Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:43, курсовая работа
Любое государство с рыночной системой экономики стремится к эффективному вовлечению земель в экономический оборот, соблюдая при этом интересы общества и государства. Такую цель ставит перед собой и Российская Федерация.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о договоре купли-продажи земельных участков
1.1.Нормативно-правовое регулирование договора купли-продажи
земельных участков 6
1.2. Особенности оборотоспособности земельных участков 11
1.3. Преддоговорные условия купли-продажи земли 19
Глава 2. Содержание и практика применения договора купли-продажи
земельных участков
2.1. Предмет и цена договора купли-продажи земельных участков 23
2.2. Форма договора купли-продажи земельных участков 36
2.3. Права и обязанности сторон договора купли-продажи земельных
участков 46
2.4. Особенности договора купли-продажи земель сельскохозяйственного
назначения 61
2.5. Правовые коллизии в регулировании договора купли-продажи
земельных участков 64
Заключение 72
Список использованных источников 79
Диплом Договор купли-продажи (на примере земельных участков)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Общие положения о договоре купли-продажи
земельных участков
1.1.Нормативно-правовое регулирование
договора купли-продажи
земельных участков 6
1.2. Особенности оборотоспособности земельных
участков 11
1.3. Преддоговорные условия купли-продажи
земли 19
Глава 2. Содержание и практика применения
договора купли-продажи
земельных участков
2.1. Предмет и цена договора купли-продажи
земельных участков 23
2.2. Форма договора купли-продажи земельных
участков 36
2.3. Права и обязанности сторон договора
купли-продажи земельных
участков 46
2.4. Особенности договора купли-продажи
земель сельскохозяйственного
назначения 61
2.5. Правовые коллизии в регулировании
договора купли-продажи
земельных участков 64
Заключение 72
Список использованных источников 79
Введение
Любое государство с рыночной системой
экономики стремится к эффективному вовлечению
земель в экономический оборот, соблюдая
при этом интересы общества и государства.
Такую цель ставит перед собой и Российская
Федерация.
Согласно Конституции Российской Федерации[1] в Российской Федерации признаются
и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные
формы собственности (ч.2 ст.8); земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются
в Российской Федерации как основа жизни
и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории; земля и другие
природные ресурсы могут находиться в
частной, государственной, муниципальной
и иных формах собственности (ст.9); граждане
и их объединения вправе иметь в частной
собственности землю; владение, пользование
и распоряжение землей и другими природными
ресурсами осуществляются их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов
иных лиц; условия и порядок пользования
землей определяются на основе федерального
закона (ст.36).
Конституционная характеристика земли
как основы жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории,
т.е. всего многонационального народа
Российской Федерации, предопределяет
конституционное требование рационального
и эффективного использования, а также
охраны земли как важнейшей части природы,
естественной среды обитания человека,
природного ресурса, используемого в качестве
средства производства в сельском и лесном
хозяйстве, основы осуществления хозяйственной
и иной деятельности. Это требование адресовано
государству, его органам, гражданам, всем
участникам общественных отношений, является
базовым для законодательного регулирования
в данной сфере и обусловливает право
федерального законодателя устанавливать
особые правила, порядок, условия пользования
землей.
Таким образом, Основной закон Российской
Федерации закрепляет, что земля может
отчуждаться или переходить от одного
лица к другому иными способами в той мере,
в какой их оборот допускается соответствующими
законами. Между тем, учитывая стратегическую,
государственную важность земли (земель),
законодатель устанавливает особые правила
купли-продажи земель в целом,
Продажа земель составляют значительную
часть поступлений в бюджеты всех уровней.
С каждым днем все большее количество
земельных участков вовлекаются в экономический
оборот. Между тем, продажа земельных участков
сопровождается на практике существенными
нарушениям действующего законодательства.
