Роль государства в развитии гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

В работе я ставила цель осветить существующую теорию гражданского общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы, и, во-вторых, проанализировать состояние гражданского общества в нашей стране. Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с практической стороны. Меня данная тема заинтересовала более с теоретической стороны, так как для будущего управленца необходимо знать основы, на которых базируются возможности реализации правового государства.

Оглавление

Введение
1.1 Государство и гражданское общество
1.1.1 Государство: формы, элементы форм, типы, структура
1.1.2 Основные признаки правового государства
1.1.3 Принципы и основа правового государства
1.1.4 Гражданское общество: понятие, основные признаки, формирование, структура
1.1.5 Структура гражданского общества
1.1.6 Взаимная ответственность личности и государства
1.1.7 Роль государства в развитии гражданского общества в России
2. Аналитическая часть
2.1 Тенденции в развитии современного государства
2.2.2 Гражданское Общество - необходимое условие экономического успеха
2.2.3 Гражданское общество не берет деньги у правительства
2.2.4 Развитие гражданского общества означает снижение роли государства
3. Проектная часть
3.1 Перспективы развития гражданского общества
3.2 Государство и гражданское общество
3.2.1 Эффективность государственной политики в области развития муниципального управления и местного самоуправления
3.2.2 Направления развития гражданского общества в России
3.2.3 Направления поддержки развития гражданского общества
3.2.4 Гражданское образование
3.2.5 Мониторинг гражданского общества
3.2.6 Голос гражданского общества
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

роль гос в пос гр об-ва.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Наряду  с реформой школы необходимо разработать  курсы "гражданского минимума" для  военнослужащих срочной службы, работников правоохранительных органов и других силовых структур, мигрантов, а также для других секторов, в которых знание гражданских и социальных прав является необходимыми. Экзамены по таким курсам должны стать непременными элементами аттестации.

3.2.5 Мониторинг гражданского  общества

Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение таких знаний - перспективная задача. Движение от обсуждения отдельных профессиональных вопросов к разговору на темы, касающиеся всех, регулярное изучение динамики общественной среды, нужд и потребностей общественных организаций и граждан - те направления, которые, в свою очередь, приведут к правильному определению приоритетов и выработке эффективной политики по отдельным секторам.

Эффективность усилий по развитию гражданского общества существенно возрастет, если они будут строиться на основе более полной объективной информации. Это определяет потребность в постоянно действующем мониторинге состояния гражданского общества в России и широкой общественной дискуссии по его результатам.

3.2.6 Голос гражданского  общества

Еще одной важной тенденцией в развитии гражданского общества становится все большая потребность  в развитии механизмов всестороннего учета  интересов и мнений гражданских структур. Движение в сторону дальнейшего совершенствования российской демократической системы придает все большее значение голосу граждан, озвучиванию не только их забот и чаяний, но и обсуждению в публичном пространстве тех предложений по решению проблем, с которыми самоорганизованные группы и институты обращаются к власти и обществу.

Многие  российские некоммерческие организации  включены в структуры глобального  гражданского общества. В России, по данным Росрегистрации, действуют более 190 представительств иностранных некоммерческих организаций и фондов. В большинстве случаев их деятельность приносит пользу развитию российского гражданского общества; распределяемые ими гранты и оказываемые ими услуги помогают многим российским НКО. Однако повестка дня гражданского общества может формироваться только изнутри страны, исходя из национальных приоритетов.

Работа  российских гражданских структур вовне  страны, участие в жизни глобального  гражданского общества на сегодняшний  день имеет все шансы усилить  позиции России как глобального игрока на международной арене, дополняя переговорные процессы на самом высоком уровне открытым и честным диалогом граждан, донося российские проблемы до мирового сообщества во всем многообразии взглядов на них. Голос России на международной арене, как и внутри страны, не должен быть голосом отдельных экспертов или небольших групп профессиональных организаций, а призван отражать всю палитру мнений и оценок происходящего, существующую в российском гражданском обществе.

Заключение

Итак, правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Правовое  государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей.

Что касается российского гражданского общества, то оно находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется  нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к  цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

Дальнейшее  развитие гражданского общества в России зависит от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т.д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Правовое  государство и гражданское общество - это идеалы, к которым нужно стремиться, но которые труднодостижимы. Я полагаю, что гражданское общество не может существовать в отдельно взятой стране, подобно коммунизму, либо оно будет во всем мире, либо нигде. В данный момент такое государство не может существовать по разным причинам: во-первых, для этого должны измениться люди (их менталитет), во-вторых, не должно быть отрицательных внешних воздействий со стороны других государств (война, экономическая блокада), также, в-третьих, нежелательны революции, экономические ситуации, чрезвычайные происшествия. Потому как в этих случаях подтверждается неэффективность демократии, власть в подобных ситуациях должна находиться в одних сильных руках. Следовательно, можно точно заявить, что ни одно государство в мире не является правовым в полной мере, страны можно только сравнивать между собой по тому, какое из них является более правовым по отношению к другому и не более того.

