круг пассивных субъектов, обязанных воздерживаться от действий, не согласованных с правообладателем.

В заключении хотелось бы сказать, что  законодатель фактически идентифицирует понятие интеллектуальной собственности  и исключительных прав ( ст. 128 ГК РФ).

Понятие интеллектуальной собственности  не является собственностью в классическом ее понимании. Однако слово сочетание  «интеллектуальная собственность» по своему смысловому значению вполне удачно характеризует принадлежность и сущность результатов интеллектуального творчества. Это понятие закрепилось в правой лексике и широко используется.13

Характеризуя понятие интеллектуальной собственности необходимо заметить, что к нему применима классическая материально-правовая триада: владение пользование распоряжение. Пожалуй, допустимо говорить о таких правомочиях «интеллектуального собственника» в идеально-правовом смысле присутствует присутствует принадлежность собственнику прав на продукт труда, он вправе извлечь материальную выгоду из такого владения, вправе распорядится юридической судьбой прав на свое творение. В отличии от классического понятия собственности, специфика интеллектуальной собственности нематериальны.

Темнее менее есть определенный смысл из классического понятия  интелектуальной собственности. Исходить из него, но не в коем случае не идентифицировать. Ведь использование классической триады по владению, пользованию, распоряжению в идеально-правовом смысле систематизирует понятие собственности, делает его более удобным, что имеет не маловажное значение. Но владение, пользование , распоряжение плодами творчества носит такой же характер, как и само понятие интелектуальной собственности.   

Выше уже говорилось о фактической  идентичности понятий интеллектуальной собственности и исключительных прав. Поэтому правомочия владельца интеллектуального продукта следует применять не столько к объекту, сколько к правам на них.

Подводя итог вышеизложенному, можно  утверждать, что исключительное  право автора - это субъективное гражданское право, имеющее абсолютный характер и двойственную природу: органическое сочетание личных  прав и имущественных прав. Исключительность проявляется как в персонификации права с его обладателем, так и в том, что обладателю права противопоставляется любое лицо. В основе имущественной составляющей части этого права лежит легальная монополия, правомерная с точки зрения антимонопольного законодательства, которая подтверждается государством, как правило, путем выдачи соответствующего охранного документа. При реализации позитивной функции легальной монополии используются некоторые элементы правовой конструкции права собственности, особенно в части правомочия по распоряжению охраняемыми объектами. Абсолютный характер исключительного  права предопределяет его негативную функцию, т.е. правомочие по запрету третьим лицам несанкционированного использования охраняемых объектов.

Информация о работе Средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг в Российской Федерации