Специфика договора розничной купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение договора розничной купли-продажи с позиции гражданского законодательства.
Задачи курсовой работы следующие:
1. изучить сущность договора розничной купли-продажи и выявить его правовые признаки;
2. выявить существенные условия договора розничной купли-продажи;
3. определить виды и формы договора розничной купли-продажи;
4. изучить содержание и порядок предоставления покупателю информации о товаре.

Файлы: 1 файл

договора розничной купли-продажи с позиции гражданского законодательства.rtf

— 390.73 Кб (Скачать)

2) продажа продовольственного сырья и пищевых продуктов, произведенных на территориях радиоактивного загрязнения;

3) продажа товара с использованием автоматов;

4) наличие в пищевых продуктах генетически модифицированных составляющих (компонентов);

5) оказание продавцом услуг, сопутствующих продаже товара (доставка, монтаж товара, сервисное обслуживание и др.), применение продавцом отдельных методов продажи и форм торговли;

6) продажа остатков метражных товаров, не подлежащих дальнейшему дроблению;

7) осуществление продавцом предпродажного фасования и упаковки развесных продовольственных товаров;

8) продажа тканей, текстильных, швейных, трикотажных, меховых товаров, обуви;

9) продажа технически сложных товаров бытового назначения;

10) продажа мебели;

11) продажа экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ и фонограмм;

12) продажа транспортных средств, сельскохозяйственной техники;

13) продажа строительных материалов и изделий;

14) продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

15) торговля на рынках;

16) продажа продовольственного сырья и пищевых продуктов; (Закон о тоговле)

17) продажа табачных изделий;

18) продажа алкогольных напитков; (об алкогольной и табачной продукции)

19) продажа товаров в кредит;

20) продажа некоторых изделий, представляющих пожарную опасность.

Таким образом, предоставление покупателю информации о товаре и продавце в соответствии с изложенными выше требованиями законодательства является одной их главных обязанностей продавца при заключении договора розничной купли-продажи. При этом продавцом должны соблюдаться требования законодательства к содержанию информации, а также к способам ее предоставления. В ряде случаев законодательством установлено обязательное предварительное согласование предоставляемой информации с уполномоченным государственным органом.

 

3. Цена и оплата товаров по договору розничной купли-продажи

 

3.1 Цена товара

 

Вопросы формирования и применения цен в розничной торговле не утрачивают свою актуальность как для покупателей, так и для продавцов. Последние зачастую допускают те или иные нарушения законодательства о ценообразовании, за которые они привлекаются к административной ответственности. В связи с этим продавцу необходимо знать, какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при формировании цен на товары. Немаловажным является также вопрос о способе доведения цен на товары до сведения покупателей.

Согласно абзацу второму статьи 3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» цена - денежное выражение стоимости единицы товара. Цены подразделяются на следующие виды:

1) свободная цена - цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

2) регулируемая цена - цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину [7, с. 2]. В связи с этим регулируемые цены, в свою очередь, подразделяются на следующие виды:

а) фиксированная цена - регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;

б) предельная цена - регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

Согласно статье 6 Закона о ценообразовании в Республике Беларусь на товары применяются свободные цены. Исключение составляют случаи, указанные в статье 7 Закона, при которых на товары применяются регулируемые цены.

Согласно статье 7 Закона регулируемые цены в Республике Беларусь применяются на:

1) товары субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

2) отдельные социально значимые товары, конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72. Перечень устанавливает товары, цены на которые регулируются, и определяет государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен на те или иные товары. Регулирование цен на подавляющее большинство товаров, цены на которые являются регулируемыми, осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь.

Согласно абзацу седьмому пункта 3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111, розничная цена - цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи:

1) физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью;

2) в случаях, разрешенных законодательством, - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

Согласно части первой пункта 11 Инструкции розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен.

Согласно пункту 1 статьи 470 Гражданского кодекса Республики Беларусь покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законодательством или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 2 статьи 455 Гражданского кодекса Республики Беларусь, когда цена установлена в зависимости от веса товара, она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи, в котором на стороне продавца выступает коммерческая организация, является публичным договором. В связи с этим пунктом 21 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384, предусмотрено, что цены товаров, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев установления преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством.

Правила также устанавливают требования к оформлению ценников и определяют информацию, которая должна быть на них указана. Согласно подпункту 3.5.24 СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения» ценник, или ярлык цен, - это бумажный или иной носитель, средство доведения до покупателя информации о цене товара. Согласно части первой пункта 22 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием:

1) наименования товара;

2) его сорта;

3) цены за единицу веса или единицу товара;

4) информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов);

5) страны происхождения товара;

6) подписи лица, уполномоченного продавцом;

7) даты оформления ценника.

