Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:28, курсовая работа
В работе я ставила цель осветить существующую теорию гражданского общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы, и, во-вторых, проанализировать состояние гражданского общества в нашей стране. Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с практической стороны. Меня данная тема заинтересовала более с теоретической стороны, так как для будущего управленца необходимо знать основы, на которых базируются возможности реализации правового государства.
Введение
1.1 Государство и гражданское общество
1.1.1 Государство: формы, элементы форм, типы, структура
1.1.2 Основные признаки правового государства
1.1.3 Принципы и основа правового государства
1.1.4 Гражданское общество: понятие, основные признаки, формирование, структура
1.1.5 Структура гражданского общества
1.1.6 Взаимная ответственность личности и государства
1.1.7 Роль государства в развитии гражданского общества в России
2. Аналитическая часть
2.1 Тенденции в развитии современного государства
2.2.2 Гражданское Общество - необходимое условие экономического успеха
2.2.3 Гражданское общество не берет деньги у правительства
2.2.4 Развитие гражданского общества означает снижение роли государства
3. Проектная часть
3.1 Перспективы развития гражданского общества
3.2 Государство и гражданское общество
3.2.1 Эффективность государственной политики в области развития муниципального управления и местного самоуправления
3.2.2 Направления развития гражданского общества в России
3.2.3 Направления поддержки развития гражданского общества
3.2.4 Гражданское образование
3.2.5 Мониторинг гражданского общества
3.2.6 Голос гражданского общества
Заключение
Список литературы
Наряду с реформой школы необходимо разработать курсы "гражданского минимума" для военнослужащих срочной службы, работников правоохранительных органов и других силовых структур, мигрантов, а также для других секторов, в которых знание гражданских и социальных прав является необходимыми. Экзамены по таким курсам должны стать непременными элементами аттестации.
3.2.5 Мониторинг гражданского общества
Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение таких знаний - перспективная задача. Движение от обсуждения отдельных профессиональных вопросов к разговору на темы, касающиеся всех, регулярное изучение динамики общественной среды, нужд и потребностей общественных организаций и граждан - те направления, которые, в свою очередь, приведут к правильному определению приоритетов и выработке эффективной политики по отдельным секторам.
Эффективность усилий по развитию гражданского общества существенно возрастет, если они будут строиться на основе более полной объективной информации. Это определяет потребность в постоянно действующем мониторинге состояния гражданского общества в России и широкой общественной дискуссии по его результатам.
3.2.6 Голос гражданского общества
Еще одной важной тенденцией в развитии гражданского общества становится все большая потребность в развитии механизмов всестороннего учета интересов и мнений гражданских структур. Движение в сторону дальнейшего совершенствования российской демократической системы придает все большее значение голосу граждан, озвучиванию не только их забот и чаяний, но и обсуждению в публичном пространстве тех предложений по решению проблем, с которыми самоорганизованные группы и институты обращаются к власти и обществу.
Многие российские некоммерческие организации включены в структуры глобального гражданского общества. В России, по данным Росрегистрации, действуют более 190 представительств иностранных некоммерческих организаций и фондов. В большинстве случаев их деятельность приносит пользу развитию российского гражданского общества; распределяемые ими гранты и оказываемые ими услуги помогают многим российским НКО. Однако повестка дня гражданского общества может формироваться только изнутри страны, исходя из национальных приоритетов.
Работа российских гражданских структур вовне страны, участие в жизни глобального гражданского общества на сегодняшний день имеет все шансы усилить позиции России как глобального игрока на международной арене, дополняя переговорные процессы на самом высоком уровне открытым и честным диалогом граждан, донося российские проблемы до мирового сообщества во всем многообразии взглядов на них. Голос России на международной арене, как и внутри страны, не должен быть голосом отдельных экспертов или небольших групп профессиональных организаций, а призван отражать всю палитру мнений и оценок происходящего, существующую в российском гражданском обществе.
Заключение
Итак, правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей.