На практике продажа земель связана со
множеством вопросов: Можно ли земли сельскохозяйственного
назначения перевести в несельскохозяйственные
актом исполнительного органа субъекта
РФ? Какие земельные участки ограничены
в обороте? Могут ли иностранные граждане
и лица без гражданства приобретать в
собственность земельные участки на территории
Российской Федерации? В какой момент
переходит право собственности на земельный
участок?
Учитывая, что земельное законодательство
применяется на практике уже несколько
лет, представляет интерес анализ арбитражной
практики по сделкам купли-продажи земельных
участков несельскохозяйственного назначения.
Цель дипломной работы заключается в изучении
сущности и особенностей применения договора
купли-продажи земельных участков в России
в соответствии с гражданским и земельным
законодательством.
Поставленная в дипломной работе цель
определила следующие основные задачи:
- изучить нормативно-правовое регулирование
договора купли-продажи земельных участков;
- рассмотреть особенности оборотоспособности
земельных участков;
- раскрыть преддоговорные условия купли-продажи
земли;
- исследовать предмет и порядок определения
цены в договоре купли-продажи земельных
участков;
- рассмотреть особенности формы договора
купли-продажи земельных участков;
- провести правовую оценку правового
статуса сторон договора купли-продажи
земельных участков;
- проанализировать особенности договора
купли-продажи земель сельскохозяйственного
назначения;
- исследовать правовые коллизии в регулировании
договора купли-продажи земельных участков.
Научно-теоретическую основу дипломной
работы составили труды Е.А. Барановой,
М.В. Бархатова, Н.Н. Веденина, Е. Галиновской,
О.И. Крассова, Н.А. Прохоровой, К.И. Скловского
и других авторов.
Нормативно-правовая база дипломного
исследования включает Гражданский кодекс
РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон
«О государственной регистрации сделок
с недвижимым имуществом» и прочие нормативно-правовые
акты.
Эмпирическую базу дипломного исследования
составили материалы судебной практики
по спорам, связанным с оборотом земельных
участков.
Содержание дипломной работы включает
введение, две главы, заключение и список
использованных источников.
Глава 1. Общие положения о договоре купли-продажи
земельных участков
1.1.Нормативно-правовое регулирование
договора купли-продажи
земельных участков
Нормативно-правовое регулирование договора
купли-продажи земельных участков в России
развивалось неравномерно. Так, передача
земельных участков в собственность по
договору купли-продажи в Советской России
прекратилась в связи с принятием Декрета
о земле от 8 ноября 1917 г., который обратил
все земли во всенародное достояние и
отменил существовавшие виды прав на землю
(государственная, удельная, кабинетская,
монастырская, церковная, посессионная,
майоратная, частновладельческая, общественная,
крестьянская и т.д.).
Законом "О социализации земли", принятым
ВЦИК 27 января 1918 г., осуществлена социализация
земли, которая стала передаваться в пользование
трудовому народу.
Признание земли государственной собственностью
(национализация) было осуществлено с
принятием первого Земельного кодекса
РСФСР (30 октября 1922 г.). С этого момента
земельные участки предоставлялись земледельцам
и их объединениям, городским поселениям,
государственным учреждениям и предприятиям
на праве бессрочного (постоянного) пользования
либо на праве временного пользования.
Верховный Совет СССР постановлением
от 23 ноября 1989 г. ввел в действие с 1 января
1990 г. "Основы законодательства Союза
ССР и союзных республик об аренде",
в которых советам народных депутатов
было разрешено передавать землю не только
в бессрочное и временное пользование,
но и в аренду путем заключения соответствующего
договора.
Следующим постановлением от 28 февраля
1990 г. Верховный Совет СССР вводит в действие
с 15 марта 1990 г. "Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик о земле",
в которых утверждается еще одно право
на землю - пожизненное наследуемое владение.
В декабре 1990 г. второй (внеочередной) Съезд
народных депутатов РСФСР принимает ряд
законов по развитию агропромышленного
комплекса и вводит право частной собственности
на земли сельскохозяйственного назначения.
