Роль государства в развитии гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

В работе я ставила цель осветить существующую теорию гражданского общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы, и, во-вторых, проанализировать состояние гражданского общества в нашей стране. Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с практической стороны. Меня данная тема заинтересовала более с теоретической стороны, так как для будущего управленца необходимо знать основы, на которых базируются возможности реализации правового государства.

Оглавление

Введение
1.1 Государство и гражданское общество
1.1.1 Государство: формы, элементы форм, типы, структура
1.1.2 Основные признаки правового государства
1.1.3 Принципы и основа правового государства
1.1.4 Гражданское общество: понятие, основные признаки, формирование, структура
1.1.5 Структура гражданского общества
1.1.6 Взаимная ответственность личности и государства
1.1.7 Роль государства в развитии гражданского общества в России
2. Аналитическая часть
2.1 Тенденции в развитии современного государства
2.2.2 Гражданское Общество - необходимое условие экономического успеха
2.2.3 Гражданское общество не берет деньги у правительства
2.2.4 Развитие гражданского общества означает снижение роли государства
3. Проектная часть
3.1 Перспективы развития гражданского общества
3.2 Государство и гражданское общество
3.2.1 Эффективность государственной политики в области развития муниципального управления и местного самоуправления
3.2.2 Направления развития гражданского общества в России
3.2.3 Направления поддержки развития гражданского общества
3.2.4 Гражданское образование
3.2.5 Мониторинг гражданского общества
3.2.6 Голос гражданского общества
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

роль гос в пос гр об-ва.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Отличительные признаки правового государства:

* верховенство  закона во всех сферах жизни  общества. Закон устанавливает права  и обязанности участников общественных  отношении. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;

* гарантии  прав личности, возможности ее  свободного развития. Реализация  гарантий обеспечивается через  принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности;

* взаимная  ответственность государства и  личности. Она взаимна благодаря  тому, что государство и индивид  в равной мере ответственны  за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний, и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;

* принцип  разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Социальное  государство представляет собой  форму организации государственной  власти, для которой свойственна  забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

Функции социального государства не сводятся к поддержке малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя.

Структура государства

По разделению власти:

система законодательных (представительных)

учреждений;

исполнительно-распорядительные органы;

судебные  органы.

По выполняемым  функциям.

Органы, осуществляющие внутренние функции:

охрана  правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

социально-экономическое  регулирование (финансово-налоговый

аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта;

духовное  производство (учреждения образования, культуры, органы

информации).

Органы, осуществляющие внешние функции:

вооруженные силы;

разведка;

органы  межгосударственных отношений.

1.1.2 Основные признаки  правового государства

Правовому государству присущи следующие признаки:

Принцип приоритета права.

1. Приоритет  права означает:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходимость  идеологически-правового обоснования  любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип  правовой защищенности человека  и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и  его органами, так и с другими  общественными образованиями, другими  гражданами в рамках правовых отношений  по поводу самых различных объектов.

Непреходящий  характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит  в том, что все взаимоотношения  индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип  правового разграничения деятельности  различных ветвей государственной  власти. Власть в государстве  может олицетворять один человек  (монарх, диктатор), она может принадлежать  группе лиц (хунте, верхушке  партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Наряду  с изложенными правовому государству  присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового  акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др. ответственность  за поддержание своих граждан, социальный мир в обществе. Становление социального государства в промышленно развитых странах представляет собой новый шаг в государственном строительстве.

1.1.3 Принципы и основа  правового государства

Рассматривая  основные признаки правового государства, следует отметить, что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных признаков в жизни отражает движение к правовому государству.

Правовое  государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность. В основных характеристиках правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития общества.

Теория  правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений. При характеристике естественно-правовой идеологии важно обратить внимание на следующие моменты:

универсальный характер естественного права, своего рода универсальная этика, нормы которой отвлекаются от того, кто их адресат по происхождению или по должности (по званию). Они апеллируют к человеку;

договор - изначальная основа деятельности государства. По договору не все естественные права передаются государству. Некоторые из них неприкосновенны и составляют содержание частной жизни индивида:

подчиненность "положительного права" (норм, творимых людьми, издаваемых государством) естественному;

постоянство норм естественного права, их неизменный характер (классический вариант) или меняющееся содержание естественно-правовых догм (теория "возрожденного естественного права").

Экономическая основа правового государства - это  производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.

В правовом государстве собственность принадлежит  непосредственно производителям и  потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так  и индивида. Оно объединяет свободных  граждан - носителей общественного прогресса.

В центре внимания такого государства находится  человек и его интересы. Через  систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия  для реализации каждым гражданином  своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственной  основой правового государства  являются принципы равенства и свободы  личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости. Это  выражается в первую очередь в  демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Политическая  природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ - источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти.

Подытоживая вышеперечисленные признаки правового  государства, можно вывести его следующее определение:

Государство можно считать правовым, если оно  основано на принципе разделения властей, во всех сферах общественной жизни  в государстве господствует право, и само государство, все его органы, должностные лица и граждане связаны законом; в государстве работают эффективные формы контроля над осуществлением закона, свободы личности, ее права, честь и достоинство незыблемы, охраняемы и гарантируемы, а ответственность государства и личности является взаимной.

1.1.4 Гражданское общество: понятие, основные признаки, формирование, структура

Обобщая различные представления, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении  гражданского общества и государства.

Первое. Понятие "гражданское общество" и "государство" характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно  закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни с другой.

Третье. Гражданское общество - первооснова  политической системы, им обусловливается  и определяется государство. В свою очередь, государство как институт - это система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

В некоторых  специфических исторических условиях, например, в рамках господства более  развитых в политическом отношении  обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

Четвертое. Чем больше развито гражданское  общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Признаки  гражданского общества

<

Информация о работе Роль государства в развитии гражданского общества