Что касается
российского гражданского общества,
то оно находятся в стадии формирования.
Сегодня этот процесс осложняется
нестабильностью общественно-
Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т.д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.
Правовое
государство и гражданское
Безусловно,
эти два социальных института - правовое
государство и гражданское
Список литературы
Методологическая литература:
Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., ШабуровА. С.
Теория государства и права. Учебник. - М.: Издательская группа ИНФРА * М - НОРМА, 1997.
Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юрид. лит., 1996. - 584 с.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. - М.: Издательская группа ИНФРА * М - НОРМА, 1997. - 624 с.
Общая теория права и государства. Учебник / Под ред.В. В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - 360 с.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Фирма Гардарика, 1996. - 304 с.
Шпак А.С. Система государственного и муниципального управления: методические указания для выполнения курсовой работы. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2009. - 25 с.
Законодательно нормативные акты:
Конституция
РФ. Принята всенародным
Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ.
Исследования:
Алексеев Н.Н. Идея государства.2-е изд. СПб., 2001.
Алексеев С.С. Общая теория права. - М., Норма, 1999.
Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - № 4.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция, 2000.
Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. - М., 1995.
Воротилин Е.А. "Идеи правового государства в истории политической мысли" // Политология. Курс лекций.М., 1997.
Голенкова З.Т., Витюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация. Социс, 1995, № 6, с.22.
Периодическая печать:
Ковалев С.А. Наше будущее - свободные граждане свободной страны // Российская газета. 1994.9 августа.
Учебники, учебные пособия:
Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности.М., 1996.
Баглай
М.Б. Конституционное право
Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // МЭ и МО - 1991 - №9
Кистяковский Б.А. Лекции по государственному праву: Прочитаны в Московском коммерческом институте в 1908 - 1909 гг.М., 1909.
Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под общ. ред.В.К. Бабаева.М., 2002. С.592
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997. - 475с.
Электронные ресурсы:
Левин
И.Б. Гражданское общество и Россия
[электронный документ] // (http://magazines.russ.ru/
Поппер К. Открытое общество и его враги.М., 1992. [электронный документ] (http://ihtik. lib.ru). Проверено 14.03.07.
Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жильё - гражданам России". - Режим доступа: http://www.rost.ru [Дата обращения: 18 марта 2009 г.].
Руссо
Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты.М.,
1998. [электронный документ] (http://lib.ru/filosof/russo/
Струценко Л.А. Открытое общество, государство и демократия в концепции Карла Поппера [электронный документ] (http://www.prof. msu.ru/publ/omsk1/2_12). Проверено 14.03.07.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. - Режим доступа: http://www.fcpdom.ru [Дата обращения: 16 марта 2008 г.].
Чернышов, Л.Н. Реформа ЖКХ / Л.Н. Чернышов. - Режим доступа: http://www.mediatext.ru [Дата обращения: 30 января 2007 г.].
Численность населения. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru [Дата обращения: 30.04.2009 г.].
Приложения
№
п/п |
Название критерия | Оценка критерия | |||
1 | Социальная
основа
гос-ва |
Критическая | Нестабильная | Стабильная | |
1 | 2 | 3 | |||
2 | Принцип разделения
властей для демократического общества |
Не важен | Важен | Особо важен | |
1 | 2 | 3 | |||
3 | Правовое государство | Изменяемо | Неустойчиво | Устойчиво | |
1 | 2 | 3 | |||
4 | Принцип верховенства законов | Отсутствует | Частично | Присутствует | |
1 | 2 | 3 | |||
5 | Декларация прав
и
свобод человека и гражданина |
Отсутствует | Незначительна | Значительна | |
1 | 2 | 3 | |||
6 | Объем полномочий | Отсутствует | Ограниченный | Неограниченный | |
1 | 2 | 3 | |||
7 | Уровень политической
и правовой культуры в
обществе |
Высокий | Низкий | Средний | |
1 | 2 | 3 | |||
Информация о работе Роль государства в развитии гражданского общества