Начиная с 1991 г. земельные участки в Российской
Федерации можно получить на праве собственности,
пожизненного наследуемого владения,
постоянного (бессрочного) пользования,
аренды или срочного (временного) пользования.
Эти пять видов прав на землю отличаются:
1) формой выдаваемого документа, удостоверяющего
конкретное право на землю;
2) условиями и размерами платежей за пользование
землей;
3) полномочиями по распоряжению предоставленным
земельным участком.
В условиях рыночной экономики возникла
необходимость осуществления земельной
реформы и совершенствования законодательства
в области земельных отношений. 30 октября
2001 г. вступил в силу новый Земельный кодекс
Российской Федерации[2] (далее – ЗК РФ), который призван
обеспечить стабильность отношений земельной
собственности и реализацию конституционных
прав граждан на землю.
В настоящее время земля в Российской
Федерации стала объектом гражданского
оборота, и сделки с земельными участками
приобрели все большую значимость. Следует
отметить, что Земельный кодекс РФ на уровне
закона косвенным образом закрепил приоритет
земельного законодательства перед гражданским
при регулировании земельных отношений
и совершении сделок с землей[3]. В ст. 3 Кодекса установлено,
что имущественные отношения по владению,
пользованию и распоряжению земельными
участками, а также по совершению сделок
с ними регулируются гражданским законодательством,
если иное не предусмотрено земельным,
лесным, водным законодательством, законодательством
о недрах, об охране окружающей среды,
иными федеральными законами.
Заключение
Изучив теоретические основы договора
купли-продажи земельного участка, нами
были сделаны следующие выводы.
Заключение договоров купли-продажи участков
регулируется § 7 "Продажа недвижимости"
гл. 30 "Купля-продажа" ГК. Согласно
общей для всех видов недвижимости норме
ст. 551 ГК обязательной регистрации подлежит
переход права к покупателю. Сами договоры
купли-продажи земельных участков не подлежат
государственной регистрации и считаются
заключенными с момента подписания.
Статьей 37 ЗК установлены следующие особенности
купли-продажи и мены земельных участков.
Объектом купли-продажи могут быть только
земельные участки, прошедшие государственный
кадастровый учет. В договоре должны быть
указаны: местоположение участка; площадь;
кадастровый номер; категория земли (целевое
назначение); разрешенное использование
участка.
Продавец при заключении договора купли-продажи
обязан предоставить покупателю имеющуюся
у него информацию об обременениях земельного
участка и ограничениях его использования
в соответствии с разрешенным использованием.
В договор также могут быть включены сведения:
о разрешении на застройку данного земельного
участка; об использовании соседних земельных
участков, оказывающем существенное воздействие
на использование и стоимость продаваемого
земельного участка; о качественных свойствах
земли, которые могут повлиять на планируемое
покупателем использование и стоимость
продаваемого земельного участка; иная
информация, которая может оказать влияние
на решение покупателя о покупке данного
земельного участка.
В случае предоставления заведомо ложной
информации покупатель вправе требовать
уменьшения покупной цены или расторжения
договора купли-продажи земельного участка
и возмещения причиненных ему убытков.
Признаются недействительными условия
договора: устанавливающие право продавца
выкупить земельный участок обратно по
собственному желанию; ограничивающие
дальнейшее распоряжение земельным участком,
в том числе ограничивающие ипотеку, передачу
земельного участка в аренду, совершение
иных сделок с землей; ограничивающие
ответственность продавца в случае предъявления
прав на земельные участки третьими лицами.
При сделках с земельными участками, находящимися
в частной собственности физических и
юридических лиц, цена отчуждаемого земельного
участка определяется по соглашению сторон.
При согласовании цены участка можно воспользоваться
данными о рыночной стоимости или государственной
кадастровой оценки земель. Рыночная стоимость
участка устанавливается в соответствии
с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ
"Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (в ред. от 27.02.2003) по договору
между заказчиком и оценщиком. Государственная
кадастровая оценка земли производится
органами Росземкадастра в соответствии
с постановлением Правительства РФ от
08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель".
