Роль государства в развитии гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

В работе я ставила цель осветить существующую теорию гражданского общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы, и, во-вторых, проанализировать состояние гражданского общества в нашей стране. Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с практической стороны. Меня данная тема заинтересовала более с теоретической стороны, так как для будущего управленца необходимо знать основы, на которых базируются возможности реализации правового государства.

Оглавление

Введение
1.1 Государство и гражданское общество
1.1.1 Государство: формы, элементы форм, типы, структура
1.1.2 Основные признаки правового государства
1.1.3 Принципы и основа правового государства
1.1.4 Гражданское общество: понятие, основные признаки, формирование, структура
1.1.5 Структура гражданского общества
1.1.6 Взаимная ответственность личности и государства
1.1.7 Роль государства в развитии гражданского общества в России
2. Аналитическая часть
2.1 Тенденции в развитии современного государства
2.2.2 Гражданское Общество - необходимое условие экономического успеха
2.2.3 Гражданское общество не берет деньги у правительства
2.2.4 Развитие гражданского общества означает снижение роли государства
3. Проектная часть
3.1 Перспективы развития гражданского общества
3.2 Государство и гражданское общество
3.2.1 Эффективность государственной политики в области развития муниципального управления и местного самоуправления
3.2.2 Направления развития гражданского общества в России
3.2.3 Направления поддержки развития гражданского общества
3.2.4 Гражданское образование
3.2.5 Мониторинг гражданского общества
3.2.6 Голос гражданского общества
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

роль гос в пос гр об-ва.doc

— 238.50 Кб (Скачать)
p align="justify">Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

- высокое  сознание людей;

- высокая  материальная обеспеченность их  на основе владения ими собственностью;

- широкие  связи между членами общества;

наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

- децентрализация  власти;

- передача  части власти органам самоуправления;

согласование  позиций вместо конфликтов;

развитое  чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

- личность  гражданского общества - это человек,  ориентированный на созидание,  духовность.

Правовое  государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его  нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

1.1.5 Структура гражданского  общества

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные "давить" на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность  и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

 

Структура общества:

Структура современного

российского гражданского общества

Социальная  Политическая Духовно-культурная Информационная

система система система система

Социальная  система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде  всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.).

Третий  блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают  отношения собственности, пронизывающие  всю ткань экономических отношений  и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления  общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической  системы, хотя они в определенной степени функционируют и в  рамках другой системы - социальной.

Политическую  систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые  пронизывают политическую систему  во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью, которой выступает всегда политическая (государственная) власть.

Помимо  сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование  является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние  характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно  необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение  и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная  система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно  и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов  могут выступать общественные, муниципальные  и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Итак, при  буквальном толковании термина "гражданское общество" можно прийти к выводу, что это есть синоним государства. Ведь гражданин - политическая фигура, субъект публично-властных отношений. Человек считается гражданином, когда обладает какими-то политическими правами. Тогда сообщество граждан - это и есть государство. В то время как под гражданским обществом исторически понимается сообщество субъектов частного права, "частное общество".

Для гражданского общества необходимо наличие собственности  в распоряжении людей, развитой структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, высокий уровень интеллектуального, духовного, правового развития членов общества, "законообеспеченность" населения, то есть - функционирование правового государства.

Это естественно, так как гражданское общество при демократическом режиме взаимодействует с государством, а при авторитарном - пребывает в оппозиции к нему. Государство может ограничить жизнедеятельность гражданского общества, но не разрушить его. Так же и гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но не подменить его функции.

1.1.6 Взаимная ответственность  личности и государства

Взаимная  ответственность  личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (. ст. ст.41 ч.3, 52, 53 Российской Федерации).

Важным  гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное  положение, в соответствии с которым  властные структуры государства  обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. ст.33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст.57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

1.1.7 Роль государства  в развитии гражданского  общества в России

Существуют  две проблемы, которые  следует рассмотреть  при анализе взаимоотношений  между гражданским  обществом и государством. Первая из них связана с политической экономией, вторая - с демократией. В контексте политической экономии различные страны могут более активно прибегать к государственной интервенции в экономику и при этом квалифицироваться как государства с сильной приверженностью к принципам права, идеалам демократии и рыночной экономики. В какой мере различия между Россией и Соединенными Штатами являются всего лишь отражением различной, но в обоих случаях абсолютно оправданной политической экономии? Вторая проблема касается пределов и ограничений государственного участия, которые должны соблюдаться - вне зависимости от типа политической экономии для обеспечения демократии.

Политическая  экономия связана с той ролью, которую играет государство (и той  ролью, которую от него ожидают) в  каждом конкретном обществе для обеспечения всеобщего благосостояния.

Рыночно-ориентированная  политическая экономия предусматривает  предпочтение социальной справедливости перед более высоким уровнем  свободы (для участия в рыночных операциях), а государственно-ориентированная  модель политической экономии в ущерб свободе обеспечивает интересы социальной справедливости в обществе.

Важным  элементом государственного (особенно на местном уровне) содействия развитию гражданскому обществу является предоставление общественным организациям помещений, где их члены могли бы свободно собираться.

2. Аналитическая часть

2.1 Тенденции в развитии  современного государства

В развитии современного государства можно  выделить несколько тенденций.

Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

Важной  тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая  ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества того или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

Информация о работе Роль государства в развитии гражданского общества