Гражданское общество и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:40, доклад

Краткое описание

Понятие, структура и функции гражданского общества. Основные этапы развития и характерные черты современного гражданского общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.91 Кб (Скачать)

Исторические  формы отношения человека к природе

Под природой обычно понимают несоциальное, В царство природы  не включается лишь то, что сущностно  выделяет из универсума человека и  общество. В связи с этим часто  говорят о соотношениях "природа  и общество", "человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей  специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение "вторая природа", т.е. "очеловеченная  природа", может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек  природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое  значение. Вторая природа — это  не что иное, как природа в ее символическом значении. 
Весьма близки по своему значению понятия "природа" и "материя". Материя — это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие "природа", то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа "отношение человека к природе" и режет ухо высказывание типа "отношение человека к материи". Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи используется ныне весьма редко. 
Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа. 
Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон), По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. 
христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой чело век может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам. 
Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам по нимания природы, дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто дохо дят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и при роды. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоиз ма, считая Космос живым (гиле — жизнь) целым. Возрождение екая философия фактически реализовала лозунг "Назад к при роде". Она это сделала в силу культивирования чувственно-эсте тического идеала философии. Впоследствии лозунг "Назад к при роде" будет приобретать популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение "зеленых") и другим основаниям. 
В Новое время природа впервые становится объектом тщатель ного научного анализа и вместе с тем поприщем активной прак тической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней. 
Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы французских философов Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И.Вернадского. Ноосфера — это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили детальную разработку в особой науке — экологии. 

 

Гражданское общество и государство

Понятие, структура и функции  гражданского общества.

В современной политологии  важность изучения гражданского общества, которое, казалось бы, находится вне  сферы политических отношений, обусловлена  тем, что оно является естественным фундаментом политической демократии. Поэтому обращение к проблеме гражданского общества позволяет обнаружить те конкретные институты и социальные условия, которые делают политическую демократию не только возможной, но и необходимой.

Гражданское общество - это  наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных  элементов добровольно сформировавшиеся общности людей. Элементами гражданского общества являются: семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные и прочие союзы, конфессиональные (религиозные) общности; центры, клубы, фонды, СМИ, движения, политические партии.

Все эти общности, союзы, ассоциации и т.д. созданы, как отражение многообразных  интересов человека и для удовлетворения этих интересов.

Гражданское общество - это  совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных.

Иными словами, гражданское  общество - это производственная и  частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, находящиеся вне сферы  государственно-политического контроля и вмешательства.

Таким образом, гражданское  общество имеет следующие признаки:

экономическая свобода и  частная собственность, социальная стабильность и гарантии, обеспечение  прав и свобод человека; самоуправляемость  и гражданская активность, конкуренция  и плюрализм, свобода информации и общественного мнения, толерантность  и открытость, легитимность власти, наличие правового государства.

Гражданское общество представляет собой многоуровневую систему невластных связей и имеет сложную структуру. Эти связи и структура определяются, прежде всего, интересами людей, их осознанными  потребностями.

Первичные, или базисные, потребности людей, обеспечивающие их жизнедеятельность, удовлетворяются  посредством межличностных взаимодействий в сфере производственных отношений  через такие общественные институты, как производственные, потребительские, профессиональные и другие неполитические объединения.

Потребности в продолжение  рода и воспитании детей, в охране здоровья, духовные потребности удовлетворяются  в процессе социокультурных отношений. Они охватывают семейно-родственные, этнические, религиозные, этические  и другие взаимодействия. Осуществляются они через такие институты, как  семья, образовательные, научные, медицинские, религиозные организации, творческие союзы, спортивные общества и т. д.

Потребности индивидуумов и  групп в политической деятельности реализуются через межличностные  и межгрупповые отношения в рамках политических партий, движений, групп  интересов и т. д.

Понятие "гражданское общество" употребляется в широком и  узком смысле. В широком смысле гражданское общество включает все  социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. При таком подходе  гражданское общество существует во всех государствах, включая авторитарные и тоталитарные, поскольку ни одна власть не может ликвидировать или  полностью контролировать естественные формы жизнедеятельности людей  и их активность.

В узком смысле - это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической  основой демократического и правового  государства. Современное понимание  гражданского общества в политологии  преимущественно исходит из этого  узкого смысла.

В гражданском обществе, в  отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные отношения  подчиненности, а горизонтальные отношения  солидарности и конкуренции свободных  и равноправных партнеров.