Нормативная цена земли указывается в
кадастровом плане участка.
Законом не установлено, что кадастровая
стоимость земельного участка обязательное
условие сделки. Однако при залоге земельного
участка установленная договором об ипотеке
оценка участка не должна быть ниже его
нормативной цены. Справка о нормативной
цене земли также требуется для нотариального
удостоверения сделки с участком.
Анализ правоприменительной практики
по договору купли-продажи земельных участков
позволил выявить некоторые проблемы
правового регулирования договора купли-продажи
земельных участков.
При совершении и исполнении сделок с
земельными участками могут возникнуть
некоторые правовые коллизии ввиду противоречий,
содержащихся в нормативных правовых
актах. В дипломной работе мы выделили
следующие.
На сегодняшний день наиболее ощутимым
является противоречие норм гражданского
и земельного законодательства. В качестве
одного (но не единственного) примера такого
противоречия можно привести нормы, регулирующие
правовую судьбу земельных участков и
расположенных на них объектов недвижимости,
когда собственник участка и объекта отчуждает
либо только участок, либо только объект.
Земельный кодекс РФ последовательно
следует принципу единства судьбы земельных
участков и прочно связанных с ними объектов.
Так, отчуждение здания, строения, сооружения,
находящихся на земельном участке и принадлежащих
одному лицу, проводится вместе с земельным
участком, за редким исключением, указанным
в Земельном кодексе РФ. Вместе с тем не
допускается отчуждение земельного участка
без находящихся на нем здания, строения,
сооружения в случае, если они принадлежат
одному лицу. В то же время ГК РФ не следует
указанному выше принципу и фактически
позволяет собственнику участка и объекта
на нем отчуждать либо только участок,
либо только объект. Согласно ГК РФ в случаях,
когда земельный участок, на котором находится
принадлежащее продавцу здание, сооружение
или другая недвижимость, продается без
передачи в собственность покупателя
этой недвижимости, за продавцом сохраняется
право пользования частью земельного
участка, которая занята недвижимостью
и необходима для ее использования, на
условиях, определяемых договором продажи.
Если условия пользования соответствующей
частью земельного участка договором
его продажи не определены, продавец сохраняет
право ограниченного пользования (сервитут)
той частью земельного участка, которая
занята недвижимостью и необходима для
ее использования в соответствии с ее
назначением (ст.553 ГК РФ).
Когда продавец является собственником
земельного участка, на котором находится
продаваемая недвижимость, покупателю
недвижимости передается право собственности
либо предоставляется право аренды или
предусмотренное договором иное право
на соответствующую часть земельного
участка. Если договором не определено
передаваемое покупателю недвижимости
право на соответствующий земельный участок,
к покупателю переходит право собственности
на ту часть земельного участка, которая
занята недвижимостью и необходима для
ее использования.
Налицо противоречие двух норм. В ГК РФ
зачастую упоминается, что особенности
совершения сделок с земельными участками
могут быть установлены законодательством.
Однако в данной ситуации, видимо, необходимо
принимать во внимание принципиальные
различия этих двух отраслей права. Земельное
законодательство регулирует отношения
по использованию и охране земель в РФ
как основы жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории,
а также по определению оборотоспособности
различных категорий земель (в ГК РФ тоже
постоянно встречаются подобные оговорки).
Гражданское законодательство, в свою
очередь, определяет основания возникновения
и порядок осуществления права собственности
и других вещных прав, регулирует договорные
и иные обязательства.
Процитированные выше положения Земельного
кодекса РФ, очевидно, вторглись в сферу
отношений, подлежащих регулированию
гражданским законодательством.
Существуют изъяны и в формуле расчета
цены приватизируемого земельного участка.