Безусловно, эти два социальных института - правовое государство и гражданское общество, в обозримом времени будут существовать и оказывать свое решающее воздействие на существование человечества. Иллюзии, что они "отомрут", деградируют, не оправдались. Их развитие опирается на прочные основы самых глубоких потребностей человечества.

Список  литературы

Методологическая литература:

Алексеев  С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов  Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., ШабуровА. С.

Теория  государства и права. Учебник. - М.: Издательская группа ИНФРА * М - НОРМА, 1997.

Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юрид. лит., 1996. - 584 с.

Кашанина  Т.В., Кашанин А.В. Основы российского  права. Учебник. - М.: Издательская группа ИНФРА * М - НОРМА, 1997. - 624 с.

Общая теория права и государства. Учебник / Под ред.В. В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - 360 с.

Спиридонов  Л.И. Теория государства и права. - М.: Фирма Гардарика, 1996. - 304 с.

Шпак  А.С. Система государственного и  муниципального управления: методические указания для выполнения курсовой работы. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2009. - 25 с.

Законодательно  нормативные акты:

Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ.

Исследования:

Алексеев  Н.Н. Идея государства.2-е изд. СПб., 2001.

Алексеев  С.С. Общая теория права. - М., Норма, 1999.

Алмонд  Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - № 4.

Венгеров  А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция, 2000.

Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. - М., 1995.

Воротилин Е.А. "Идеи правового государства  в истории политической мысли" // Политология. Курс лекций.М., 1997.

Голенкова З.Т., Витюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация. Социс, 1995, № 6, с.22.

Периодическая печать:

Ковалев С.А. Наше будущее - свободные граждане свободной страны // Российская газета. 1994.9 августа.

Учебники, учебные пособия:

Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности.М., 1996.

Баглай  М.Б. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2001.

Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство // МЭ и МО - 1991 - №9

Кистяковский  Б.А. Лекции по государственному праву: Прочитаны в Московском коммерческом институте в 1908 - 1909 гг.М., 1909.

Теория  государства и права. Учебник  для вузов. / Под общ. ред.В.К. Бабаева.М., 2002. С.592

Теория  государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997. - 475с.

Электронные ресурсы:

Левин И.Б. Гражданское общество и Россия [электронный документ] // (http://magazines.russ.ru/october/1997/5/). Проверено 16.03.07.

Поппер  К. Открытое общество и его враги.М., 1992. [электронный документ] (http://ihtik. lib.ru). Проверено 14.03.07.

Приоритетный  национальный проект "Доступное  и комфортное жильё - гражданам России". - Режим доступа: http://www.rost.ru [Дата обращения: 18 марта 2009 г.].

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты.М., 1998. [электронный документ] (http://lib.ru/filosof/russo/prawo. txt) . Проверено 12.03.07.

Струценко Л.А. Открытое общество, государство  и демократия в концепции Карла  Поппера [электронный документ] (http://www.prof. msu.ru/publ/omsk1/2_12). Проверено 14.03.07.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. - Режим доступа: http://www.fcpdom.ru [Дата обращения: 16 марта 2008 г.].

Чернышов, Л.Н. Реформа ЖКХ / Л.Н. Чернышов. - Режим  доступа: http://www.mediatext.ru [Дата обращения: 30 января 2007 г.].

Численность населения. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru [Дата обращения: 30.04.2009 г.].

Приложения

 

п/п

Название критерия Оценка критерия  
1 Социальная  основа

гос-ва

Критическая Нестабильная Стабильная  
    1 2 3  
2 Принцип разделения

властей для демократического

общества

Не важен Важен Особо важен  
    1 2 3  
3 Правовое государство Изменяемо Неустойчиво Устойчиво  
    1 2 3  
4 Принцип верховенства законов Отсутствует Частично Присутствует  
    1 2 3  
5 Декларация прав и

свобод  человека и

гражданина

Отсутствует Незначительна Значительна  
    1 2 3  
6 Объем полномочий Отсутствует Ограниченный Неограниченный  
    1 2 3  
7 Уровень политической и правовой культуры в

обществе

Высокий Низкий Средний  
    1 2 3  
           

Информация о работе Роль государства в развитии гражданского общества