При осуществлении розничной торговли в мелкорозничной торговой сети допускается вместо ценников на отдельные товары выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием их наименования, цены и страны происхождения. При этом персонал обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования, цены и страны происхождения товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг. При продаже швейных, верхних трикотажных, меховых изделий, головных уборов, обуви методом самообслуживания единый ценник может не выставляться [12, с. 7].

Следует отметить, что согласно подпункту 3.2.16 СТБ мелкорозничная (торговая) сеть - это торговая сеть, представленная павильонами, киосками, палатками, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли, к которым относятся торговые автоматы, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

Согласно части четвертой пункта 22 Правил в торговых объектах общественного питания информацию о реализуемой продукции, товарах, об оказываемых услугах продавец доводит до сведения потребителя посредством меню, ценников и другими способами, принятыми при оказании таких услуг [12, с. 7].

Согласно части четвертой пункта 79-25 Правил цена ювелирного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней указывается на этикетке либо отдельном ценнике, который крепится к этикетке или нити, соединяющей этикетку с данным ювелирным изделием [12, с. 17].

Согласно пункту 31 Правил торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 № 1623, цены на товары, реализуемые на рынке, формируются по договоренности между продавцом и покупателем, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать два основных вывода:

1) по общему правилу ценообразование в Республике Беларусь является свободным: на товары применяются свободные цены. Однако цены на некоторые виды товаров в связи с особой значимостью последних для удовлетворения нужд населения и достижения иных целей регулируются соответствующими компетентными государственными органами и организациями путем установления как фиксированных, так и предельных значений этих цен;

2) при выборе способов доведения до сведения покупателей информации о ценах на товары продавец - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан соблюдать требования, установленные Правилами.

 

3.2 Порядок оплаты товаров

 

Согласно пункту 1 статьи 455 Гражданского кодекса Республики Беларусь покупатель обязан совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законодательством, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа. Иными словами, покупатель обязан самостоятельно осуществить расчет наличными денежными средствами или с использованием банковской пластиковой карточки по месту нахождения торгового объекта, осуществить перечисление денежных средств на расчетный счет продавца в безналичной форме или оплатить товар иным способом, согласованным с продавцом.

Согласно пункту 34 Правил розничной торговли продавец обязан принимать от покупателей ветхие купюры, которые не допускаются к дальнейшему обращению.

Согласно пункту 11 статьи 7 Закона Республики Беларусь о защите прав потребителей при реализации потребителю товара продавец обязан выдать ему кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара. Исключение из данного правила составляют следующие случаи:

1) когда продавцом является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке;

2) в которых согласно пунктам 31 и 33 Положения юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену).

Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 № 23 утверждено Положение о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), которое определяет, какие документы подтверждают факт покупки товаров. При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем таковыми являются кассовый чек либо счет в торговых объектах общественного питания при обслуживании потребителей официантами, барменами (часть первая пункта 1 Положения об оформлении документа). Согласно части второй пункта 1 Положения об оформлении документа к документам, подтверждающим факт покупки товара, относится также товарный чек, который передается покупателю вместе с кассовым чеком при продаже определенных данной правовой нормой товаров.

Документы, подтверждающие факт покупки товаров при продаже товаров без использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, определены пунктом 2 Положения об оформлении документа. Пункт 3 Положения об оформлении документа определяет, какую информацию должны содержать указанные документы, а также товарный чек, передаваемый покупателю в случаях, предусмотренных частью второй пункта 1 Положения об оформлении документа. Эти документы подписываются лицом, непосредственно осуществившим продажу товара, за исключением случаев, когда используется документ установленной формы, в котором подпись указанного лица не предусмотрена [18, с. 2].

Расчеты с использованием банковской пластиковой карточки не являются единственно возможным способом безналичных расчетов за товар по договору розничной купли-продажи. В частности, покупатель - физическое лицо при наличии у него текущего (расчетного) или иного счета в банке, в том числе счета, на который банком перечислены денежные средства в форме кредита, вправе произвести расчет за товар путем непосредственного представления в данный банк платежных инструкций на перечисление денежных средств со своего банковского счета на текущий (расчетный) счет продавца в оплату приобретаемого товара.

Информация о работе Специфика договора розничной купли-продажи