Важно отметить, что при совершении сделки
приватизации застроенного земельного
участка необходимо учитывать и положения
ФЗ "О приватизации государственного
и муниципального имущества" (вступил
в силу 27 апреля 2002 г.), которые содержат
правила определения цены земельного
участка, несколько отличающиеся от уже
процитированных правил, установленных
ФЗ "О введении в действие Земельного
кодекса РФ". Кроме того, Закон о приватизации
иначе определяет и лицо, которое до разграничения
государственной собственности на землю
должно выступать в роли продавца земельного
участка. Принимая во внимание изложенные
противоречия, представляется, что данные
правовые коллизии и различия в целях
поддержания стабильности гражданского
оборота земельных участков остро нуждаются
в разрешении и корректировке путем внесения
соответствующих изменений в процитированные
законы или истолкования данных норм правоприменительными
органами.
Таким образом, мы пришли к следующим заключительным
выводам и определили основные пути совершенствования
законодательства о договоре купли-продажи
земельных участков.
Итак, вопрос о приоритете в применении
норм гражданского или земельного законодательства
в регулировании имущественных отношений
по поводу земельных участков должен решаться
исходя из того, что земельное законодательство
является комплексным. Нормы права, содержащиеся
в Земельном кодексе РФ и иных законах
о земле (земельное законодательство)
и регулирующие гражданские отношения,
касающиеся земли, имеют гражданско-правовую
природу и структурно входят в систему
гражданского права. Соответственно, на
них должен распространяется режим абз.
2 п. 2 ст. 3 ГК РФ о том, что нормы гражданского
права, содержащиеся в других законах,
должны соответствовать Гражданскому
кодексу, за исключением случаев, когда
ГК РФ отдает приоритет специальным нормативным
актам. В этих случаях должны применяться
специальные нормы. В остальных случаях
приоритет имеют нормы, содержащиеся в
гражданском законодательстве (ГК РФ и
принятые в соответствии с ним федеральные
законы).
Необходимо ужесточить требования к форме
договора купли-продажи земельных участков,
посредством введения их обязательного
нотариального удостоверения.
Одновременное установление преимущественного
права покупки земельного участка сельскохозяйственного
назначения и субъекта Федерации и муниципального
образования нерационально, поскольку
это влечет за собой необоснованное усложнение
гражданского оборота (и по количеству
действий продавца, и по времени). Необходимо
предусмотреть в федеральном законодательстве
четкий запрет подобного установления
в законодательстве субъекта Федерации
(в частности в п.1 ст.8 ФЗ "Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения").
Установление единого правового режима
для совершения сделок с земельными участками,
на которых расположены объекты недвижимого
имущества, для всех категорий земель
нецелесообразно. Вопрос о том, что является
главной вещью и принадлежностью, должен
решаться в зависимости от категории земли.
Представляется, что для земель сельскохозяйственного
назначения главной вещью является именно
земельный участок, а расположенные на
ней здания, строения, сооружения, используемые
для производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной продукции,
являются принадлежностью земельного
участка.
В законодательство предлагается также
внести следующие изменения и дополнения:
1) изменить содержание п.3 ст. 3 ЗК РФ и изложить
ее в следующей редакции: «Имущественные
отношения по владению, пользованию и
распоряжению земельными участками, а
также по совершению сделок с ними, регулируются
гражданским законодательством, а также
земельным, лесным, водным и иным, в пределах,
допускаемых гражданским законодательством».
2) внести дополнения в п.1 ст. 37 ЗК РФ следующего
содержания: "Обязательным приложением
к договору купли-продажи земельного участка
является кадастровая карта (план) продаваемого
земельного участка, удостоверенная органом,
осуществляющим деятельность по ведению
земельного кадастра".
3) Предлагается изменить положение, предусмотренное
п.4 ст. 8 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" и вернуться к прежней редакции:
"При продаже земельного участка с нарушением
преимущественного права покупки субъект
Российской Федерации или, в случаях, установленных
законом субъекта Российской Федерации,
муниципальное образование имеет право
в течение года с момента государственной
регистрации перехода права собственности
требовать в судебном порядке перевода
на него прав и обязанностей покупателя".
