Социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование.
Задачи:
1. Изучить государственные гарантии реализации права на образование.
2. Проанализировать обучение на родном языке.
3. Раскрыть основные принципы доступа к образованию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Государственные гарантии реализации права на образование 5

ГЛАВА 2. Обучение на родном языке 9

ГЛАВА 3. Доступ к образованию 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование.docx

— 49.31 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           4

ГЛАВА 1. Государственные гарантии реализации права на образование 5

ГЛАВА 2. Обучение на родном языке       9

ГЛАВА 3. Доступ к образованию        18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ         29 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Право на образование является одним из важнейших прав человека. Однако в  силу своего социального характера  это право нуждается в социально-правовом обеспечении, которое может быть предоставлено только государством. Поэтому закрепленная в Конституции  РФ международно-правовая норма, устанавливающая, что «каждый имеет право на образование» (ч. 1 ст. 43), должна быть подкреплена  соответствующими государственными гарантиями. Как подчеркивает Л.Д.Воеводин, «государственные гарантии служат тем надежным мостиком, который обеспечивает необходимый  в основах правового статуса  личности переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возможности  к действительности».1 То есть назначение гарантий состоит в том, чтобы «обеспечивать гражданам фактическое пользование конституционными правами и свободами», но при этом «направлять процесс осуществления этих прав и свобод по пути, отвечающему интересам российского общества и государства».2

     Цель  данной работы – рассмотреть социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование.

     Задачи:

  1. Изучить государственные гарантии реализации права на образование.
  2. Проанализировать обучение на родном языке.
  3. Раскрыть основные принципы доступа к образованию.

 

     ГЛАВА 1. Государственные гарантии реализации права на образование

     Конституция РФ не только провозглашает право  каждого человека на образование (ч. 1 ст. 43), но также закрепляет гарантии этого права. Конституционные нормы  получили развитие в нормах Закона РФ «Об образовании». Для граждан  Российской Федерации особое значение имеет ст. 5 Закона РФ «Об образовании», в которой определяются государственные гарантии их прав в области образования. Важнейшей из них является обеспечение государством права граждан на образование «путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования» (п.2 ст. 5). При этом гарантируется равенство прав всех граждан Российской Федерации на получение образования, то есть «возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости» (п.1 ст. 5).

     Благодаря созданной и поддерживаемой государством системе образования обеспечивается общедоступность и бесплатность основных видов образования, а также  на конкурсной основе бесплатность профессионального  среднего, высшего и послевузовского  образования (п.3 ст. 5). Эти гарантии действительны при условии получения  основных видов образования «в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов, если образование  данного уровня гражданин получает впервые» (п.3 ст. 5). Государство гарантирует  создание условий для получения  образования гражданами с отклонениями в развитии (п.6 ст. 5) и оказание содействия в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности (п.7 ст. 5).

     Иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правом на получение образования наравне  с российскими гражданами.3 Кроме того, иностранные граждане, не проживающие в России, могут проходить обучение, подготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях (организациях) Российской Федерации в соответствии с международными договорами (ст. 57 Закона). Постановлением Правительства РФ «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования»4 устанавливается определенная квота приема иностранных граждан в образовательные учреждения для получения высшего и послевузовского профессионального образования (п. 1). Иностранные граждане, принятые на обучение на основании международных договоров Российской Федерации, на время обучения обеспечиваются стипендией и общежитием на условиях, установленных для граждан РФ (п. 1 указанного постановления).

     Законодательно  закреплены меры по обеспечению реализации права на получение образования  в РФ и лиц без гражданства. Согласно Федеральному закону «О беженцах»5 лицо без гражданства, признанное в установленном порядке беженцем, имеет право на получение содействия в устройстве своих детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также на содействие в переводе своих детей в образовательное учреждение среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с российскими гражданами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, если иное не установлено международными договорами РФ (пп. 8,11 п.1 ст.8).

     Интерес представляют и правовые механизмы  обеспечения права на образование  лиц, являющихся вынужденными переселенцами. В Законе РФ «О вынужденных переселенцах»6 не закреплено их право на получение содействия в устройстве своих детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения и в учреждения начального профессионального образования, а также на содействие в переводе в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем оказание соответствующего содействия возложено в качестве обязанности на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. До принятия Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ эта обязанность ограничивалась содействием в устройстве и переводе в образовательные учреждения на места, обеспеченные финансированием за счет средств соответствующего бюджета, что на практике зачастую становилось значительным ограничением. Данное обстоятельство подтверждает относительность права на образование и необходимость государственных гарантий, в том числе дополнительных (для наименее защищенных категорий), позволяющих реализовать это право.