Социальной основой гражданского общества являются классы, различные  слои и социальные группы, имеющие  разнообразные, в том числе противоречивые, интересы. Это определяет известную  разобщенность гражданского общества, присущую ему конкурентность и борьбу индивидуумов, осуществляющих собственный  выбор. Подобная разобщенность преодолевается объединением граждан в различные  партии, группировки, ассоциации, позволяющие  им противостоять доминирующим в  обществе классам и группам. Например, структуру гражданского общества в  США составляет широкая сеть различных  добровольных ассоциаций граждан: муниципальных  коммун, благотворительных фондов, групп давления, творческих и кооперативных  объединений, потребительских и  спортивных обществ, религиозных, общественно-политических и других организаций и союзов. Они отражают разнообразные социальные интересы в производственной, общественной, духовной сферах, личной и семейной жизни. Нередко эти самостоятельные  и независимые от государства  общественные институты борются  друг с другом, а также подвергают острой критике недостатки и пороки жизни общества.

В настоящее время в  США более 70% граждан состоят в  таких объединениях и организациях, более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций, создавая условия для самореализации индивидуумов и групп, для выражения и реализации их интересов.

Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, демократическое  законодательство. Гражданское общество - правовое общество. Личная жизнь человека свободна от любого политического (властного) вмешательства, его права защищены законом и имеют приоритет  по отношению к правам государства. Защита прав человека во всех сферах общественной и личной жизни присуща всем структурам гражданского общества.

Духовной, культурно-нравственной основой гражданского общества выступают  культурные, этические идеалы и ценности. Они служат гуманизму, формированию личности гражданина нового типа - свободного, деятельного, следующего принятым обществом  социальным нормам.

Таким образом, структура  гражданского общества включает экономические, хозяйственные, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль. К ней также относятся не опосредованные государством политические отношения  между индивидуумами, группами интересов, партиями, движениями и другими общественными  институтами.

Обязательными условиями  существования гражданского общества являются наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства  и его органов, разграничение  полномочий государственных и негосударственных  институтов. Формирование гражданского общества является необходимым условием демократизации всех форм общественной жизни. Перейти к демократии, раскрепостить  личность, обеспечить ей возможность  свободно и активно действовать  в качестве субъекта общественных отношений  невозможно без зрелого гражданского общества.

Гражданское общество - объективная  реальность. Это - совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности  граждан, призванных обеспечивать удовлетворение своих потребностей и интересов. Его не может ни поглотить, ни ликвидировать  какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень развития данного  гражданского общества?

 

 

Основные этапы  развития и характерные черты  современного гражданского общества

Понятие "гражданское общество" появилось в отечественной политической литературе в последние годы, поскольку  в условиях тоталитаризма гражданское  общество поглощалось государством и сам термин отвергался как относящийся  к буржуазной науке.

Государственная власть может  деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность  индивидов и социальных групп. Но она не в силах ликвидировать  материальную и духовную жизнь людей. Не может она и насильственно  упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, присущую социальным объектам активность.

Гражданское общество формируется  преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения  индивидуумов, их превращения из подданных  государства в свободных граждан-собственников. Они должны обладать чувством собственного достоинства, быть готовыми взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Причем владелец последней  является ее реальным совладельцем со строго определенной долей в получаемом доходе. Мотивация трудовой деятельности определяется частными интересами через  рыночные отношения.

Причинами возникновения  гражданского общества являются:

1. Наличие частной собственности

2. Свободная рыночная экономика

3. Удовлетворение государством  потребностей граждан

Частная собственность является первой из главных причин возникновения  и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую  самоорганизующуюся общественную структуру. Частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование  гражданского общества необходимым. Частные  предприятия, земля, недвижимость (в  том числе сдаваемая в аренду); ценные бумаги, приносящие доход; денежные средства, приносящие проценты; интеллектуальная собственность, обладателями которой  являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, - все это частная  собственность.

Свободная рыночная экономика. Демократическое общество наряду с  другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся  по своим законам. Соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую  деятельность. Однако противостоять  законам рынка в одиночку очень  трудно. Эту задачу призваны облегчить  разного рода объединения предпринимателей.

Государство призвано максимально  удовлетворять интересы и потребности  своих граждан. Необходима система  информирования государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами и средствами самого государства. Причина такой  необходимости заключена в исключительном многообразии интересов граждан  демократического общества. Это связано  с теми свободами, которые гражданское  общество предоставляет своим членам.

Условия возникновения и  развития гражданского общества:

-социальная свобода, демократическое  государственное управление, существование  общественной сферы политической  деятельности и политических  дискуссий;

- гласность и связанная  с ней высокая информированность  граждан, позволяющая реально  оценивать хозяйственную конъюнктуру,  видеть социальные проблемы и  предпринимать шаги по их разрешению;

Информация о работе Гражданское общество и государство