4) Необходимо уточнение редакции п.3 ст.12
Закона об обороте и изложение ее в следующем
виде: "Предусмотренные настоящей статьей
сделки с земельными долями, а также государственная
регистрация прав на них, могут осуществляться
на основании доверенности, выданной участником
долевой собственности другому участнику
долевой собственности или иному лицу
и удостоверенной должностным лицом органа
местного самоуправления или удостоверенной
нотариально".
5) п.3 ст. 37 ЗК РФ изложить в следующей редакции:
"Продавец обязан предоставить покупателю
информацию об обременениях земельного
участка и ограничениях его использования
в соответствии с разрешенным использованием;
о разрешении на застройку данного земельного
участка; об использовании соседних земельных
участков, оказывающем существенное воздействие
на использование и стоимость продаваемого
земельного участка, иную информацию,
которая может оказать влияние на решение
покупателя о покупке данного земельного
участка.
Данная информация должна быть представлена
покупателю непосредственно в тексте
договора.
Неисполнение продавцом этой обязанности
дает покупателю право требовать уменьшения
цены товара, либо расторжения договора
купли-продажи".
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993 года // Российская газета.
- 25 декабря 1993 года.
2. Земельный кодекс Российской Федерации
от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 29 октября 2001 г.
- №44. - Ст. 4147.
3. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ
"Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 3 августа 1998г.
- №31. - Ст.3813.
4. Федеральный закон от 25 октября 2001 г.
"О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 29 2001 г. №44. - Ст.
4148.
5. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. №101-ФЗ
"О разграничении государственной собственности
на землю" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 23 июля 2001г. - №30.
- Ст. 3060.
6. Постановление Конституционного Суда
РФ от 23 апреля 2004 г. №8-П "По делу о проверке
конституционности Земельного кодекса
Российской Федерации в связи с запросом
Мурманской областной Думы" // Собрание
законодательства Российской Федерации.
- 3 мая 2004 г. - №18. - Ст. 1833.
7. Определение Конституционного Суда
РФ от 5 июля 2001 г. №132-О "Об отказе в принятии
к рассмотрению жалобы закрытого акционерного
общества "РЕБАУ АГ" на нарушение
конституционных прав и свобод пунктом
1 статьи 165 и пунктом 3 статьи 651 Гражданского
кодекса Российской Федерации" // Вестник
Конституционного Суда Российской Федерации.
- 2002г. - №1.
8. Постановление Правительства РФ от 15
марта 1997 г. №319 "О порядке определения
нормативной цены земли" // Собрание
законодательства Российской Федерации
от 31 марта 1997 г. - №13. - Ст.1539.
9. Постановление Правительства РФ от 18
февраля 1998 г. №219 "Об утверждении Правил
ведения Единого государственного реестра
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 23 февраля 1998г.
- №8. - Ст. 963.
10. Постановление Правительства РФ от
8 апреля 2000 г. №316 "Об утверждении Правил
проведения государственной кадастровой
оценки земель" // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 17 апреля 2000г. -
№16. - Ст.1709.
11. Постановление Правительства РФ от
25 октября 2001 г. №745 Об утверждении федеральной
целевой программы «Создание автоматизированной
системы ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов
недвижимости (2002 - 2007 годы)» // Собрание
законодательства Российской Федерации.
- 5 ноября 2001г. - №45. - Ст. 4265.
12. Постановление Правительства РФ от
11 ноября 2002 г. №808 "Об организации и
проведении торгов по продаже находящихся
в государственной или муниципальной
собственности земельных участков или
права на заключение договоров аренды
таких земельных участков" // Собрание
законодательства Российской Федерации.
- 18 ноября 2002г. - №46. - Ст.4587.
13. Распоряжение Правительства РФ от 10
июля 2001 г. N 910-р "О Программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2002-2004 годы)"//CЗ РФ. N 31. Ст.
3295.
14. Приказ Минюста РФ от 24 декабря 2001 г.
№343 "Об утверждении Правил ведения
книг учета документов и дел правоустанавливающих
документов при государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" // Бюллетень Министерства Юстиции
Российской Федерации. - 2002 г. - №2.