     Конституция РФ относит вопросы образования  и воспитания к предметам совместного  ведения (п. «е» ч.1 ст. 72), что означает, что наряду с Федерацией правом правового  регулирования отношений в сфере  образования наделены и субъекты Российской Федерации. Это право  активно использует подавляющее  большинство субъектов Федерации. Как показывает практика, их подходы  могут оказывать значительное влияние  на возможности реализации права  на образование.

     Учитывая исключительную роль образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического российского общества и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонационального государства, можно констатировать, что на законодателях субъектов Федерации, разрабатывающих образовательно-правовые нормы применительно к региональным особенностям, лежит особая ответственность по обеспечению государственных гарантий права на образование.

 

     ГЛАВА 2. Обучение на родном языке

     Конституция РФ относит право на пользование  родным языком, на свободный выбор  языка общения, воспитания, обучения и творчества к числу основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. При том  что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч. 1 ст. 68), Конституция  РФ гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68).

     С учетом особенностей конституционно-правового  статуса республик в составе  России Конституция РФ признает за ними право устанавливать свои государственные  языки и использовать их в органах  государственной власти, органах  местного самоуправления, государственных  учреждениях республик наряду с  государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68). В развитие данных положений Конституции был принят ряд федеральных законов и  иных нормативных актов, в частности, это Закон Российской Федерации  от 25.10.1991 №1807-01 «О языках народов Российской Федерации»,7 Федеральный закон от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»,8 Федеральный закон от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»,9 Федеральный закон от 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»,10 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».

     В соответствии с Конституцией РФ Законом  «О языках народов Российской Федерации» устанавливается принцип государственных  гарантий равноправия языков: Российская Федерация гарантирует всем ее народам  независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу  выбора и использования языка  общения. Закон закрепляет следующие  права граждан: право на выбор  языка общения, воспитания и обучения, право на благоприятные условия, обеспеченные государством, для изучения и преподавания родного языка и других языков народов Российской Федерации. Ст. 6 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации», конкретизируя положения ст. 68 Конституции РФ, определяет, что Российская Федерация в лице высших органов государственной власти осуществляет установление общих принципов законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, содействие развитию государственных языков республик, создание условий для сохранения и развития языков малочисленных народов и этнических групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований или проживающих за их пределами.

     Аналогичные положения содержатся в Законе Российской Федерации «Об образовании», который, кроме того, закрепляет, что субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией вправе принимать в области образования  законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным  законам в области образования (п.3 ст.3). Это означает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования  не могут ограничивать права граждан, закрепленные Конституцией РФ и федеральным  законодательством, в том числе  права, связанные с изучением  и преподаванием русского языка  как государственного языка на всей территории России.

     В соответствии с п. 1. ст. 6 Закона РФ «Об  образовании» «общие вопросы языковой политики в области образования  регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР».11 Этим же законом установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (ст. 6). Законодатель, исходя из того, что реализация этих прав требует соответствующих государственных гарантий, предусмотрел ряд соответствующих норм. Согласно Закону РФ «О языках народов Российской Федерации» право граждан России на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования.

     Право на получение основного общего образования  на национальном (родном) языке и  на выбор языка воспитания и обучения зафиксировано также в Федеральном  законе «О национально-культурной автономии». При этом установлено, что органы государственной власти РФ и субъектов  РФ обеспечивают проведение государственной  политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков.

     В ст.11 указанного Закона установлено, что  в целях обеспечения права  на получение основного общего образования  на национальном (родном) языке и  на выбор языка воспитания и обучения национально-культурные автономии  могут образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях  с воспитанием на национальном (родном) языке, а также создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные; начального, среднего и высшего профессионального  образования) с обучением на национальном (родном) языке, учреждать другие негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке; а также разрабатывать  с участием подведомственных образовательных  учреждений учебные программы, издавать учебники, методические пособия, другую учебную литературу, необходимые  для обеспечения права на получение  образования на национальном (родном) языке; осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации  другие мероприятия по обеспечению  права на обучение на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения.

     Конституция РФ в ст. 69 гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права и  международными договорами России. Федеральным  законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлено, что лица, относящиеся  к малочисленным народам, объединения  малочисленных народов в целях  сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством  РФ вправе, в частности, сохранять  и развивать родные языки, получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации.

Информация о работе Социальные гарантии реализации прав граждан РФ на образование