15. Приказ Минюста РФ от 1 июля 2002 г. №184
"Об утверждении методических рекомендаций
по порядку проведения государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним" // Строй-Информ. - 2002 г.
- №9.
16. Постановление Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 30 ноября 1999 г. №1543/99 (извлечение)
// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации. - 2000г. - №2.
17. Постановление Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 2 марта 2004 г. №11994/03 // Вестнике
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации. - 2004 г. - №8.
18. Постановление Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 16 марта 2004 г. №15671/03 // Вестник
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации. - 2004 г. - №8.
19. Постановление Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ от 17 августа 2004 г. №4345/04 // Текст
официально не опубликован.
20. Постановлении Федерального арбитражного
суда Московского округа от 13 февраля
2002 г. N КГ-А41/335-02-2
21. Постановление Федерального арбитражного
суда Северо-Западного округа от 27 января
2003 г. №А56-20158/02
22. Постановление Федерального арбитражного
суда Поволжского округа от 13 ноября 2003
г. №А72-3156/03-Е277
23. Постановление Федерального арбитражного
суда Уральского округа от 12 февраля 2004
г. №Ф09-228/04ГК
24. Постановление Федерального арбитражного
суда Северо-Западного округа от 21 июля
2004 г. №А56-30796/03
25. Постановление Федерального арбитражного
суда Западно-Сибирского округа от 26 июля
2004 г. №Ф04-5211/2004(А46-3197-36)
26. Постановление Федерального арбитражного
суда Волго-Вятского округа от 14 августа
2001 г. №А82-49/01-А/7
27. Постановление Федерального арбитражного
суда Северо-Западного округа от 26 августа
2004 г. №А56-39381/03
28. Информационное письмо Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г.
№59 "Обзор практики разрешения споров,
связанных с применением Федерального
закона "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" // Вестник Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации. - 2001г. - №4.
29. Информационное письмо Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 2001 г.
№61 "Обзор практики применения арбитражными
судами земельного законодательства"
// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации. - 2001г. - №5.
30. Анисимов А.П. Некоторые проблемы совершенствования
законодательства о правовом режиме земель
поселений // Журнал российского права.
– 2004. - №4.
31. Арбитражный процессуальный кодекс
РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 29 июля 2002 г. - №30.
- Ст. 3012.
32. Баранова Е.А. К вопросу о понятии единого
объекта недвижимости в гражданском праве
Германии//Законодательство и экономика.
2004. N 12.
33. Бархатов М.В. Комментарий к земельному
законодательству Российской Федерации".
- М.: Юрайт-Издат, 2002.
34. Бойкова М.П. Выкуп земельного участка
// Главбух. – 2003. - №17.
35. Веденин Н.Н. Земельное право: Вопросы
и ответы. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юриспруденция,
2001.
36. Ветров С.А., Назаренко И.П., Зазуля Т.В.,
Карманов А.Ю. Практика рассмотрения споров,
возникающих из земельных правоотношений
// Вестник Федерального арбитражного
суда Северо-Кавказского округа. - 2003. -
№5.
37. Габбасов Р., Голубева Н. Продажа земельных
участков: корректировка базовой величины
нормативной цены земли и порядок налогообложения
// Финансовая газета. Региональный выпуск.
- 2001. - №17.
38. Гаврилюк М. Указание категории земель
и разрешенного использования в документах
Государственного земельного кадастра
// Право и экономика. - 2004. - №3.
39. Галиева Р. Субъекты и объекты земельных
прав // Российская юстиция. – 2002. - №10.
40. Галиновская Е. Недвижимость на земельном
участке (о некоторых проблемах приобретения
прав на землю // эж-ЮРИСТ. – 2003. - №41.
41. Галиновская Е.А. К вопросу об оформлении
прав на земельные участки // Право и экономика.
– 2003. - №1.
42. Горохов Д.Б. Государственная регистрация
прав на земельный участок как вид недвижимого
имущества // Законодательство и экономика.
– 2002. - №№6, 7.
43. Григорьева Л. Земельный кодекс Российской
Федерации не противоречит Конституции
Российской Федерации // Адвокат. – 2004.
- №6.
44. Грудцына Л. Переоформление права пользования
земельным участком сроком не ограничено
// Адвокат. – 2004. - №3.
45. Иванов А.А. Качество законов и деятельность
арбитражных судов//Журнал российского
права. 2005. N 4.
46. Козырь О.М., Маковская А.А. "Единая
судьба" земельного участка и расположенных
на нем иных объектов недвижимого имущества:
(Реальность и перспективы) // Вестник ВАС
РФ. 2003. N 2. С. 100.
47. Комментарий к главе 17 Гражданского
кодекса Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат,
2002.
48. Комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации, части первой / Под
ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина - М.: Юрайт-Издат,
2004.
49. Комментарий к Гражданскому кодексу
РФ. Часть первая / Под ред. проф. Т.Е.Абовой
и А.Ю.Кабалкина - М.: Юрайт-Издат, 2004.
50. Комментарий к земельному законодательству
Российской Федерации». - М.: Юрайт-Издат,
2002.
51. Комментарий к Земельному кодексу Российской
Федерации / Под ред. Крассова О.И. - Юристъ,
2002.
52. Концепция развития гражданского законодательства
о недвижимом имуществе от 15 декабря 2003
г. (протокол N 18)//Интернет-сайт Исследовательского
центра частного права: "www.privlaw.ru".
53. Крассов О.И. Право частной собственности
на землю. - М.: Юристъ, 2000.
54. Круглов В. В. Земельный кодекс РФ как
этап в развитии земельного законодательства
и формирования рынка земли // Бизнес, менеджмент
и право. 2002. № 2.
55. Лисина Н.Л. Особенности правового регулирования
владения и пользования земельными участками
в составе земель поселений // Законодательство
и экономика. – 2002. - №11.
56. Можаровский В. Переход земель в частную
собственность // эж-ЮРИСТ. – 2003. - №11.
57. Попов М. О купле-продаже земельных участков
// Хозяйство и право. – 1997. - №12.
58. Попов М. Об ограничениях купли-продажи
гражданами земельных участков // Хозяйство
и право. – 1998. - №2.
59. Порядок купли-продажи гражданами Российской
Федерации земельных участков, утвержденный
постановлением Совета Министров Правительства
Российской Федерации от 30 мая 1993 г. N 503.
60. Постатейный комментарий к Федеральному
закону "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" / Под общ. ред. П.В.Крашенинникова.
- М.: Спарк, 1999.
61. Прохорова Н.А. Содержание права государственной
собственности на землю по Земельному
кодексу РФ // Журнал российского права.
– 2003. - №8.
62. Романов В.И. Судебное рассмотрение
земельных споров // Журнал российского
права. – 2002. - №11.
63. Скловский К.И. Применение гражданского
законодательства о собственности и владении.
Практические вопросы. – М.: Статут, 2004.
С. 338.
64. Скловский К. Разумное управление земельным
участком // эж-ЮРИСТ. – 2004. - №33.
65. Споры, связанные с применением земельного
законодательства // Правосудие в Поволжье.
– 2004. - №1.
66. Станкевич Н.Г. Государственная регистрация
вещных прав на земельную недвижимость
и сделок с ней в России и Белоруссии //
Журнал российского права. – 2003. - №12.
67. Третьяков С.В. Комментарий к статьям
20 и 21 Земельного кодекса Российской Федерации
// Гражданин и право. – 2002. - №9/10.
68. Уткин Б. Права на земельные участки
"в силу закона // эж-ЮРИСТ. – 2003. - №32.
69. Чесовской Е. Судебная защита прав участников
земельных отношений // Российская юстиция.
– 2002. - №6.
70. Шейнин Л.Б. Земельные титулы и резервы
правопорядка // Журнал российского права.
– 2003. - №1.
71.